Трагедия на российской атомной подводной лодке

10/11/2008 - 18:11

В ночь на воскресенье на полигоне Тихоокеанского флота в заливе Петра Великого в акватории Японского моря на новой атомной подводной лодке «Нерпа» при проведении заводских ходовых испытаний, когда субмарина находилась на глубине, произошла авария. Погибли 20 человек, из которых трое военнослужащих, 17 -- рабочие судостроительного предприятия.

АПЛ "Нерпа" еще не принята в состав Военно-морского флота, она находится на этапе заводских испытаний, которые проводит сдаточная команда Амурского судостроительного завода. Прием субмарины в состав ВМФ должен был состояться в конце этого года. Поэтому на борту субмарины находились 208 человек сдаточной команды, в которую входят ведущие инженеры и рабочие предприятия, представители контрагентских предприятий, и 81 военный моряк.

По предварительным данным, авария произошла в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в носовой части лодки -- в первом и втором отсеках. При этом произошел выброс фреона. Попадание его в легкие и стало причиной гибели людей. Лодка повреждений не получила, радиационный фон на ней все время оставался в норме, главная энергетическая установка, то есть реакторный отсек, расположенный в кормовой части, работал в штатном режиме. В штабе морских сил Японии, который был извещен об инциденте, подтверждают: утечки радиации в результате ЧП на российской подлодке нет.

Пострадавших, а их 21 человек, которые имеют в основном отравление легкой степени, эвакуировали на подошедший к аварийной АПЛ большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц". Он и доставил пострадавших на берег, в госпиталь флота. Угрозы для их жизни нет.

Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий приказал испытания остановить, лодке в сопровождении спасательного судна "Саяны" своим ходом в надводном положении возвращаться в пункт временного базирования в Приморье -- ЗАТО «Большой Камень» примерно в 130 километрах от Владивостока. На ходу отсеки, где сработала система пожаротушения, провентилировали. Лодка вчера уже была дома.

Министр обороны России Анатолий Сердюков доложил о ЧП президенту Дмитрию Медведеву. Тот поручил министру в постоянном режиме информировать его о ситуации на лодке, провести всестороннее и тщательное расследование, оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. Глава военного ведомства направил на Дальний Восток своего первого заместителя генерал-полковника Александра Колмакова и главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Высоцкого.

Генеральному прокурору Юрию Чайке президент поручил провести полное расследование чрезвычайного происшествия. Военно-следственное управление Следственного комитета прокуратуры РФ на Тихоокеанском флоте возбудило и расследует уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц". На Тихоокеанский флот отправилась группа офицеров центрального аппарата Главной военной прокуратуры во главе с первым заместителем главного военного прокурора Александром Мокрицким.

Министерство обороны Японии ведет за районом аварии наблюдение с воздуха, используя разведывательные самолеты "Орион", радиоперехватом заняты фрегаты, оборудованные системами ПРО "Иджис". На рабочем уровне прошли российско-японские консультации между военными ведомствами двух стран.

Испытания "Нерпы" начались в конце октября, на прошлой неделе лодка в рамках ходовых испытаний совершила первое погружение. Специалисты с большой долей вероятности допускают, что несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения могло произойти из-за нарушения режима работы сдаточным заводским экипажем, который проводил ходовые испытания лодки -- могла быть ошибка в программировании или эксплуатации.

На современных российских атомных подводных лодках две системы пожаротушения: воздушно-пенная и объемная химическая. Первая предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций в концевых отсеках. Запаса пенообразователя хватает на шестикратную перезарядку станции. Каждая станция подает один кубический метр пены к очагу пожара через шланги длиной до 10 метров.

Вторая предназначена для тушения пожара в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций во всех отсеках, за исключением реакторного. Более опасна химическая система. Огнегасителем является хладон 114В2, он же фреон, который относится к химическим веществам 4-го класса опасности, то есть малоопасным. Тем не менее именно он скорее всего привел к жертвам на "Нерпе".

На старых АПЛ сигнал о включении системы пожарной защиты подавался исключительно по приказу, поэтому система не могла включаться непроизвольно. На субмаринах нового поколения пускать систему можно дистанционно с центрального пункта управления или вручную непосредственно со станции в отсеке. Сигнализация "Факел" может обнаружить возникновение пожара на ранних стадиях -- при появлении дыма и пламени в аварийном отсеке.

Автоматизированная система пожаротушения очень надежна и эффективна, гасит огонь быстро. Но люди без портативных дыхательных аппаратов в это время подвергаются смертельному риску.

При срабатывании системы для спасения экипажа и корабля все отсеки задраиваются. Таким образом, люди в аварийном отсеке оказались в изоляции. На атомной субмарине 220 портативных дыхательных аппаратов, их хватало на всех. Столько жертв оказалось, видимо, потому, что люди по каким-то причинам не смогли быстро воспользоваться аппаратами. Специалисты говорят, что подводники, вероятно, не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно. Так что, возможно, причиной аварии стала, как это ни парадоксально, излишняя автоматизация.

Ответственность за чрезвычайное происшествие на подлодке до ее сдачи флоту несет завод-изготовитель, поскольку флотский экипаж во время ходовых испытаний находится в роли стажеров. Однако окончательные выводы сделает следствие. Представитель Главного штаба ВМФ сказал, что лодка сегодня полностью исправна и испытания ее будут продолжены. В боевой строй она войдет в запланированные сроки.

Инциденты на российском подводном флоте

29 мая 1992 года на АПЛ Северного флота произошел взрыв электрокомпрессора. Один член экипажа погиб, пятеро получили ранения.

26 января 1998 года на АПЛ "Томск" произошла авария системы охлаждения с утечкой аммиака и азота. Погибли шесть членов экипажа.

12 августа 2000 года в Баренцевом море на глубине 107 метров затонула российская атомная подводная лодка "Курск". Погибли 118 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин примерно в 3.00 мск во время буксировки затонула снятая с вооружения и шедшая на утилизацию атомная подводная лодка "К 159". На борту судна находились десять членов экипажа, одного из них удалось спасти; позже были обнаружены тела еще двух человек. Официальной причиной гибели атомохода называется шторм, в результате которого произошел отрыв четырех понтонов, во время буксировки удерживавших корабль на плаву.

14 ноября 2004 года в Камчатской области во время проведения плановых работ произошел взрыв на атомной подводной лодке. Из-за неисправности редуктора, регулирующего подачу под давлением воздуха в систему водоснабжения АПЛ, взорвались цистерны. Погиб один член экипажа.

1 августа 2005 года на верфи "Звездочка" в Северодвинске во время газосварочных работ на утилизируемой АПЛ произошел пожар. Погиб один человек.

6 сентября 2006 года на АПЛ Северного флота во время планового похода произошел пожар в электромеханическом отсеке. Погибли два моряка. Реакторы лодки были автоматически заглушены. Субмарину доставили на буксире на базу в Видяево.

2 ноября 2006 года на подводной лодке "Пантера", проходившей ремонт на заводе в Северодвинске, из-за неосторожности сварщиков произошел пожар, его удалось ликвидировать. Двое пожарных получили отравления продуктами горения.

Автор: Сергей САХАРКОВ