ОСТРАЯ ТЕМА. Опыт помощи муниципалам

15/10/2008 - 08:48

В прошлом номере «ЮФ» затронул проблему завершения «переходного периода» муниципальной реформы в России на примерах повышения зарплат региональным бюджетникам и неурегулированности вопросов ввода в законный оборот «выморочных» земельных паев. Сегодня пришло время поговорить о различных формах поддержки местного самоуправления в плане повышения его собственной доходной базы по некоторым иным направлениям. Неплохим «маячком» для других регионов может стать действительно богатый и разносторонний опыт Ростовской области.
Малый бизнес
В конце сентября донской парламент принял за основу «Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009–2011 годы». Она предполагает привлечь и потратить за три года на эти цели почти 390 миллиардов рублей, львиная доля которых – средства коммерческих банков и почти 750 миллионов – средства областного бюджета. Любопытно, что «осваивать» выделенные средства область намерена по целому ряду направлений непосредственно на местах.
Выступая перед депутатами, заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Анна ПАЛАГИНА рассказала об этом так: «Важная часть новаций – это активное софинансирование муниципальных программ. Мы в текущем году опробовали этот вид поддержки – сумма была достаточно скромной – 14 миллионов, и муниципалитеты только на эту сумму и набрали своих финансовых планов. Всего в нашей новой программе на данную форму поддержки будет выделено 235 миллионов, а в следующем году – почти 40 миллионов. Такая форма, совершенно очевидно, необходима, и надо отдавать функцию прямых форм поддержки на муниципальный уровень. Потому что, как правильно говорят депутаты Законодательного собрания, – «там, на местах, виднее!» И это действительно удобнее самим предпринимателям. К примеру, строительство и развитие таких объектов, как бизнес-инкубаторы, надо делать непосредственно в муниципальных образованиях. Областные бизнес-инкубаторы этой задачи не решат. Это уже запланировано в Ростове-на-Дону, Таганроге и Зернограде, и мы надеемся, что другие муниципалитеты к этому также подключатся. И еще одна новация – значительное расширение консультационной поддержки на 60 миллионов в 2009 году, которые пойдут на реализацию пилотного проекта по комплексному сопровождению бизнеса на местах, а не только на уровне областного центра».
Согласно проекту программы, в приоритетном порядке государственная поддержка будет оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим проекты на сельских и шахтерских территориях, а также осуществляющим деятельность в следующих сферах: промышленное производство и инновационная деятельность; производство импортозамещающей и экспортной продукции; ремесленничество и народные художественные промыслы; производство и переработка сельхозпродукции; коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда; здравоохранение в сельских районах и на шахтерских территориях, платные социальные услуги; бытовое обслуживание населения в сельских районах; защита окружающей среды; въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс; общественное питание в учреждениях образования; микрофинансирование. Мы говорим об этом так подробно, потому что данная практика может получить широкое применение не только в Ростовской области, но и на территории практически любого субъекта федерации, входящего в состав ЮФО.
Планировка территории
Понятно, что один только малый и средний бизнес сегодня территории не прокормит. Инвестиции в новые предприятия, индивидуальное и многоэтажное жилищное строительство, иными словами, увеличивающаяся собственность и растущие доходы физических лиц в виде зарплат – это один из краеугольных камней роста экономики муниципалитетов. А для этого они должны свободно оперировать имеющейся в их распоряжении землей даже после вступления в полную силу Градостроительного кодекса РФ, запрещающего с 1 января 2010 года выделение земли под любое строительство территориям, не имеющим генпланов и остальной градостроительной документации.
У Ростовской области и здесь есть пример прекрасного комплексного подхода к решению вопроса, который федеральные власти поставили, но отказались финансировать. По словам заместителя министра территориального развития, архитектуры и градостроительства – главного архитектора Ростовской области Александра БОЯРИНОВА, генеральные планы существовали в советское время на территории практически всех населенных пунктов области, но те изменения, которые произошли в связи с муниципальной реформой и иными преобразованиями, заставили полностью переработать эту информацию. До принятия 131-го Федерального закона в области было 17 городов и 43 административных района, а стало 463 муниципальных образования, каждое из которых требует разработки генерального плана. Из них – 12 городских округов, 18 городских поселений, те же 43 муниципальных района и – самое главное – 390 сельских муниципальных образования.
«Из 18 городских поселений на сегодняшний день генпланы готовы в 11-ти, – говорит Александр Меркурьевич, – как и в 24 муниципальных районах. В предстоящем году мы надеемся охватить необходимой документацией оставшиеся городские поселения и еще 17 муниципальных районов. И останется невыполненной к этому времени документация на 220 сельских муниципальных поселений. Это – периферийные районы, где нет высокой инвестиционной активности. По ним принято решение комиссионно продлить действовавшие генеральные планы до разработки новых».
Иными словами, любое строительство на территории области с января 2010 года и на неопределенный период парализовано не будет. Кроме того, территориям, названным «периферийными», никто не мешает привлекать инвесторов, активизировать это строительство и т.д. Их не вычеркнули из общего процесса под обычной формулировкой – «Нет денег на ваши генпланы», а нашли любопытный, но работающий способ решения проблемы.
Прямое стимулирование
Еще летом этого года на Дону побывали профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, чтобы обсудить вопросы реформы местного самоуправления. Выяснилось, что самостоятельность поселений по решению вопросов местного значения постоянно повышается. Если в самом начале реформы, в 2006 году, поселения решали в среднем по 23 вопроса местного значения, а остальные передавали в районы, то в 2008 году из 34 вопросов местного значения самостоятельно решаются в поселениях уже 29. Причем количество районов, в которых поселения самостоятельно исполняют свыше 26 полномочий, увеличилось с 4-х до 39-ти.
По данным Счетной палаты РФ, в результате анализа бюджетов всех субъектов Российской Федерации выяснилось, что Ростовская область входит в пятерку регионов России по уровню обеспеченности местных бюджетов средствами на развитие, поступающими из регионального бюджета. В 2007 году на эти цели направлено 12 миллиардов 987 миллионов рублей. Больше помогали своим муниципалитетам только Ханты-Мансийский автономный округ, Московская и Челябинская области. Но ведь эти регионы являются донорами федерального бюджета, а Ростовская область относится к дотационным регионам.
И, чтобы усилить эффективность работы органов местного самоуправления, администрация Ростовской области в середине сентября утвердила «Положение о порядке предоставления в 2008 году дотаций из областного бюджета на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления». По особой формуле итоги 2007 года будут подведены по следующим направлениям: экономический рост, муниципальные финансы, социально-трудовая сфера, развитие инфраструктуры жизнеобеспечения. Три лучших городских округа и столько же муниципальных районов, получивших наивысшие сводные оценки, пополнят расходную часть своего бюджета: за первое место – на 16 млн рублей; за второе место – на 14 млн рублей; за третье место – на 12 млн рублей. Четыре лучших «отраслевика» из городских округов и муниципальных районов также получат по 2 млн рублей. Такой «дележ» всей области на пользу!

Автор: Сергей САХАРКОВ