НАША ГОРДОСТЬ, НАША БОЛЬ. Битва за Кавказ в дагестанской истории.

15/10/2008 - 08:45

На минувшей неделе в столице Дагестана Махачкале прошли официальные мероприятия, посвященные празднованию 65-летия Битвы за Кавказ. Несколько венков и букетов, весьма скромное «официальное представительство», празднование «заодно» годовщины событий 1999 года… На мой взгляд, масштаб мероприятий в республике не соответствует истинному значению Битвы за Кавказ и ее влиянию на дагестанскую и мировую историю.
Слабость социальной организации
Неуважение к собственной истории – беда всей России. Ведь история – мобилизационный ресурс общества на случай самых трудных дней. Увы, не является исключением и Дагестан.
Никогда за свою многотысячелетнюю историю народы Дагестана не теряли в короткое время так много людей, как во время Великой Отечественной войны советского народа против нацистской Германии. Как минимум 11 тысяч этнических дагестанцев погибли на фронтах Великой Отечественной. Казалось бы, потоки крови тысяч предков должны бы навсегда освятить в людской памяти эти страшные и великие годы. Но память – странная штука. Еще гремят дежурные официальные торжества, еще живы последние ветераны, а подросток, торгующий на рынке, уже скажет вам: «9 Мая? Я не знаю такого праздника. Наш праздник – Ураза-байрам».
Битва за Кавказ
В июне 1941-го более чем пятимиллионная германская армия нанесла внезапный удар по советским войскам и, разгромив их в приграничных районах, быстро продвигалась вглубь нашей земли по расходящимся направлениям. Миллионы убитых и пленных, горечь поражений, страх, растерянность, неопределенность, самопожертвование и тяжкий труд… Наверное, это самый тяжелый и трагический период войны.
Летом 1942 года ситуация повторилась. Красная Армия еще испытывала острую нехватку вооружения, боеприпасов, обученного личного состава. Эвакуированная на восток промышленность с большим трудом выходила на заданные объемы производства. Между тем, в целях быстрейшего изгнания врага советские войска весной-летом 1942 года провели ряд плохо подготовленных наступательных операций. Эти операции закончились тяжелейшим поражением. Немцы в свою очередь перешли в наступление, и сдержать их было уже нечем. Враг захватил огромные территории – от Харькова до Сталинграда, от Моздока до Воронежа…
«Битва за Кавказ» стала важнейшей частью кампании 1942 года. Теперь уже немцы совершили ряд ничем не оправданных стратегических просчетов. Переоценив первоначальный успех, гитлеровское командование решило получить «всё и сразу». Немцы не только рвались к Волге в районе Сталинграда; одновременно они попытались овладеть всем Кавказом, прорваться в Закавказье по Черноморскому побережью, захватить бакинскую нефть… Жадность наказуема. В частности, такое распыление сил привело нацистов к необходимости оголить фланги действующей в районе Сталинграда группировки. И когда шестая армия Паулюса попала в окружение, немцам оставалось лишь одно – быстрее эвакуировать с Кавказа более чем миллионную группу армий «А», чтобы не попасть в новый, еще более фатальный «котел».
В конечном счете, именно Сталинградская битва определила итоги сражения за Кавказ. Но до той поры советским войскам, «запертым» на Кавказе, предстояло полгода непрерывных тяжелейших боев.
На грани репрессий
В военной истории Дагестана ключевой вопрос – вопрос о репрессиях, готовившихся в годы войны в отношении народов Дагестана. Тема готовившихся репрессий в своих целях широко использовалась национальными фронтами в «лихие 90-е». Вышли несколько книг, сотни статей, передачи на ТВ. Теперь об этом говорят чуть меньше, но в 1990-е тему «раскачали» столь сильно, что она еще долго будет отравлять атмосферу «официальных» торжеств.
Как известно, уже 30 июля 1941 года был запрещен призыв в армию представителей горских, в том числе дагестанских национальностей. 24 августа был издан приказ командующего Закавказским фронтом о запрете призыва в армию военнообязанных из числа представителей всех народностей Дагестана. Зато к 1943 году в германских войсках уже служили около 28 тысяч северокавказцев – в основном завербованных пленных и перебежчиков.
Война – великое испытание национального характера. Несомненно, Кавказская и Гражданская войны показали горцев Дагестана мастерами партизанской войны. Но Вторая мировая была войной совершенно иного типа. Она требовала иных качеств, таких, как стойкость под массированным обстрелом, умение сохранять дисциплину, не поддаваться панике в безвыходной ситуации. Советским людям не подходила храбрость партизана, мстителя, дом которого уже захвачен врагом. Народы СССР в той войне не могли допустить захвата своей территории, так как иначе их ожидало бы планомерное истребление.
Основная часть взрослого мужского населения Дагестана с оружием обращаться не умела, в современном военном деле не смыслила, не знала даже русского языка, не имела обученных национальных командных кадров. Уже в первых контингентах мобилизованных оказалось немало будущих предателей и перебежчиков. По мере того как война и сопровождавшие ее невзгоды затягивалась, негативные настроения среди населения Кавказа усиливались. Своего апогея они достигли накануне и в период битвы за Кавказ.
Наиболее массовым антиобщественным проявлением в Дагестане в начале войны стала неявка на призывные участки с последующим уходом дезертиров в труднодоступную местность. Затем среди дезертиров начало развиваться банддвижение, которое достигло пика в 1942 году, во время обороны Кавказа. В этот год борьбу с бандитизмом в горах Северного Кавказа, помимо частей НКВД, 18 отдельных рот и два усиленных батальона, усиленные гарнизоны, охраняющие дороги, и другие подразделения, снятые непосредственно с фронта.
Некоторую роль сыграла и нацистская пропаганда. В конце 1941-го и особенно летом 1942 года, когда боевые операции происходили в непосредственной близости от Дагестана, усилилась заброска агентов-диверсантов, завербованных из числа дагестанцев.
В конце 1942 года советские войска сомкнули кольцо окружения вокруг Сталинградской группировки нацистов и быстро раздавили ее. Но еще долго фашистские издания трубили об оставленной на Кавказе «пятой колонне».
Спасение?..
Принято считать, что Дагестан от репрессий спас Азиз Алиев – вновь назначенный первым секретарем Дагестана выдвиженец всесильного Багирова. Недавно в Дагестане чествовали этого «сына двух народов». Торжества в его честь приняли такой размах, что с ними не сравнится даже официальное празднование Дня Победы.
И всё же это не совсем так. Скорее роль сыграл довольно высокий уровень патриотизма. Может быть, дагестанцы не были готовы к «большой» войне, но советскую власть большинство ценили вполне искренне и прихода немцев не ждали. Известны случаи, когда дезертиры, как только в их руки попадали немецкие шпионы, разоружали их и сами являлись с повинной – отбывать неминуемое наказание. Немцам ничем не помогло даже имя Саидбея Шамиля – внука великого имама, ведшего здесь подрывную работу. Сам Лаврентий Берия, инспектировавший Дагестан в сентябре 1942 года (по сути – решавший здесь будущую судьбу народов), заявил, что дагестанцы советскую власть любят, и в массовом дезертирстве скорее виноваты неурожаи и голод, озлобившие население. Он лично дал распоряжение, что «не всегда надо разговаривать с бандитами языком автоматов». Зато прежнее республиканское руководство испытало на себе его тяжелую руку.
Как только фронт ушел на запад, банддвижение в Дагестане быстро пошло на убыль. Уже в конце 1942 года новые руководители Дагестана Азиз Алиев и Абдурахман Даниялов стали добиваться отмены ограничений на призыв дагестанцев в РККА. Вряд ли они предчувствовали волну репрессий 1944 года, но действовали вполне энергично и решительно. Изначально их поддержали Багиров, долго «воевавший» со штабами РККА из-за пренебрежительного отношения к боевым качествам азербайджанцев, и даже сам Берия. Но Сталин призыв возобновить не позволил, лишь разрешив набирать добровольцев.
Набор добровольцев в Дагестане уже показал себя в начале войны, на фоне высокого патриотического подъема. В ходе битвы за Кавказ, в начале сентября 1942 года, на фронт отправились 4900 добровольцев из Дагестана. В сентябре 1942 года в Махачкале был организован кавалерийский эскадрон из добровольцев-дагестанцев под командованием героя Гражданской войны Кара Караева, который с боями дошел до Берлина. Все дагестанцы, призванные в ряды РККА или отправившиеся на фронт добровольцами, дрались честно и самоотверженно.
Наш вклад в Победу
Сотни тысяч дагестанцев трудились в тылу и также по праву могут считаться творцами Великой Победы. За годы войны колхозы и совхозы республики сдали государству 129,5 тыс. тонн хлеба, свыше 15 тыс. тонн винограда, 1134 тонны брынзы, 1332 тонны масла, 48 тыс. тонн мяса, до 18 тыс. тонн плодов, около 50 тыс. тонн шерсти и много другой сельскохозяйственной продукции.
Более 25 тысяч выходцев из Дагестана были награждены боевыми орденами, а сорока девяти из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Легендарный летчик Амет-Хан Султан был удостоен этого звания дважды.
В обороне Кавказа, в битве у Волги, а затем в контрнаступлении советских войск до самых границ Германии участвовала 91-я Мелитопольская дивизия, которая сформировалась в Махачкале в 1942 году. Хорошо известны 744-й зенитно-артиллерийский полк, экипаж бронепоезда «Комсомолец Дагестана», маршевые батальоны и другие части. Осенью 1941 года в районе Дербента была сформирована 345-я стрелковая дивизия. В 1942 году в районе Махачкалы и Буйнакска была сформирована новая 58-я Армия. Во второй половине 1942 года в Дагестане были дислоцированы также 44-я Армия, махачкалинская военно-морская база, 135-я авиадивизия и другие части, в рядах которых были дагестанцы.
В битве за Кавказ приняли участие 317-я, 328-я и другие стрелковые дивизии, в рядах которых было много дагестанцев. Героически защищали Новороссийск бойцы Махачкалинской стрелковой дивизии НКВД. По свидетельству очевидцев, на Марухском перевале героически сражались около 400 дагестанцев.
Этим нужно гордиться
Вторая мировая война стала тяжелейшим испытанием для народов Советского Союза. Потери, которые понесла наша страна, не имеют аналогов в мировой истории. Но жертвы не были напрасны. СССР вышел победителем в войне, сломал хребет стратегическому противнику, укрепил свою безопасность, надолго создал в Восточной Европе санитарный кордон против нового «натиска на Восток». Объединенные народы СССР выстояли после сильного и коварного удара, нанесенного объединенной Гитлером коалицией европейских народов. Ответный удар был такой мощи, что рухнул не только третий рейх, задрожали основы западного мироздания: колониальный мир, выстроенный за долгие века обманом и насилием, стал разваливаться на куски. Впоследствии десятки стран мира вернули себе независимость вооруженным путем или получили ее из рук ослабевших захватчиков. И это – прямое следствие нашей Победы. Пусть не навсегда, но мир стал чище и лучше.

Автор: Сергей САХАРКОВ