Дмитрий Медведев отправил российских бизнесменов покупать высокотехнологичные предприятия за рубежом

01/02/2008 - 12:49

Крупный бизнес и власть нашли, наконец, общего врага. Это, как доложил в четверг на созванном РСПП в Краснодаре Всероссийском форуме предпринимателей первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву член бюро РСПП глава группы «Ренова» Виктор Вексельберг, западные политики, которых беспокоит, в отличие от их же бизнесменов, усиление России вообще.

Оказывается, их особенно не устраивает стремление российского бизнеса вкладываться в те сегменты рынка, которые помогли бы переориентировать российскую экономику на инновационное развитие. Выход - здоровый государственный протекционизм, понимаемый в этом случае не столько как закрытие своих национальных рынков перед зарубежными конкурентами, сколько как политическое проталкивание контрактов по приобретению высокотехнологичных активов за рубежом.

Дмитрий Медведев про протекционизм не говорил. Но заверил, что государство будет, во-первых, агрессивно поддерживать экспорт российских товаров, а во-вторых, призвал российских капиталистов взять пример с китайских и начать активную скупку высокотехнологичных предприятий за границей, чтобы способствовать диверсификации инвестиций и инновационной модернизации российской экономики.

Из заметных зарубежных покупок последнего времени можно говорить лишь о пакете в 5% Европейской аэрокосмической корпорации (EADS). Его приобретение вызвало крайнюю настороженность ряда европейских правительств и Еврокомиссии.

Медведев подчеркнул важность положительного имиджа России за рубежом: «Имидж - это не что-то данное, он складывается из благополучия граждан, сильных органов власти и деятельности бизнеса».

Однако у РСПП уже есть своя программа становления «здорового госпротекционизма». Ее Медведеву изложил все тот же Вексельберг. Он предложил взять пример с консультативного совета при правительстве России по иностранным инвестициям и создать такой же правительственно-общественный орган, но объединяющий уже российских экспортеров и собственников зарубежных предприятий. Вексельберг считает, что власть активно поддерживает за рубежом только госкомпании (правда, «Газпром» он не упомянул). Нужно же защищать от политической конкуренции за границей и частный капитал. Олег Вьюгин, председатель совета директоров "Тройки Диалог", внес важное уточнение: он считает оптимальным не просто приобретать самые высокотехнологичные активы, а сосредоточиться на тех предприятиях, которые закупают российское сырье. Так, по его мнению, полезнее и для переоборудования российских перерабатывающих производств с учетом опыта, приобретенного за рубежом.

Уединившись на чай с руководством РСПП, Медведев обещал внимательно отнестись к госпротекционистским инициативам членов союза.

Власть вообще всячески выражала готовность к сотрудничеству с бизнесом. Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов не только согласился с Шохиным в том, что необходимо укреплять независимость судов, но и пожаловался Медведеву на засилье исполнительных органов власти при выборе судей.

Что бы вы купили за границей?

Арас Агаларов / президент компании "Крокус":

Обычно компаниям стоит приобретать профильные для них вещи, то есть то, чем они занимаются. А так как у нас неплохо получается проводить международные выставки, то, если бы где-то продавались выставочные площади, мы бы на эту тему подумали. Другое дело, что состоявшиеся выставочные площадки, как правило, не продаются или же вообще принадлежат государству и считаются национальным достоянием.

Александр Лившиц / директор по международным и специальным проектам ОК "Русал":

Все то, что нужно для бизнеса "Русала", и прежде всего энергоактивы. Так как алюминиевое производство достаточно энергоемкое, дальнейшему развитию могла бы поспособствовать дешевая электроэнергия. При этом лучше всего, если бы она была своей собственной.

Сергей Петров / почетный президент группы компаний "Рольф":

Что-нибудь связанное с нашим бизнесом, с дилерскими и дистрибьюторскими компаниями. При этом сами по себе зарубежные рынки целью не являются. Другой вопрос, если это выгодно по каким-то стратегическим причинам. Например, мы можем помочь производителю на развивающихся рынках или сделать что-либо еще. Правда, я не думаю, что представители бизнеса начнут вкладываться в зарубежные активы по призыву Медведева. Ведь они принимают свои решения сами. Однако как декларация желание быть конкурентными и более сильными вполне понятно. Но содействие со стороны государства - очень сложный вопрос. Потому что поддерживать нужно очень тонко, иначе это расслабит бизнес и породит лень. Например, я стараюсь не прибегать вообще ни к какой помощи, чтобы к ней не привыкнуть.

Евгений Чичваркин / председатель совета директоров компании "Евросеть":

Стоит отметить, что из ритейлеров у меня самый большой заграничный актив: имеются сети на Украине, в Казахстане, в Белоруссии. Но в становлении этого мне никто не посодействовал. Никто из наших регуляторов не помог каким-либо образом нормализовать там работу. Однако если говорить в общем и целом, то процесс, когда санируется денежная масса в России и покупаются какие-то зарубежные предприятия, некоторым образом демпфирует инфляцию. Что, конечно, является шагом в правильном направлении. Безусловно, это оздоравливающая мера. И я свой вклад давно сделал.

Андрей Коркунов / председатель совета директоров ООО "Одинцовская кондитерская фабрика":

Я бы купил компанию, которая производит для меня оборудование. Потому что это помогло бы снизить издержки и освоить технологии. Сегодня люди, которые разрабатывают технологии, распространяют их по всему миру. Что, естественно, не очень хорошо. Если же удастся купить компанию или хотя бы ее часть, тогда появится влияние на ее политику. А вообще, конечно, должны зарабатывать оба предприятия. Ведь когда что-либо покупается, происходит просто перераспределение из одного кармана в другой. Однако главным при этом является то, что повышается конкурентоспособность.

Автор: Сергей САХАРКОВ