После митинга… Размышления о согласии

29/01/2008 - 20:40

Сейчас, когда поутихли страсти, есть возможность попробовать оценить ситуацию. Автор этих строк ни в коей мере не претендует на столь привлекательное реноме носителя истины в последней инстанции. Конечно же, найдутся и оппонентыЮ и сторонники. Увы, истина, как правило, лежит где-то посередине.

Немного истории

Ингушетия – многострадальная земля. Достаточно вспомнить события 1992 года. Весной – страшный процесс, вполне заслуживающий названия геноцида. Когда сотни казачьих семей были выдавлены насильно из равнинных станиц республики. Поздней осенью того же 92-го ужасы осетино-ингушского конфликта, когда в маленькой Назрани вынуждены были искать убежища десятки тысяч ингушей, насильно изгнанных из своих домов в Пригородном районе. Разбитые и сожженные ингушские жилища и сейчас, 15 лет спустя, можно увидеть в поселке Дачном, Чермене на границе с Осетией… Потом явно затянувшийся процесс возвращения беженцев. Причем стоит заметить, что когда в 2004 году появилась республиканская программа, процесс пошел прямо-таки стремительно. Сотни русских семей – учителя, агрономы, инженеры вернулись в республику. А вот что касается беженцев-ингушей, то несмотря на многочисленные и вполне высокопоставленные декларации федерального уровня, процесс, что называется, буксует. Дальше встреч на высоком уровне дело не двигается.

А потом обе чеченские войны внесли тоже отнюдь не радужные краски в жизнь республики. Особенно когда заходили по рукам зеленые бумажки (зачастую просто фальшивые), которыми принялись подкупать молодежь. Не надо думать. Не надо работать, не надо будущего… Надо только пострелять, установить взрывчатку, похитить человека или застрелить его. За тебя думают. Те, у кого всегда наготове несколько дежурных фраз, нахватанных из Великой книги – Корана. Причем фразы эти сведены в примитивные сборники. Только всё это уже было…

Были цитатники Мао Цзе Дуна, потрясая которыми, юные цзаофани громили музеи и школы. Под примитивные лозунги. Жителям Ингушетии стоит вспомнить лица своих земляков, которые в составе банды Басаева напали на Назрань в ночь на 22 июня 2004 года. Расстреливали милиционеров и просто прохожих. Банда разгромлена. Убийцы либо уничтожены, либо надолго отправились по этапу в тюрьмы. Малое их число еще скрывается от возмездия. Но, несмотря на горе и слёзы, Ингушетия выстояла. Уже хотя бы для того, чтобы и дальше идти путем мирного развития. Но, как говорят, не тут-то было…

«… на полшага сзади»

Любые правоохранители, будь то центурионы Древнего Рима или земские ярыги Средневековой Руси, или шуцманы германской полиции начала ХХ века, вынуждены в борьбе с преступностью идти, как говорят, на полшага сзади этой самой преступности. Осваивая на практике все преступные «новшества». Не стала исключением и Ингушетия.

О митинге, который готовит в Назрани так называемая оппозиция, было известно заранее. Объектом была избрана площадь Согласия (!)

Незадолго до осуществления этих оппозиционных планов было принято решение о проведении на части территории республики контртеррористической операции. Республиканский штаб четко определил географию этого мероприятия. Но инициаторы митинга готовились всё же, как это ни прискорбно, вовсе не к митингу как таковому. И это стало ясно с первых минут. По замыслу инициаторов акции, в ней должны были принять участие ни мало ни много – десять тысяч человек. Реально число его участников оказалось в 20 раз меньше. Но зато каких!..

Обратимся к хронике
26 января. 10.25 «… группа лиц, около 50 человек… забросала камнями, палками и бутылками с зажигательной смесью сотрудников местной милиции, стоявших в оцеплении…»

С самого начала предполагавшийся митинг пошел по эдакому вот пути. По пути, который во всем мире и на всех языках называют очень просто – массовые беспорядки или, проще, – погром…

10.46. Другая группа «митингующих» тоже забросала милиционеров такими же бутылками и попыталась прорваться к площади Согласия. ОМОН стал стрелять в воздух…

11.33. Горящими бутылками забросано здание редакции газеты «Сердало» («Свет»).

12.05. Бойцы МЧС республики пожар ликвидировали. При этом в результате нападения «митингующих» двое пожарных получили телесные повреждения.

13.00. Принятыми мерами массовые беспорядки в г. Назрани были полностью локализованы и пресечены.

Отвлечемся от сухих строк сводок с «полей сражений»…

МВД республики, наверное, вправе гордиться «умелыми и оперативными действиями» своих бойцов. Раненых и убитых, хвала Аллаху, среди митингующих нет. Кроме раненых пожарных, тушивших редакцию газеты, на нескольких милиционерах обгорела одежда. 43 человека задержаны и доставлены в ОВД г. Назрани. Среди них российские и иностранные журналисты. Трудно сейчас сказать, чем руководствовались назранские милиционеры, хватая наших коллег. Если это попытка устроить информационный вакуум вокруг событий, то она столь же неуклюжа, сколь и глупа. Но в свете описываемых событий уже не случайностью выглядит поджог редакции «Сердало». Дело в том, что в Республике Ингушетия нет независимых СМИ. А значит, резко снижаются возможности спора и диалога с властью. А в этом случае всего один шаг до чисто митинговых лозунгов и призывов. Когда оцениваются лишь страстный напор, эмоции, за которые не придется отвечать. Набор плакатов, которые носили по Назрани «распаленные» молодые люди, удивляет даже не эмоциями, а просто-таки вопиющими противоречиями друг другу. Ну, например, «Долой зязиковский террор». Это при том, что сам президент республики не раз становился объектом террористических атак… Или вот еще: «Зязиков предал курс Путина». Интересно, а что же имеется здесь в виду? Или совсем уж потрясающее: «Где наши заводы и фабрики?» Для авторов этого лозунга, видимо, мало знакомых с экономикой республики, мы готовы пояснить – только за три с небольшим года в Ингушетии с населением около 0,5 млн человек заработали и стали давать продукцию: завод электродвигателей, завод антенн (кстати, сразу улучшилась мобильная связь). Открою страшную тайну – немного найдется в ЮФО субъектов, где произошли сдвиги, сопоставимые с ингушскими. И в сфере производства, и в сельском хозяйстве, и в образовании и строительстве. Да, наверное (и даже скорее всего), движется дело не так, как хотелось. Да наверняка республиканская администрация не дорабатывает в некоторых сферах жизни. Но давайте подумаем, земляки, а что, заготовленные заранее бутылки с бензином и погромы приведут нас прямиком с площади Согласия прямо к «согласию»? И процветанию? И сокрушив стремительно созданный «образ врага», мы все окажемся в процветающей, богатой стране? А прививая своей молодежи вкус к погромам, приблизим светлое будущее? Ох не думаю…

И ещё. В ноль часов 28 января этого года режим контртеррористической операции в Республике Ингушетия отменён. Сейчас следователи республиканской прокуратуры разбираются в произошедшем. Настало время выводов и для тех, кто швырял бутылки, и для тех, кто им противостоял… И всё же не могу удержаться, чтобы не привести текст ещё одного плаката из арсенала митинговавших: «Кому выгодна нестабильность в Ингушетии?!»

А и правда, кому?

Автор: Сергей САХАРКОВ