Дело Политковской рассыпается
В четверг стало известно, что список подозреваемых по делу об убийстве Анны Политковской сократился сразу на двух человек, с остальных тоже могут быть сняты обвинения. Как сообщает газета "Коммерсант", один из обвиняемых по делу об убийстве освобожден из-под стражи. Частный охранник и бывший милиционер Алексей Беркин был освобожден из СИЗО на Петровке во вторник вечером. Его задержали 16 августа вместе с сотрудниками оперативно-поискового управления ГУВД Москвы. Предполагалось, что все они помогали непосредственным исполнителям - чеченцам из так называемой лазанской группировки - сбором информации и слежкой за погибшей журналисткой.
Беркину истекал срок для предъявления обвинения, но следствие так и не смогло найти за 12 дней доказательств его вины.
Еще один бывший милиционер, майор московского УБОПа Сергей Хаджикурбанов, арестованный по ходатайству прокуратуры Басманным судом 24 августа, на момент убийства Политковской имел железное алиби: в день убийства 7 октября 2006 года он находился в заключении. Дело в том, что в 2004 году суд приговорил Хаджикурбанова к четырем годам лишения свободы за превышение должностных полномочий, а на свободу он вышел в декабре 2006 года, что исключает вероятность его участия в подготовке и совершении преступления.
Сотрудник Упавления ФСБ Москвы Павел Рягузов, задержанный 21 августа, судьба которого до вчерашнего дня оставалась неясной, как оказалось, был арестован Московским гарнизонным военным судом по подозрению в совершении другого преступления.
Подполковник подозревается в должностном преступлении - превышении полномочий, заявили в суде. Адвокаты сотрудника ФСБ уже обжаловали его арест.
Напомним, что пособником в убийстве журналистки Рягузова назвал начальник управления собственной безопасности ФСБ Александр Купряжкин, а коллеги чекиста назвали подозрения недоразумением. По их словам, у Рягузова возник конфликт с руководством, поскольку в 2004 году он якобы пытался помешать избиению задержанного офицера-подводника Александра Пуманэ в отделении милиции, будучи уверенным, что он не террорист, а киллер, что и выяснилось впоследствии.
Как сообщает "Коммерсант", защита обвиненных в убийстве журналистки трех братьев Махмудовых и их знакомого Магомеда Демильханова в среду чера обжаловала в суде их арест.
Как утверждают адвокаты, их подзащитные никак не могли являться участниками лазанской ОПГ чеченского авторитета Хож-Ахмеда Нухаева, поскольку, когда в середине 90-х ее разгромила московская милиция, все четверо были еще детьми.
Участие Махмудовых в убийстве журналиста Пола Хлебникова, о котором также заявляли в Генпрокуратуре, защита называет юридически невозможным, поскольку в том деле не фигурировали "не установленные следствием лица": все обвиняемые были либо под судом, либо в розыске.
Напомним, что 27 августа генпрокурор Юрий Чайка объявил об аресте десяти подозреваемых в убийстве Анны Политковской. В прессе чуть позже появились фамилии 11 фигурантов дела: Алексей Беркин, Дмитрий Лебедев, Тамерлан Махмудов, Джабраил Махмудов, Ибрагим Махмудов, Олег Алимов, Магомед Димельханов, Ахмед Исаев, Сергей Хаджикурбанов, Дмитрий Грачев и Павел Рягузов. Однако как сообщили Стране.Ru в Мосгорсуде, с 17 по 25 сентября были арестованы десять подозреваемых, и Павла Рягузова среди них не было.
Всем чеченцам Генпрокуратура уже предъявила обвинения по ч. 2 ст. 105 УК ("Убийство, совершенное общественно опасным способом"), остальным обвинение планируют предъявить до конца этой недели.
Накануне выяснились подробности распределения ролей в банде.
Как пишет газета «Коммерсант», непосредственное убийство журналистки совершили участники так называемой "лазанской" преступной группировки, лидером которой являлся чеченский "авторитет" Хож-Ахмед Нухаев, уже находящийся в розыске за убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова.
После его отъезда в Чечню, где Нухаев, по данным издания, стал полевым командиром, а "лазанская" группировка собиралась только под единичные заказы. Один из таких заказов, по данным следствия, поступил от "неустановленного" лица наместнику Хож-Ахмед Нухаева в Москве Магомеду Димельханову весной 2006 года. Им следовало разобраться с госпожой Политковской, к которой "имеют серьезные претензии большие люди в Чечне".
Димельханов, по данным следствия, передал заказ братьям Тамерлану, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым, которые привлекли к делу Ахмеда Исаева. Последний торговал на рынке рыбой, а в банде подрабатывал в качестве водителя. Однако найти самостоятельно Политковскую чеченцы не смогли и обратились за помощью к старому знакомому Сергею Хаджикурбанову - тот ранее работал в этническом отделе УБОПа и в свое время занимался разработкой "лазанских".
В 2003 году Хаджикурбанова уволили из органов после скандального дела с предпринимателем Фрэнком Элкапоне, у которого оперативники обнаружили 1 кг героина. Однако адвокаты бизнесмена доказали, что майор Хаджикурбанов подбросил наркотики их подзащитному. В результате бизнесмен был оправдан, а в отношении милиционера возбудили уголовное дело.
"Хаджикурбанов - это не просто оборотень в погонах, а самый настоящий преступник, которого покрывало милицейское начальство", - заявил адвокат Генрих Падва, подзащитному которого бывший оперативник подбросил килограмм героина. - Надеюсь, что ему припомнят и другие дела".
В 2004 году Замоскворецкий суд приговорил его к четырем годам за превышение служебных полномочий. Однако в феврале 2006 года Верховный суд обязал Мосгорсуд пересмотреть дело, после чего Сергей Хаджикурбанов оказался на свободе.
Отрабатывая заказ на убийство Политковской, бывший майор якобы свел чеченцев с подполковником УФСБ Павлом Рягузовым, который также занимался этногруппировками. Рягузов работал в отделе московского Управления ФСБ по Центральному округу столицы, на территории которого как раз и проживала Политковская.
Установив адрес журналистки (она жила на Лесной улице), киллеры организовали за ней слежку с использованием профессионалов - сотрудников оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Лебедева, Дмитрия Грачева и Олега Акимова. С ними чеченцев свел все тот же Хаджикурбанов, утверждает "Коммерсант" со ссылкой на данные следствия.
Поучаствовал в слежке якобы и бывший милиционер, в последнее время работавший в ЧОПе, Алексей Беркин. Следователи также считают, что в слежке за Политковской участвовала и пока не установленная женщина-сообщница. (Страна.Ru публикует фотографии подозреваемых с камер видеонаблюдения).
Следили за ней, как утверждают коллеги журналистки, в течение нескольких месяцев. Посредниками заказ был получен, скорее всего, весной-летом 2006-го, плотно следить за Политковской начали в первых числах сентября. Наблюдение велось с утра до вечера: и за ее машиной, и за подъездом дома. Заказ на госпожу Политковскую был исполнен 7 октября прошлого года.
Кто именно из чеченцев расстрелял журналистку из пистолета, в Генпрокуратуре пока не уточняют.
Адвокаты арестованных заявляют, что между обвиняемыми в убийстве нет никакой связи, а следствие "искусственно" объединило их в одну группу, чтобы отчитаться о раскрытии громкого преступления накануне очередной годовщины и реформы Генпрокуратуры.
Как заявил ранее Стране.Ru адвокат одного из братьев-Махмуходвых, его клиенту 25 лет, он давно живет в Москве, получил два высших образования, является юристом и не замечен ни в каких связях с криминальными группировками. В столице братья Махмудовы, по некоторым данным, занимались организацией собственной фирмы. Как утверждает адвокат Мурад Мусаев, при задержании и во время допроса к его клиенту применялась физическая сила. Так, на допросе его ударили бутылкой по голове.
При этом, не до конца ясна заявленная Генпрокуратурой связь между этим преступлением и убийством зампреда Центробанка Андреем Козловым, а также делом об убийстве редактора русской версии Forbes Пола Хлебникова.
Если по делу Хлебникова в качестве "заказчика" называется тот же человек - Хож-Ахмед Нухаев, то в деле Козлова была совсем другая фамилиия - организатором убийства выступал, по версии Генпрокуратуры, столичный банкир Алексей Френкель. Кроме того, в обоих случаях Генпрокуратура называла убийства полностью раскрытыми.
Как сообщил Стране.Ru адвокат Алексея Френкеля Игорь Трунов, в материалах дела его подзащитного, с которыми адвокат уже ознакомился, нет указаний на заказчиков убийства, проживающих за границей, о чем говорил генпрокурор Юрий Чайка. "Не совсем понятно, на основании чего генпрокурор связал три этих дела, лично мне эта связь не ясна. Кроме того, победные реляции из уст столь высокопоставленного чиновника еще до решения суда недопустимы. Их можно расценивать как оказание давления на суд", - отметил адвокат Трунов.