ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ – СТАРТ БЛИЗОК
В ближайшие дни Президент Российской Федерации Владимир Путин подпишет указ о назначении выборов в Государственную Думу.
Выборы состоятся 2 декабря, но именно с момента подписания указа начинается избирательная кампания. Она будет необычной – впервые в новой истории России выборы в нижнюю палату Федерального Собрания пройдут по партийным спискам. Готовятся к ней не только партийные функционеры, но и многотысячная армия работников избирательных комиссий. Какие задачи стоят перед ними – рассказывает председатель избирательной комиссии Ростовской области Сергей Владимирович ЮСОВ.
– Говоря о предстоящих выборах депутатов Госдумы, мы должны упомянуть и о событиях, которые их сопровождают. Завершилась шедшая почти две недели тренировка Государственной автоматизированной системы «Выборы». Это электронная система, которая обеспечивает как сопровождение подготовки всех выборных процедур, так и – самое главное – при подсчете голосов и подведении итогов параллельное осуществление подсчета голосов. ГАС – важное средство как защиты от фальсификации, так и гласности. Нельзя, например, не отметить, что все «цветные революции» происходили, в частности, из-за того, что центральные избирательные комиссии не были в состоянии оперативно информировать общественность своих стран о состоянии подсчета голосов после ответственных выборов.
Как и на прошлых федеральных выборах, данные из системы ГАС «Выборы» будут каждый час выкладываться в интернет. То есть по любому избирательному участку Российской Федерации их можно будет получать практически в режиме «on line». Общероссийская тренировка прошла успешно, хотя, безусловно, какие-то технические проблемы еще предстоит устранить, в том числе в программном обеспечении и системе защиты от возможного внедрения. Нелишне напомнить, что во время прошлых федеральных выборов сайт Центризбиркома, на котором вывешивались результаты голосования, почти 1200 раз подвергался хакерским атакам. Характерно, что каждая третья из них совершалась из-за рубежа, и не думаю, что этим занимались только любители.
На днях в Москве прошел завершающий подготовку к выборам семинар руководителей региональных избирательных комиссий.
Председатель Центризбиркома Владимир Евгеньевич Чуров поставил перед нами три основные задачи.
Первая – проведение безусловно честных выборов, на которых избирательные комиссии были бы равно приближены ко всем политическим партиям, поскольку они – главные игроки на выборах. Такая позиция – новый акцент в нашей деятельности, поскольку предыдущий председатель ЦИК полагал, что мы должны быть равноудалены от политических партий.
Второе – обеспечение максимального удобства и максимальных возможностей для всех избирателей воспользоваться своим конституционным правом. Поэтому беспрецедентное внимание уделяется тем людям, у которых могут быть некие проблемы с участием в голосовании. Впервые мы по требованию ЦИК уже собрали все данные о наличии на территориях инвалидов, в том числе слабовидящих, слабослышащих. Все агитационные материалы ЦИК на ТВ будут снабжены сурдопереводом и бегущей строкой. Нас просят то же самое делать на местных каналах.
Впервые будут изготовлены специальные агитационные плакаты и материалы с очень крупным текстом для слабовидящих и по системе Брайля для слепых. Разрабатываются специальные кабины, чтобы инвалиды-колясочники при желании могли проголосовать на избирательном участке. Мы рассчитываем при этом на поддержку органов местного самоуправления. Ведь, по сведениям Пенсионного фонда, только в Ростовской области зарегистрировано более 359 тысяч инвалидов! В области проживает около 2900 инвалидов по слуху, почти девять с половиной тысяч инвалидов по зрению. А это все – избиратели, и мы должны обеспечить им их конституционные права.
Третье направление, на которое обратил внимание В.Е. Чуров, – это жесткое противодействие черному пиару и незаконным методам манипулирования общественным мнением.
Чтобы председатели региональных избиркомов знали, чему противодействовать, перед нами почти целый день выступали известные пиарщики. Не могу сказать, что они раскрыли какие-то свои секреты и замыслы, они скромно умалчивали о собственных заслугах в создании среды черного пиара и уходили от вопросов, будет ли борьба с их стороны вестись честно.
Но должен сказать, что настроен я оптимистично. Отсутствие одномандатных округов значительно уменьшает возможности применения грязных политических технологий, а Центризбирком надеется подписать со всеми политическими партиями коммюнике о честной борьбе.
Какие еще особенности ждут нас на выборах, какие проблемы стоят перед их участниками и избирателями?
Завершившиеся недавно досрочные парламентские выборы в Казахстане, в которых я принимал участие в статусе международного наблюдателя, привели к неожиданному результату. Из семи участвовавших в выборах партий шесть не смогли преодолеть семипроцентный барьер, и в итоге в парламенте будут заседать представители лишь президентской партии «Нур Отан».
В России же, несмотря на то, что выборы в Государственную Думу, как и в казахский маджлис, будут проходить на партийно-пропорциональной основе, создание однопартийного парламента невозможно. Это очень существенное и правильное отличие наших избирательных законов. Как у нас построена эта система?
Если лидирующая партия набирает меньше 60 процентов голосов избирателей, а остальные не преодолели семипроцентный барьер, то все равно они получают мандаты в Думу, поочередно, от занятого места, до того момента, пока общее число проголосовавших за них избирателей достигнет 60 процентов.
Например, лидеры набрали 50 процентов, а остальные все не набрали и семи. В этом случае партия, которая идет второй, предположим, с шестью процентами, тоже включается в распределение мандатов. Остается еще четыре процента. Значит, следующая по списку партия также получает места в парламенте. Допустим, у нее 3,5 процента. Остается 0,5 процента, и тогда четвертая по порядку партия тоже получит мандаты. Распределение самих мандатов – арифметика сложная, но даже если партия-лидер получает 60 или более процентов голосов, и опять-таки больше никто не набирает семи процентов, то и в этом случае как минимум следующая за лидером партия автоматически входит в парламент.
Это очень правильная и прогрессивная система.
Конечно, такой расклад политических сил вряд ли возможен.
Я не буду делать прогнозов, напомню только, что на прошедших в марте многочисленных выборах в субъектах Российской Федерации – а в них участвовали почти треть избирателей страны, по суммарному количеству голосов четыре партии, безусловно, преодолевают семипроцентный барьер: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ. Это, конечно, достаточно искусственная экстраполяция, но, тем не менее, она говорит о многом.
После опубликования указа о выборах стартует сама избирательная кампания, в частности, начнется выдвижение федеральных списков кандидатов на съездах политических партий.
Обязательное условие для выборов нашего будущего парламента –
региональный список кандидатов. В общефедеральном списке партии – всего три человека, ее признанные лидеры.
Остальные – а каждая партия может внести в общий список до 600
человек, вступят в борьбу в регионах.
Как это будет выглядеть.
Давайте рассмотрим ситуацию на примере Ростовской области.
По постановлению ЦИК она разбита на пять избирательных территорий. Почему так?
Избирателей в Ростовской области несколько более 3200 тысяч человек. А число избирателей на одной избирательной территории, согласно закону, должно составлять примерно 650 тысяч. Как раз получается пять территорий, границы которых определены Центризбиркомом, и каждая партия должна на них ориентироваться. Она может создать региональную группу кандидатов в каждой из них, может всю область объединить в одну группу, а может в пределах области объединить эти территории в любом порядке, но только так, чтобы их границы соприкасались.
Это касается регионов с достаточно большим числом избирателей. А вот маленькие – по числу населения – субъекты федерации объединяются в одну межрегиональную территорию с 650 тысячами избирателей.
Общепартийный список должен быть разбит на группы, соответствующие этому делению, каждая партия должна создать не менее 80 региональных групп. На каждой территории будет свой бюллетень, потому что трудно предположить, что все партии изберут одинаковую конструкцию.
Для чего это сделано? Для того чтобы устранить признанный во всем мире недостаток пропорциональной избирательной системы, в определенной мере утрачивающей связь конкретных депутатов с избирателями. Создание региональных групп несколько нивелирует этот недостаток, и это очень существенно.
Так что неважно, сколько будет человек в партийном списке, важно, сколько человек пройдет в Думу. Правда, представить, что на каждой территории от какой-то партии может пройти больше двух кандидатов, почти невероятно. Другое дело, что здесь есть одна тонкость.
Количество избранных депутатов не будет зависеть от общего числа избирателей региона. Чем больше избирателей проголосует в конкретном регионе, тем большее число мандатов приобретут те депутаты, которые будут его представлять. Хитрость в том, что учитывается не процент проголосовавших избирателей, а абсолютное их число. Поэтому чем активнее примут участие в выборах жители субъекта, тем большее число защитников в виде депутатов от разных партий смогут приобрести.
Да, при такой системе получается, что малые по численности населения субъекты федерации, самостоятельно не набирающие положенных 650 тысяч избирателей, будут объединены или слиты с более крупными соседями и действительно утрачивают своих персональных представителей в Государственной Думе, как обязательную составляющую.
В то же время старая норма представительства многими критиковалась как очень недемократическая. Например, некоторые национальные округа, которые имели право на наличие своего депутата в Госдуме, имели 22, 40 тысяч избирателей. В то же время, скажем, Ростовской области один депутат доставался из расчета примерно 500 тысяч избирателей на один мандат. Разве это честно? Нет.
Сейчас выстраивается определенный баланс. Небольшие субъекты вынуждены объединяться, чтобы иметь своего депутата. Становится меньше территориально-национального представительства, но больше представления федеральных интересов в виде общероссийских партий. Это не ущемление чьих-то прав, а просто иная избирательная система. Каждый может судить о ее плюсах и минусах, есть и те, и другие, но в целом это еще один существенный шаг в развитии демократии в нашей стране.