Реплика практикующего врача

14/08/2007 - 13:23

«Уважаемая редакция! Так уж совпало, что 10 мая 2007 г. я направил в редакцию ростовской областной газеты «Молот» открытое письмо губернатору области В.Ф. Чубу, а в вашей газете от 12.06.07 г. я прочитал статью: «Секреты «непотопляемости» Зурабова».

В своем открытом письме Губернатору, я писал о тяжелом финансовом положении нашей городской поликлиники № 4 в г. Шахты Ростовской области. Нашу поликлинику – муниципальное учреждение здравоохранения, как это ни странно, объявили банкротом. В своем письме я, на мой взгляд, указал причины создавшегося положения.

Уважаемая редакция, поскольку уровень гласности и плюрализма мнений газеты «Молот» не позволил опубликовать мое открытое письмо губернатору В.Ф. Чубy, прошу опубликовать это письмо на ваших страницах.

Уважаемый Владимир Федорович! В прошлом году я вышел на пенсию, но продолжаю работать участковым врачом. От имени всех участковых врачей-пенсионеров хочу поблагодарить Вас за высокую оценку нашего труда. Одновременно не могу не сожалеть о практическом развале первичного звена здравоохранения. Заранее прошу и извинения, если некоторые моменты моего письма покажутся Вам резкими или противоречащими общепринятому мнению.

На мой взгляд, существуют три основные причины сложившегося в здравоохранении положения:

первая – не всегда объективное планирование и финансирование здравоохранения;

вторая – отсутствие надлежащего финансового контроля за деятельностью медицинских учреждений и самих фондов, финансирующих здравоохранение;

третья – недостаточный учет общественного мнения, мнения профсоюза при решении вопросов развития здравоохранения.

Попытаюсь подробнее разъяснить эти причины, так как они порождают целый ряд других.

Под недостаточно объективным планированием и финансированием я имею в виду те случаи, когда без планово-экономического обоснования содержатся некоторые старые лечебные учреждения. Например, городская поликлиника № 2 в г. Шахты, где обслуживаемое население искусственно завышено за счет расположенных на ее территории учреждений. А также вновь открываемые без достаточного планово-экономического обоснования лечебные учреждения. Они обеспечиваются современной аппаратурой, кадрами, а впоследствии выясняется, что потребности в них мало. Начинают заставлять направлять больных к ним на консультацию.

Я имею в виду областной клинико-диагностический центр. В городе Ростове открылась уже вторая областная больница. Растут как грибы лечебно-диагностические и оздоровительные центры. Кроме средств, они забирают массу врачебных кадров, которым надо бы работать среди населения районов и городов, а не ждать, когда к ним направят на консультацию. А в качестве консультативного центра нас всегда устраивала ОКБ № 1 и РГМУ. Они полностью удовлетворяют наши потребности.

Я работаю в поликлинике, которая обслуживает 28 тысяч населения, но городское статистическое управление и департамент здравоохранения утвердили нам численность населения только 23 тысячи. Отсюда дефицит штатов в нашей поликлинике. Кому выгодно скрывать истинную численность населения? Здания поликлиники требуют капитального ремонта уже много лет. Из 14 участковых врачей работают только шесть, заработная плата постоянно задерживается, не увеличен минимальный размер заработной платы с 1 мая 2007 г., как по всей стране. На приеме нет бумаги, ручек, клея, типографских бланков. Транспорт на вызовы не предоставляется.

В качестве второй причины низкого качества здравоохранения я назвал недостаточный финансовый контроль. За последние шесть лет у нас в поликлинике два главных врача освобождены за финансовые нарушения. Оба раза – после обращения профсоюзной организации. А почему до этого обращения данные вопросы никто не контролировал? Почему довели дело до освобождения главных врачей? Более пяти лет из-за отсутствия финансирования у нас закрыта клинико-биохимическая лаборатория. Как же можно проводить диспансеризацию и лечение населения в первичном звене? Или всех больных направлять на анализы в г. Ростов, в ОКБ и ОКДЦ?

И, наконец, третьей причиной низкого качества медицинской помощи я считаю недостаточный учет общественного мнения. Здесь уместно сказать о новой системе оплаты труда с января 2007 г., согласно постановлению администрации Ростовской области № 394 от 25.09.06, которое не обсуждалось в коллективах. Это привело к тому, что имеют место случаи распределения зарплаты без профсоюзной организации. А заработная плата значительно повышена только узкому кругу, остальные сотрудники никакого улучшения материального положения не получили, и роста МРОТ с мая 2007 г. не произошло.

В заключение я хочу высказать пожелания по укреплению первичного звена. Хотелось бы, чтобы помощь, направляемая в лечебные учреждения, выражалась не в миллионах рублей, а в адресной помощи тому или иному лечебному учреждению, то есть в приобретенных единицах аппаратуры, транспорта или числа врачебных кадров, направленных в конкретное учреждение. Для этого необходимо провести своеобразную материально-техническую и кадровую инвентаризацию всех лечебных учреждений. Тогда будет ясно, кому и что надо направлять. И больные тогда получат реальную возможность свободного доступа к лечению.

В.В. Терехин,
председатель первичной профсоюзной организации городской поликлиники № 4, участковый врач
Комментарий: Это письмо напоминает «крик о помощи» изрядно настрадавшегося человека. Причем – такое случается довольно редко – страдающего не за себя лично или своих родных, а за отрасль, являющуюся ключевой в нацпроекте «Здоровье».
От редакции убедительно просим министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковскую и курирующего данную отрасль заместителя губернатора РО А.И. Бедрика не оставить это открытое письмо без внимания и дать обстоятельный ответ в редакцию «Южного Федерального» по существу поставленных в обращении нашего читателя вопросов.

Ведущий рубрики «Обратная связь» Михаил ЗАДОРОВ.

Примечание: мнения авторов публикаций могут не совпадать с мнением редакции!

Автор: Сергей САХАРКОВ