Мы из Грозного…

13/08/2007 - 11:06

Последствия любой войны ужасны. Не исключение и чеченская. Тысячи погибших и искалеченных. Тысячи беженцев. И огромные проблемы.

На днях в Ростове-на-Дону Дом журналистов стал переговорной площадкой по этим проблемам. Лидер областной общественной организации вынужденных переселенцев Сергей Зорин собрал своих коллег из аналогичных объединений со Ставрополья, Воронежа, Кубани.

Поводом для встречи, пожалуй, можно считать обсуждение проблем вынужденных переселенцев, которое прошло в Общественной палате при Президенте РФ.

Ее секретарь Евгений Велихов направил письмо полномочному Представителю Президента России в ЮФО Дмитрию Козаку. В этом письме известный российский ученый и общественный деятель выразил серьезную озабоченность «отсутствием практических мер в решении проблемы возвращения в Чеченскую Республику русского населения». В частности в этом письме делается упор на то, что Чечня сегодня остро нуждается в высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических кадрах, преподавателях и управленцам. А значит остается низкой эффективность ресурсов, вкладываемых сейчас в развитие социально-экономической сферы этой республики.
С такого рода проблемами столкнулась в свое время и соседняя с Чечней Республика Ингушетия. В ней уже несколько лет реализуется правительственная программа по возвращению беженцев, которые были вынуждены покинуть Ингушетия в начале 1992 года. Реализация этой ингушской программы вызывает оптимизм и вполне оправданный. Однако, что касается Чечни, то, несмотря на схожесть проблем, здесь есть некоторые особенности. Ингушетия не знала (хвала Аллаху) столь масштабного уровня разрушений и столь массового исхода русского населения. И уж совсем иной выглядит ментальность межнациональных отношений. А проще – глубина затаенных обид. Участники конференции в ростовском Доме журналиста готовы были часами перечислять обиды свои и своих товарищей по несчастью, которых вышвырнули из домов, ограбили до нитки на том простом основании, что они не чеченцы. Такое не скоро забывается. Но не меньшие обиды накопились в сердцах этих людей и на собственное Государство Российское. Здесь, они, бежавшие от ужасов войны и насилия сделались просто изгоями. Сытые и благополучные чиновники издевались над ними, зачастую куда изощреннее, чем бандиты. И хотя первоначальная острота этих событий немного утихла, эти люди вынуждены и сегодня тащить на себе тяжкий груз проблем, порожденных неразворотливостью российской бюрократической машины. Взять хотя бы самый простой, лежащий на поверхности вопрос. – Крыша над головой. Особенно когда жителям Чечни – чеченцам утратившим жилье в результате боевых действий государство стало выплачивать солидные суммы в качестве компенсаций. Но эти суммы не сопоставимы с жалкими крохами, выданными русским беженцам в России. (И эти крохи получить удалось далеко не всем). Я уже не говорю о выплатах положенных родственникам погибших. Это тема отдельного разговора. Глава Минрегионразвития РФ на многочисленные обращения общественных объединений беженцев ответил, что создана высокая Правительственная комиссия для решения названных и подобных им проблем. Смысл прост – ждите. Но ждать трудно. Уходят годы. Годы нищенского существования, зачастую по чужим углам, а то и вовсе без крыши над головой.

Я приведу лишь несколько цифр. Правительство России в 1997 году решило, что россиянам, безвозвратно покинувшим Чечню, выплачивается не более 120 тысяч рублей.

На эти деньги и 10 лет назад невозможно было купить ничего лучше старого курятника в российской глубинке. (А что делать в глубинке электронщику, химику или нефтянику?) Аналогичное постановление правительства датированное 2003 годом но уже для тех, кто утратил жилье, но постоянно проживает в Чечне здесь фигурируют уже 300 тысяч… Не знаю, как вас, уважаемый читатель, а меня это наводит на довольно-таки грустные размышления.

Уже хотя бы потому, что даже получивший за пределами Чечни эти 120 тысяч беженец оказывается в положении худшем, чем тот, кто не получил. Потому что на эти деньги жилье не купишь, а вот право на льготное муниципальное жилище в случае получения компенсации безвозвратно утрачивается.

Кстати подобную ситуацию (правда, в отношении военных) комментировал и Президент России. На одном из совещаний Правительства РФ он сказал: «Недопустимо, когда средняя цена за квадратный метр 29 тысяч рублей, а мы закладываем 11 тысяч рублей. Что же мы людей за нос водим?.. Нужно это надувательство прекратить немедленно».

Общественные организации беженцев из Чечни всерьез намерены продолжать работу по восстановлению своих попранных прав. Правом на достойную жизнь обладает каждый из нас. Только это наше право редко влечет за собой выполненные обязанности государства.

Недавно назначенный на эту должность, руководитель Представительства Чечни в ЮФО генерал Григорий Фоменко обозначил как один из приоритетов – возвращение беженцев в Чечню. И в первую очередь казаков. В Грозном уже даже избран казачий атаман, а президент Чеченской Республики назначил специального помощника по вопросам казачества. Однако, чтобы решить проблему возвращения русских в Чечню потребуется целый комплекс мер. Обустройство, адаптация, жилье. Социальные гарантии. И конечно же безопасность. Общественная палата при Президенте РФ предлагает даже квотирование мест во всех органах власти и управления. Хорошо бы коли так. Только мне представляется, что процесс этот будет долгим и совсем не простым. И очень рад буду ошибиться.

Автор: Сергей САХАРКОВ