Союзное государство против "торговых войн"
"Газовый конфликт" между Россией и Белоруссией воспроизводится с тревожащей периодичностью и свидетельствует уже не столько о локальных недоразумениях, сколько о гораздо более серьезных проблемах в отношениях между нашими странами. Несмотря на более чем десятилетние разговоры о создании союзного государства и тонны подписанных документов, спорные вопросы решаются (если вообще решаются) в пожарном порядке, без какого-либо подключения многочисленных российско-белорусских структур.
Напомним, что прошлогодний газовый конфликт, связанный с повышением цены на газ для Белоруссии, был разрешен буквально за несколько минут до нового 2007 года. Уже тогда белорусские представители оценивали подписанный с "Газпромом" контракт как документ, который поставит национальную экономику в сложное положение. Однако прошедшие шесть месяцев свидетельствуют об отсутствии у Минска серьезного желания решать возникающие проблемы.
Вот и недавно, по сложившейся уже недоброй традиции, менее чем за сутки до объявленного "Газпромом" 45-процентного сокращения газовых поставок в республику, Минск пообещал расплатиться с российской монополией по долгам, которые, составляли 460 млн. долларов. 8 августа Белоруссия, наконец, выплатила всю сумму.
Как в начале года, так и сейчас, газовые споры сопровождаются громкими заявлениями и обвинениями, преимущественно с белорусской стороны. Александр Лукашенко заподозрил Россию в намерениях приватизировать чуть ли не всю республику. В попытках решить возникшие затруднения белорусский президент обращается то к своему венесуэльскому коллеге Уго Чавесу, то к зарубежным коммерческим банкам. Обратила на себя внимание и большая пресс-конференция президента Литвы В. Адамкуса, которую он дал перед отъездом из США. Адамкус заявил, что, возможно, Белоруссии будет предложен альтернативный вариант получения нефти, и этот вариант обсуждался с вице-президентом США Ричардом Чейни. По словам литовского президента, нефть для Белоруссии может поступать морским путем до нефтетерминала в Клайпеде, а потом по железной дороге доставляться в республику.
Представляется, однако, что для белорусской стороны конструктивные переговоры с Россией без излишней их политизации были бы гораздо уместнее, нежели построение умозрительных и явно нереализуемых схем. Еще более опрометчивым было бы участие в различных политизированных антироссийских энергетических проектах, тем более, что у России есть на них ответ: в мае было принято решение о строительстве к середине 2008 года нефтепровода Унеча – Приморск в обход Белоруссии. Известный трюк с жалобами в Вашингтон и Брюссель на имперские амбиции Москвы в исполнении Александра Лукашенко будет выглядеть довольно неубедительно, да и получение Белоруссией полуторамиллиардного российского кредита на оплату газовой задолженности будет в этом случае еще более затруднительным.
В то же время, дальнейшее ухудшение двусторонних отношений может существенным образом сказаться на безопасности нашей страны и, решая коммерческие вопросы, об этом не стоит забывать.
Еще в начале года Лукашенко дал своим подчиненным указание: "сегодня настало время потребовать от России выполнения ее обещаний. Если они не будут выполнены, мы получим полную свободу действий. Я имею в виду постановку вопроса о транзите российской нефти через Белоруссию, об оплате этого транзита, об оплате за землю, которая используется под газовые и нефтяные трубы, а также о собственности Российской Федерации в Республике Беларусь. В первом квартале этого года России должны быть направлены предложения об оплате услуг, которые ранее ей предоставлялись бесплатно, в том числе услуг, связанных с военными объектами и транзитом".
Белорусский президент мог иметь в виду, прежде всего, два российских стратегических объекта – радиолокационную станцию "Узел Барановичи" (Брестская область) и пункт управления подлодками в Вилейке (Минский район). Эти объекты весьма важны для эффективного функционирования российского "ядерного щита", особенно после уничтожения по требованию латвийской стороны аналогичного объекта в Скрунде (другой объект остался на территории Украины). По словам экс-министра обороны Белоруссии Павла Козловского, "России будет выгоднее минимум 50 лет поставлять в Белоруссию бесплатный газ в полном объеме потребления, чем строить подобные военные объекты где-нибудь под Смоленском". Может быть, это некоторое преувеличение, однако в случае каких-либо проблем с использованием этих объектов действительно придется строить новые, а это – многомиллиардные затраты. Согласно некоторым расчетам, в случае утраты Белоруссии как союзника Россия будет вынуждена создавать с нуля аналогичную военную инфраструктуру стоимостью 21-25 миллиардов долларов.
Сюда же можно отнести затраты Белоруссии на поддержание объединенной системы ПВО, а также пограничной инфраструктуры. По договору о совместных усилиях в охране государственной границы Белоруссии 1995 г. Минск взял на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей госгранице с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной (общая протяженность 2250 километров). В результате чего у России нет необходимости в создании пограничной инфраструктуры на белорусско-российском участке протяженностью более чем в 1200 километров.
Разумеется, требования Минска (пока еще неявно артикулированные) оплаты по "рыночным" расценкам содержания общей границы, самого газопровода и объектов российской военной инфраструктуры могут натолкнуться на встречные контраргументы российской стороны. Очевидно, заинтересованные силы только того и ждут, когда отношения между нашими странами начнут развиваться в русле "торговой войны" и выяснения, кто кому больше должен. Делать им такой подарок было бы непростительной глупостью, тем более, что был уже в смутные 1990-е такой прецедент, когда разные ведомства и экономические субъекты вели свою собственную внешнюю политику. Ничем хорошим это, если кто забыл, не закончилось...
Сетевые транспортные системы сами по себе представляют собой инструмент большой геополитики, а отнюдь не только инструмент извлечения прибыли. Белоруссия в силу своего географического расположения является потенциальным участником буферной "Черноморско-Балтийской" зоны вокруг нашей страны. И вряд ли Россия заинтересована в потере еще одного транспортного коридора в Европу (причем отнюдь не только для нефти и газа, но и для других товаров), пролегающего по территории дружественного государства. До 70 % российского несырьевого экспорта движется по трассам Белоруссии. При перевозке грузов из России в страны Европы грузовые тарифы Белоруссии на 20 % ниже аналогичных цен соседней Украины. От поставок из Белоруссии зависят 8 тыс. российских предприятий. В России порядка 3 миллионов рабочих и служащих имеют работу благодаря тесному экономическому сотрудничеству с Белоруссией. В частности, по словам руководителя "Рособоронэкспорта" С. Чемезова, в Белоруссии сосредоточена примерно третья часть сборочных мощностей и исследовательских центров бывшего СССР в сфере вооружения и военной техники, которые были сохранены руководством республики. Соответствующая продукция в рамках военно-технической кооперации поставляется без лицензирования, квотирования и взимания таможенных пошлин.
В свою очередь, на Россию приходится примерно 57 % от всего объёма внешней торговли Белоруссии. Экспортная часть в ВВП Белоруссии составляет более 50 %. Около 100 % белорусского экспорта сельхозпродукции приходится на Россию, 50-90 % экспорта важнейших видов промышленной продукции – тракторов, телевизоров, шин – приходится также на Россию. Следовательно, ухудшение торговых отношений с нашей страной приведет к крайне негативным последствиям для белорусской экономики.
Не приходится сомневаться, что наши зарубежные "доброжелатели" будут стремиться по возможности взвинтить российско-белорусские отношения, как можно дольше удерживая их конфликтный фон. Рисуя для белорусской элиты и населения образ врага в виде России, они будут создавать предпосылки для изменения вектора внешнеполитической ориентации Минска с Москвы в сторону Запада.
Долгосрочное решение экономических вопросов не может быть достигнуто без решения вопросов политических, в первую очередь, о будущем союзного государства. Последние события ставят на повестку дня вопрос о создании эффективного (а не "бумажного") механизма формирования союзного государства с реально действующими органами власти и эффективными механизмами решения возникающих проблем. Необходима также интеграция на уровне отдельных хозяйствующих субъектов с взаимным обменом активами, на что не раз указывала российская сторона. Только в таком формате все частные экономические вопросы могут быть разрешены к обоюдной выгоде и России, и Белоруссии.
Андрей АРЕШЕВ