40 лет на железной дороге
Лайла Тарамова первой среди женщин-чеченок стала работать на железнодорожном транспорте.
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я живу и работаю в столице Чеченской Республики – городе Грозном.
Накануне празднования Дня железнодорожника и 170 лет Российских железных дорог (письмо пришло в редакцию 2 августа. – ред.) хочу рассказать о замечательной женщине, Лайле Тарамовой. Она первой среди женщин-чеченок стала работать на железнодорожном транспорте…
Мы пришли к ней в обеденное время. Кроме самой Лайлы Тарамовой, за столом сидели еще две женщины. Извинившись, они попытались уйти, чтобы дать нам поговорить. Но Лайла не согласилась. Это не по-кавказски. «Садитесь за стол, и никаких отказов», – сказала она категорично. Через несколько минут на столе появились новые блюда и тарелки для нас. Тут мы и познакомились.
Воспоминания первой женщины-чеченки, ставшей железнодорожницей, не могут не заинтриговать. Каждая беседа с Лайлой – это очень интересные истории из ее жизни, 40 лет которой отдано, – как сама подчеркивает Тарамова, – «чисто мужской работе». Недавно на ее рабочем столе я увидела газету «Гудок», и номер был 60-летней давности. Не успела я поднять недоуменного взгляда, как Лайла сказала:
– Мне же интересно, что происходило в нашей «епархии» и до того, как я сюда пришла работать.
В первый раз на железнодорожный вокзал Лайла пришла в октябре 1967 года. Она попросилась на работу, и ее, ни слова не говоря, оформили. Только на следующей день Тарамова узнала, что она является единственной женщиной-чеченкой в коллективе. Кто-то посоветовал гордиться этим, ибо в те годы на работу на железнодорожном вокзале можно было устроиться только с соответствующей рекомендацией, да и то после десяти лет железнодорожного стажа. «А мне всего-то было 18 лет», – улыбается Лайла сегодня.
Сияя от счастья, молодая горянка готова была поверить в собственную «неотразимость». Но и тут вышла «промашка»: выяснилось, что при устройстве на работу ей не задали даже обычных вопросов только потому, что на железной дороге хорошо знали ее отца. Он работал в этой сфере с 1937 года, и его в коллективе ценили за ревностное отношение к своим должностным обязанностям. Лайла поняла, что доверие, которым ее отец пользовался, «авансом» распространено и на нее.
С тех пор прошло уже много лет, и многое изменилось. Две войны наложили свой отпечаток на работу железнодорожников. Железную дорогу, вокзал поднимали из руин, разрухи, которую и не вообразить. Вся территория вокзала – воронка на воронке. Ничто, казалось, не способно возродить этот уголок Грозного. Чувство безысходности не отпускало ни днем, ни ночью.
– В самые тяжелые дни Бог надоумил меня обратиться за помощью к тогда еще главе администрации Чечни Ахмату-хаджи Кадырову, – рассказывает Лайла. – Попасть на прием к нему было трудно, а я все-таки умудрилась, и рассказала о ситуации, которая сложилась на нашем участке. Ахмат-хаджи сказал, что кто-то должен впрячься в эту работу. Ну, я и впряглась…
Первым делом Лайла собрала людей, которых знала, которым верила. «Старый» коллектив и приступил к расчистке завалов. Средств на ремонтно-восстановительные работы не было, поэтому брались только за то, что можно осилить буквально голыми руками. Видя этот энтузиазм, мало-помалу начали выделять и деньги. Это и помогло пустить первые за много лет поезда. К настоящему времени они ходят по таким маршрутам, как Грозный – Москва, Грозный – Минводы, Грозный – Астрахань. И это только начало. В перспективе регулярное железнодорожное сообщение должно связать Грозный с Адлером, Саратовом, столицей Крыма...
Лайла Тарамова производит впечатление человека усталого, но с очень сильным характером. Начав свой путь с должности приема-сдатчицы багажного отделения станции Грозный, она уже более 16 лет занимает пост начальника Дирекции по обслуживанию пассажиров Северо-Кавказской железной дороги. Своей «крестной матерью» ее называет не только прежний костяк специалистов, но и молодые железнодорожники. Все видят: для этой сильной духом, в то же время простой и гордой женщины рабочее место стало не вторым, а первым домом, а весь персонал – все равно что родные дети.
Сотрудница пресс-службы парламента ЧР Наталья Семенова рассказала, что недавно ездила поездом Минводы – Грозный: «Моя мама была почетным железнодорожником, и мне, конечно, интересно, как сейчас людям в этой системе работается. Поэтому и спросила у проводниц: «Ну что, дали вам премии ко Дню железнодорожника»? В ответ услышала то, чего никак не ожидала услышать: «Каждый год наша начальница сначала премии дает техничкам, и только потом нам. Если есть деньги… Ведь мы и так неплохо зарабатываем».
«Начальница» – Лайла Тарамова. В коллективе, которым она руководит, каждый скажет: «Справедливая и мужественная!»