В Чечне инициируют отставку военного прокурора
Общественность Чечни просит Генпрокуратуру проверить деятельность Военной прокуратуры Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, передает "Эхо Москвы".
По итогам проверки общественные организации просят решить вопрос соответствия занимаемой должности военного прокурора Максима Топорикова, сообщает ИА Интерфакс. Ему в вину ставятся десятки примеров, когда не расследовались факты о похищениях граждан. При этом представители общественности хорошо отзываются о предшественнике Топорикова - прокуроре Александре Мокрицком.
Газета "Коммерсант" уточняет, что свою подпись под обращением 29 общественных организаций поставил и официальный чеченский правозащитник Нурди Нухажиев. Издание отмечает, что за этой инициативой стоит президент Чечни Рамзан Кадыров.
Как рассказал газете уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, на вчерашнем совещании, где обсуждалась работа военной прокуратуры, присутствовали представители 29 общественных и правозащитных движений, в том числе и организации "Мемориал". "Все согласились с тем, что военная прокуратура не расследует должным образом возбужденные против военных уголовные дела и вообще наплевательски относится к обращениям мирных граждан и правозащитников", - заявил омбудсмен.
Господин Нухажиев уверял, что он и его коллеги располагают информацией о неоднократном участии военных в похищении мирных жителей, которая игнорируется военной прокуратурой: "У нас имеются материалы по похищениям, в которых есть имена офицеров, номера бронетехники, свидетельские показания, но военная прокуратура не сотрудничает с нами".
Всю вину за не сложившиеся с военной прокуратурой отношения Нухажиев возложил на военного прокурора Максима Топорикова. "Прежний прокурор Александр Мокрицкий работал намного лучше, хотя при нем обстановка в республике была гораздо сложнее", - заявил господин Нухажиев, напомнив, что прежний прокурор довел до суда дела спецназовцев из группы Эдуарда Ульмана, офицеров внутренних войск Аракчеева и Худякова и других военнослужащих, которые обвинялись в убийствах мирных граждан.
Правозащитник убежден, что на военной прокуратуре также лежит ответственность и за действия боевиков. Как сообщалось ранее, Нурди Нухажиев заявил, что нападение боевиков на Ца-Ведено, жертвами которого стали три человека, является следствием халатного, преступного отношения к своим обязанностям руководителей силовых ведомств.
"Недавно боевики совершили налет на Ца-Ведено, убили мирных людей, а господин Топориков даже не появился в этом селе, не спросил с военных, где они были, почему допустили вылазку боевиков", - цитирует слова Нухажиева газета.
В военной прокуратуре об инициативе чеченских правозащитников знали, но комментировать ее не захотели. Господин Топориков сказал изданию, что находится на лечении, а его первый заместитель Владимир Калита сообщил, что будет "разговаривать с прессой, если такую команду даст руководство из Москвы".
Между тем пожелавший остаться неназванным сотрудник чеченской прокуратуры высказал предположение, что, скорее всего, за выступлением общественников и правозащитников стоит президент Рамзан Кадыров, который давно был недоволен деятельностью военного прокурора: "Я думаю, что господина Топорикова могут сменить, генерала ему уже дали, поэтому он может спокойно уйти".
При этом представитель прокуратуры напомнил историю, когда господин Нухажиев добился увольнения неугодного президенту Чечни Рамзану Кадырову первого заместителя прокурора республики Владимира Чернова. 17 мая 2007 года чеченский правозащитник раскритиковал деятельность республиканской прокуратуры, попросив Генпрокуратуру сменить ее руководство. Через месяц первый заместитель прокурора Владимир Чернов оставил свой пост.
Газета напоминает, что вслед за Черновым оставил свой пост и другой неугодный главе Чечни силовик - начальник оперативно-розыскного бюро (ОРБ-2) при главном управлении МВД по Южному округу Ахмед Хасанбеков.
Напомним, что деятельность ОРБ-2 вызывала много нареканий как со стороны представителей правозащитных организаций, так и руководства республики. Рамзан Кадыров неоднократно заявлял о необходимости ликвидации этого подразделения, насчитывающего всего 150 человек, обвиняя сотрудников ОРБ-2 в жестоком обращении с задержанными и иных нарушениях законности.
По мнению же местных наблюдателей, основной причиной нелюбви главы республики к ОРБ-2 было то, что данная структура ему не подчинялась. Кроме того, ее возглавлял полковник Хасамбеков, человек из команды Алу Алханова.
Ранее Рамзан Кадыров сместил со своих должностей командира батальона спецназа Внутренних войск МВД России "Юг" Муслима Ильясова и командира чеченского ОМОН Артура Ахмадова, хотя формально эти подразделения подчиняются МВД России.
Нурди Нухажиев, обвинив прокуратуру Чечни в "преступной бездеятельности" и выступив с предложением обратиться в Генпрокуратуру с требованием снять с должности действующего прокурора республики Валерия Кузнецова, подчеркнул, что деятельностью прокуратуры недоволен и глава Чечни Рамзан Кадыров.
"Кадыров всегда стремился (и продолжает стремиться), подчинить себе все силовые структуры, действующие на территории республики, расставить на все руководящие должности своих людей. Скорее всего, именно желанием Кадырова видеть на этом посту лояльного и контролируемого человека вызвано стремление избавиться от Кузнецова. Озвучить мнение руководства "доверили" Нухажиеву", - считает представитель одной из местных правозащитных организаций.