Заветные «квадраты» Грозного

24/07/2007 - 13:05

Феномены восстановления столицы Чечни

Многие федеральные и региональные чиновники, а также «спецы» строительных профессий, которые видели Грозный исключительно на фотографиях или по телевизору, воспринимают практически любые цифры о темпах восстановления столицы Чечни как «не совсем достоверные» либо попросту «дутые». Слишком уж высокими являются эти темпы. Феноменальными. Например, освоение 8 млрд рублей в год только одной строительно-восстановительной организацией. Или ввод в эксплуатацию ею же 380 тысяч квадратных метров отреставрированного и заново отстроенного жилья в микрорайоне Черноречье за пять с половиной месяцев (для сравнения: Ростов-на-Дону гордится годовым объемом ввода 800 тысяч «квадратов», а стремится к «высокой» планке в миллион квадратных метров за год)…

Феномен «Спецстроя»

Начальник ФГУП УСС-42 при Спецстрое России полковник Сергей Сидорякин заканчивал Ростовский инженерно-строительный институт. Военная кафедра и строительное образование определили окончательный выбор профессии военного строителя, которой отдано четверть века. Начинал с Капустина Яра в Астраханской области. Затем последовали Карачаево-Черкесия (главный инженер управления), Смоленщина (начальник управления), Брянщина (участвовал в переселении чернобыльцев), Москва. Последние полтора года он возглавляет вышеназванную организацию, созданную по распоряжению Президента РФ и постановлению российского Правительства зимою 2006 года специально для расчистки от завалов и восстановления столицы Чеченской Республики. В его личном активе – орден Почета, много медалей, звания «Почетный строитель России», «Заслуженный строитель Чеченской Республики».

О родном ФГУП УСС-42 Сергей Петрович рассказывает довольно сухо, по-военному: «Это – отдельная структура при Министерстве обороны, федеральное агентство по специальному строительству. Должность нашего директора (генерал армии Николай Аброськин. – Прим. «ЮФ») – это фактически должность министра. Все специальное строительство на территории России, как по линии Минобороны, так и по гражданской линии – дело наших рук. У нас есть прекрасная база в Ханкале. Три подразделения – одно механизированное, два – строительных. Ну, и головное предприятие».

В марте (на самом пике разбора завалов, для чего не требовался квалифицированный труд) на предприятии работало около пяти тысяч человек, теперь – около 3000 квалифицированных специалистов (сантехники, электрики, строители и т.д.). Из них – «русскоязычные» офицеры и служащие – около 50 человек, 2950 – местное население. При высокой безработице в Чечне почти три тысячи рабочих мест для коренного населения – вклад солидный. Еще около двух тысяч человек трудятся в привлеченных к подрядам ФГУП УСС-42 организациях-субподрядчиках.

Хорошие специалисты пришли на предприятие из некогда существовавшего Чечено-Ингушского управления строительства. Конечно, за 16 лет вынужденного простоя в инженерно-строительной практике некоторые знания в памяти людей стерлись, новые технологии и материалы не изучались. Все приходится наверстывать. Дефицита в специальностях и технике сегодня нет. Все анкеты при приеме на работу проверяет ФСБ на предмет причастности к незаконным вооруженным формированиям в прошлом.

Феномен Грозного

«Создано наше предприятие было в целях восстановления исторического центра города Грозного, – рассказывает Сергей Сидорякин о буднях УСС-42, – но что такое восстановление без «зачистки»? Сначала надо было убрать весь мусор. На сегодняшний день мы убрали 3 млн 150 тыс. кубов мусора и завалов, оставшихся от разрушенного муниципального жилого фонда, частного сектора и объектов соцкультбыта. Предстоит убрать мусор и завалы от промышленных федеральных предприятий – заводов и фабрик – 3,5 млн кубов. У нас есть своя инженерная разведка. Ликвидируют неразорвавшиеся снаряды и мины. Часто находили и до сих пор находим схроны боеприпасов. Собаки-миноискатели работают рядом с нашими экскаваторами. При разборе завалов на бывших предприятиях велика опасность химического заражения – нужно привлекать МЧС и другие специализированные организации. 12-е главное управление Минобороны недавно проводило анализ радиоактивного фона по всему городу. По их данным, Грозный в пять раз чище, чем Москва».

Итоги работы строителей впечатляют. По расчистке от завалов в частном секторе приведено в порядок около 9000 жилых домов и дворов. По муниципальным объектам – школы, детсады, жилые дома – порядка 1000 зданий и сооружений во всех четырех районах Грозного. Изначально по поселку Черноречье за 2007 год планировалось освоить 4,5 млрд рублей. Теперь эта цифра находится в районе 8 млрд. Появилась надежда на нормализацию финансирования.

До войны здесь (в микрорайоне) проживало 46 тыс. населения, связанного с нефтеперерабатывающим заводом, – целый небольшой провинциальный город. Потом вся инфраструктура, здания, сооружения, коммуникации – была разрушена. Коробки зданий и инженерные коммуникации (водопровод, канализация, электричество, газ) строители восстанавливают на 100 %, благоустройство внутри квартир делается «под ключ». Общий объем по Черноречью: 195 жилых домов разной этажности (около 380 тыс. кв. м жилой площади), а всего – 251 объект, с учетом школ, детсадов, поликлиник, ДК.

Приступили в середине марта. Планировали закончить жилой фонд микрорайона до 1 октября, а Рамзан Кадыров поставил задачу успеть к 1 сентября. Работа идет день и ночь. «Многие приезжают, смотрят на сделанное и то, что делается буквально на глазах. Потом спрашивают: в чем секрет подобной скорости работы? – продолжает Сергей Петрович. – Весь секрет в людях. Трудоспособнее народа я за свою многолетнюю строительную практику не встречал!»

Феномен финансирования

В текущем году по настоянию Рамзана Кадырова город должен быть восстановлен, с его лица должны исчезнуть все следы войны. Юридически его восстанавливают не совсем законно. По закону нужно долго и тщательно проектировать, согласовывать – тратить много времени. А людям реально негде жить. Многие, кстати, сколачивают бригады из самих жильцов реконструируемых домов, вливаются в коллектив УСС-42 и возрождают жилье собственными руками (они же – самые требовательные контролеры качества). Часто – без выселения жильцов. Не менее часто – когда проще было бы дом сломать и построить новый, но людей девать некуда. Приходится применять ноу-хау.

В начале прошлого года Рамзаном Кадыровым было принято политическое решение – привести в порядок центральную улицу – проспект Победы. Это было сделано – лавочки, тротуары, урны, освещение. Одни фасады, но – красиво, люди вздохнули с облегчением, начали забывать войну и с удвоенной энергией восстанавливать столицу. Этот принцип и работает почти во всем. Финансирование по ФЦП шло и идет слабо, в конце года, когда уже ничего не успеешь освоить. Поэтому республика и Грозный восстанавливаются «в кредит». Если бы ждали денег и согласовывали «каждую букву» (на проект магистральной трубы нужно около года), все до сих пор бы стояло в завалах.

Строят, кроме УСС-42, мощные организации – «Интербизнес-55», «Чеченстрой», «Феникс», «Стройинвестиции». На предприятии средняя зарплата составляет 12-15 тысяч рублей. Задержки по срокам выплат есть, но они не критичные. И – опять же – из-за работы в кредит. «Я боюсь, что не уеду. Останусь. Здесь очень много души вкладывается. Раньше ехал, как в командировку, а теперь – как к себе домой… – завершает нашу беседу Сергей Петрович. – Совсем скоро Грозный станет одним из самых красивых городов Северного Кавказа!»

Грозный – Ростов-на-Дону.

Автор: Сергей САХАРКОВ