Березовский. Поцелуй в губы и кинжал в сердце

20/07/2007 - 17:31

Был момент в нашей политической жизни, когда Березовский совсем было ушел в тень и считался пройденным этапом постсоветской истории. Он оказался вне игры. Но вот в России стартовал новый предвыборный цикл, и наш пострел снова подает признаки своего житья-бытья. Он (не последний фигурант в "деле Литвиненко", как и в "деле Лугового") громко объявил себя спонсором "оранжевой революции" и "Другой России" к невыгоде той и другой, засветился в футбольном скандале в далекой Бразилии. Он уже герой нового детектива: Скотленд-Ярд арестовал прибывшего в Лондон из Кремля наемного убийцу с ребенком.

***

В чем сегодня новизна ситуации для Бориса Абрамовича в сравнении с 90-ми годами? Теперь он не столько один из субъектов политической игры, сколько один из ее объектов. Притом не из самых значительных и ценных.

Заполучить Березовского в качестве подсудимого - не самая важная цель для РФ. Да, скорее всего, и ненужная. Он более полезен как разменная карта. Как тот бильярдный шар, посредством которого человек с кием дуплетом посылает другой шар прямехонько в лузу.

Кто может вернее скомпрометировать оппозицию на Украине и в России, чем Березовский?

Кто может психологически убедительнее оправдать невыдачу Лугового, чем тот же Березовский?

Кто способен эффективнее на рефлекторном уровне подогреть в народных массах антисемитские настроения?

Теперь войдем в положение человека, который всю свою жизнь мыслил себя демиургом отечественной политики. Каково ему нынче чувствовать себя всего лишь пятым колесом в ее телеге?

Иными словами, каково кукловоду вдруг оказаться марионеткой.

Впрочем, бог с ними, с чувствами БАБа. Они в компетенции психиатров и беллетристов. Примечателен путь, проделанный нашим героем.

Скажем про него так: это не психологическое - это приключенческое кино. Сплошной "экшен".

***

Начинал он как бизнесмен. И как многие бизнесмены, начинал как пирамидостроитель. Участи Мавроди избежал, потому что успел первоначальный капитал вложить в две вещи: в политику и в медиабизнес, который бизнесом для него собственно не был, а был все той же политикой, о чем он не однажды сам и толковал. В дальнейшем он строил не пирамиду, а арку. Одной половинкой ее стали купленные связи в верхних эшелонах власти, другой - подкормленные общественные институты, среди коих наиважнейшими все это время оставались СМИ. Когда его попросили вон из кремлевских коридоров, вторая половинка арки по понятным природным обстоятельствам заколебалась. Его общественная репутация, сколь ни пытался он выставить себя покровителем искусств, талантов и инакосмыслящих, оказалась не намного выше государственной.

После победы Путина на выборах в 2000 году Борис Березовский громко хлопнул дверью - он покинул Россию, сделав вид, что по своей воле. За границей он сделал несколько примиряющих жестов по отношению к президенту, не нашел взаимопонимания и пошел информационной войной на путинскую Россию.

А ведь еще совсем недавно бывший: замсекретаря Совбеза РФ, исполнительный секретарь СНГ, депутат Государственной думы, наконец, бывший олигарх какое-то время напрашивался в политгувернеры к президенту, в толкователи его изречений, в интерпретаторы его внутренних побуждений. Он ему посылал сигналы, а тот продолжал их игнорировать, и тогда Борис Абрамович совсем ожесточился.

На какое-то время он объявил себя отцом-основателем русской оппозиции, потом буревестником новой русской революции, как бы Лениным и Парвусом одновременно - и деньги давал, и тезисы писал. Все это хорошо известно, многажды описано. Но кое-что и подзабыто. Будучи телеобозревателем со стажем, позволю себе вспомнить кое-какие эпизоды из не столь отдаленного прошлого.

***

Так, вспомнилась передача Павла Лобкова о "Растительной жизни" Бориса Березовского. Случилось это вскоре после его бегства.

...Давно мы его не видели - нашего Дра-дра, нашего олигарха, нашего Бориса Абрамовича. Слышали, что он проживает в городе Лондоне, общается с Александром Прохановым, встречается с Ахмедом Закаевым, разговаривает с Ванессой Редгрейв: Слышали, что ему там хорошо. Но чтобы так хорошо, как это было показано в передаче Павла Лобкова "Растительная жизнь", мы и представить себе не могли.

Поместье с угодьями, которые не вдруг на машине объедешь. Венчает всю эту красоту замок, у входа в который телеведущего встречает человек с большим черным зонтом. Вдали маячит машина с охраной. Хозяин тем временем спускается с верхнего этажа, водружает на себя бейсболку, натягивает резиновые сапоги и становится совершенным щеголем... Да еще берет в руки лопату. На свежем воздухе они - олигарх и журналист - пыхтя, ковыряют британскую почву и продолжают остроумные разговоры про посадки, эмиграцию, про копание ямы другому, про обрезание, про белые березы. "А есть и красные березы", - ехидничает Павел Лобков, имея в виду приятельские отношения беглого олигарха с Прохановым и деловые - с Зюгановым. Но он это растение не захватил. Зато сажает другое, которое даст ядовито-красные плоды.

Счастливый человек Борис Абрамович. Жил в нищете при советской власти и был счастлив. Копал шесть соток в Одинцове - и был доволен. Женщины его любили еще до того, как разбогател. И любят после того, как разбогател. И мама у него такая же непритязательная. Она была абсолютно счастлива на десяти метрах коммунальной жилплощади. И теперь счастлива, когда живет на отдельной вилле на побережье Средиземного моря.

Чтобы вся передача приобрела совсем уж метафорический характер, ведущий посещает тюрьму либерального режима, где заключенные выращивают цветочки, грибочки... Идиллическая картинка.

Какой из всего этого следует вывод? Все мы немножечко растения. Хоть зэк, хоть олигарх...

Последнему растительная жизнь дается, пожалуй, труднее, чем первому. Зэк копает себе и копает, а олигарх копает, заметно злобствуя. Он явно тоскует по эфиру и задыхается от недостатка пространства для политической активности.

***

Следующий случай выйти в эфир российского ТВ ему предоставил Андрей Караулов в своем "Моменте истины".

Журналист слетал в город Лондон и побеседовал с добровольным изгнанником на темы, касающиеся политической ситуации в России. Высказанные олигархом по ходу встречи оценки на сей счет уже к тому времени навязли в зубах. Новостью стало заявление самого Березовского о том, что жизнь Владимира Путина находится в опасности и что он, Березовский, пишет статью под названием "Берегите Путина".

Андрей Караулов, несколькими днями ранее позиционировавший себя, как нынче принято выражаться, в программе "Культурная революция" в качестве "совести нации", для начала сфотографировался на фоне Биг-Бена, чтобы никто не подумал, будто "его там не стояло".

Он там стоял, все записал, затем переместился в Москву и перешел к своим излюбленным темам: распродажи Родины, продажности демократов, жадности олигархов и т. д. Все это было по обыкновению мелко нашинковано, но солью программы стали соображения Бориса Абрамовича.

Они в основном касались проблемы приватизации, отношений с Ельциным (он, Березовский, каждый год посылает ему поздравления с днем рождения, а тот - ни ответа, ни привета), угроз покушения на него, Березовского (путем отравления в зале суда), информационной войны с Лужковым, неприязни к Примакову, приязни к Доренко и Проханову, собственных патриотических чувств и т.д.

В этом потоке словоизвержения мелькнула тема живой обиды на "наш несчастный народ", который дает оболванивать себя каждому, кто на сие горазд. Тут бы куме на себя оборотиться, но не до этого. Для "момента истины" он приберег "одну важную вещь".

Она состояла в следующем. Цитирую по аудиозаписи: "Сегодня основная задача - сохранить Путина. Сохранить Путина. Да? Не на посту президента. А сохранить физически. Потому что сегодня очень многим может показаться соблазнительным убрать Путина. Да? Постольку-поскольку, вы знаете, эта авторитарная система, которая создается, она имеет свои законы... И вот я вам хочу сказать: Сталин, он последовательно создавал идолы, уничтожая своих соратников. Так вот большой соблазн у системы укрепиться за счет того, чтобы убрать своего лидера и канонизировать систему. Поэтому я пишу статью, которая так и называется "Берегите Путина".

Звучало как политическое завещание. Особенно в свете циркулировавших тогда слухов о готовящемся покушении на него, Березовского. Ко всему прочему на следующий день после выхода программы Караулова в эфир появились сведения о готовящемся покушении сотрудников ФСБ уже непосредственно на президента.

Вся программа Караулова смотрелась как анекдот, который можно начать примерно так: "Встретились как-то Совесть нации и Пророк в своем Отечестве..."

Тогдашние пятилетней давности предупреждения Березовского относительно угрозы свержения Путина примечательны в сопоставлении с его нынешними откровениями по поводу своего собственного участия в "силовом перехвате власти".

***

Прошел еще год. Никто из российских телевизионщиков не докучал лондонскому сидельцу вопросами о будущем России, об участи Путина. А собственные суждения и прокламации в газете "Коммерсант" о "предельном либерализме" на правах рекламы оказывались не слишком резонансными. Но, как скоро выяснилось, и богатеи на выдумки хитры. Вот, БАБ с паспортом на имя и фамилию Платона Еленина и десантировался в Тбилиси.

Шума в прессе задним числом было много. Политики, политологи и прочие специалисты терялись в догадках относительно того, зачем он это сделал. Тогда автор этих строк позволил себе прибавить собственную версию случившегося. Она имеет сугубо беллетристический характер.

Дело в том, что лондонский беженец-сиделец явно заскучал по острым ощущениям. Потом надо учесть, что для публичного человека оказаться вне поля зрения СМИ на сколько-нибудь продолжительный отрезок времени - испытание. Особенно в ситуации, когда на Родине кипят судьбоносные избирательные страсти, а в соседней с отечеством Грузии подул ветер перемен. Очень уж густая тень забвения легла на речистого и суетливого олигарха - вот он и рискнул на короткое мгновение высунуться из нее.

Высунулся и, наверное, не пожалел - резонанс вышел громким: высокие стороны потом долго обменивались нотами и заявлениями, прокурорские работники и компетентные органы давали разъяснения, а возмутитель спокойствия раздавал интервью СМИ... Но это чисто психологический подтекст. Беллетристический контекст состоит в следующем.

С одной стороны, Борис Абрамович давно уже "косит" под Владимира Ильича, вернее, под тот образ Ленина, что воплощен на экране и сцене: пророчествует из своего заграничного далека, пишет революционные тезисы, венчая их до боли знакомым лозунгом "Так победим!", принимает в Лондоне ходоков из российских регионов, создает партию нового типа, сочиняет прокламации и листовки, публикуя их за большие деньги в подконтрольных ему "искрах". Псевдоним, который избрал Березовский, почти тот же, что был у товарища Ульянова, - Еленин. Он-то сам отнекивается и утверждает, что всего лишь попользовался именем любимой жены. Так, может, и у Ильича была когда-нибудь, еще до Крупской, любимая девушка, которую прозывали Леной? И, к слову сказать, в анекдотической лениниане соратники называют вождя мировой революции товарищем Крупским. Все сошлось. То есть срослось.

С другой стороны, господин Березовский не вправе сильно отставать от того кинематографического образа, что вылепили режиссер Павел Лунгин, сценарист Юлий Дубов и артист Владимир Машков в фильме "Олигарх". Там Платон - красавец-мужчина не только статный, но и рисковый. Он не бежит из страны. Напротив, по дороге в аэропорт резко разворачивает свой кортеж и возвращается в столицу, чтобы с открытым забралом дать бой чекистско-бандитскому режиму.

А в жизни вождь либеральной революции не так дерзок и отважен, но кукиш своим перелетом из Лондона в Тбилиси он этому режиму показал. Правда, в кармане и под псевдонимом.

В фильме он славен верностью в дружбе. И теплее всего приятельствует с "чудесным грузином", прототипом которого был и остался Бадри Патаркацишвили. Бадри - не Коба; это исторический факт. Но как бы там ни было, прототипы встретились, обменялись подарками. И всю ночь провели в разговорах и воспоминаниях за гостеприимным грузинским столом. Выпивали, закусывали... Жены судачили о своем, о девичьем. Может, все вместе спели: "Возьмемся за руки, друзья..." Может, затянули: "Где же ты моя, Сулико..." И вроде бы не было никакой прагматической цели в этой встрече - ни политики, ни денежного интереса. Сплошная радость общения и красивого застолья. А с другой стороны, не исключено, что и была. Большевики-подпольщики (это мы в точности знаем по историко-революционным фильмам о них) довольно часто свои деловые совещания проводили под видом дружеских пирушек.

Короче, на наших глазах творилась если не история, то мифология: своего рода елениниана - разумеется, с поправками на новые реалии.

Вот нам сюжет для небольшого кинематографического хита "Олигарх-2".

Генсек узурпировал власть почти сразу после прихода к ней. А тот, который все гениально предвидел и замечательно организовал победу для своего протеже, - олигарх Платон Еленин - вынужден эмигрировать и ждать новой революционной ситуации в стране. Той самой ситуации, когда верхи еще не могут, а низы уже хотят и ждут приезда очередного мессии в пломбированном вагоне. Или на паровозе. Или на бронетранспортере. Или, в самом крайнем случае, явится к нам господин Еленин загримированным под рабочего Иванова с ооновским паспортом.

...Господин Березовский опять все правильно рассчитал: попасть в историю (в том числе и с большой буквы) при нынешней всеядности и ненасытности СМИ да при его деньгах - штука нехитрая. А вот стать анекдотическим персонажем, как чукча или Штирлиц, - это уже не службишка, а служба, которой он, судя по всему, и решил посвятить всю свою дальнейшую жизнь.

***

Собственное 60-летие беглый олигарх весело и беззаботно отпраздновал при большом стечении почетных тусовщиков из России. Но прошло немногим более двух месяцев, и он праздновал труса.

Ну а как еще можно истолковать его егозливое письмо "Министру (на тот момент) Иностранных Дел Соединенного Королевства г-ну Д. Стро".

Сначала подобострастное почтение: "Смею Вас заверить, что я полностью уважаю и следую законам Соединенного Королевства..." Затем жалобы на происки прокуратуры РФ, на ущемления демократии в России, и почти протокольные заверения в своей безоговорочной лояльности правительству Ее Величества.

Автор, видимо, так испугался, что тут же малодушно и соврал: "Одновременно сообщаю Вам, что ни в одном из данных мною интервью или опубликованных статей я не поддерживал "насильственный переворот" и уж тем более "возбуждение насильственных беспорядков или терроризм".

Человек, сидя в Лондоне под защитой британского закона, поддерживаемого всей мощью вооруженных и полицейских сил Соединенного Королевства, признается в интервью газете "Гардиан", что "работает" над "силовым захватом власти" в другой суверенной стране. При этом подчеркивает, что допускает "любые насильственные действия". Тут же ссылается на Декларацию прав человека ООН: "...принципиально важно, чтобы права человека были защищены властью закона, дабы не приходилось в качестве последнего средства прибегнуть к восстанию против тирании и угнетения..."

Видимо, вдохновившись этой декларацией, он и брякнул корреспонденту газеты: "Последние полтора года мы готовимся взять власть в России силой". И затем пояснил, что финансировать такие действия он будет из личного состояния, которое за прошедшие пять лет "утроилось".

И после этого, едва его схватили за язык, объявляет, что его не так поняли.

"Все свои заявления и действия, - заверяет Березовский британского министра, - я обязательно соотношу не только с моими убеждениями, но и с интересами Великобритании - страны, которая несет тяжелое бремя лидера свободы и демократии в мире. Я глубоко убежден, что путинский режим обречен и в России неизбежно будет восстановлен конституционный порядок. Только тогда моя страна станет надежным стратегическим, а не конъюнктурным партнером Соединенного Королевства и всего демократического сообщества".

Платону Еленину лучше бы не дергаться и дождаться революционной ситуации в стране. Той самой ситуации, когда верхи уже ничего не могут, а низы хотят всего и сразу и не чают приезда очередного мессии в пломбированном вагоне. Или - спецрейсом - на пломбированном самолете, предоставленном ему "Министром Иностранных дел Соединенного Королевства г-ном Д. Стро".

А он дергается, ставя себя и своих покровителей в неловкое положение. Он все еще не может поверить, что вчера было рано, а сегодня уже поздно.

***

Когда надутый пузырь лопнул, перед нами предстал суетливый человечек с десятком мобильников, с захлебывающейся речью и с неудовлетворенными амбициями пророка в своем отечестве.

Его героическая аура сдулась, сморщилась...

А он ее снова и снова пыжится надуть. И вот уже пресса полна сообщениями о новом на него покушении... Прилетал, мол, специально в Лондон киллер, да не вышло.

Сейчас снова пойдет писать губерния: интервью, заявления, версии, домыслы... Березовский - это настоящее приключенческое кино.

...Все-таки, нравится нам или нет, а надо признать, что Борис Абрамович - человек не совсем обыкновенный. Он родом из Карамазовых. Более прочих напоминающий Федора Павловича, который "был у дворян приживальщиком и приживанием хлеб добывал". И добыл. И в олигархи выбился. И на демиурга баллотировался. Весь в двусмысленностях, как в шелках и одолжениях. Это про него у Достоевского: "Поцелуй в губы и кинжал в сердце".

Автор: Сергей САХАРКОВ