Борьба с коррупцией в Чечне… …или Диалог прокурора с правозащитником

20/07/2007 - 11:03

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди НУХАЖИЕВ – частый гость газеты «Южный Федеральный». Он открыт для прессы, охотно откликается на любой поставленный вопрос, касающийся проблем защиты прав граждан, комментирует выступления разнообразных экспертов.

Поэтому нет ничего удивительного, что Нурди Садиевич оперативно прокомментировал в эксклюзивной беседе с собственным корреспондентом «Южного Федерального» в ЧР сделанное на прошлой неделе громкое заявление республиканского прокурора для центральных СМИ.
Напомним, в выступлении Валерия Кузнецова речь шла о пропавших без вести и похищенных людях, о проблемах идентификации погибших, о хищениях из госказны и взяточничестве, о методиках «убеждения» чиновников-расхитителей вернуть украденное или незаконно присвоенное бюджету или тем гражданам республики, которым средства изначально предназначались…

– Нурди Садиевич, прокурор Чеченской Республики Валерий Кузнецов в интервью РИА «Новости» и «Российской газете» заявил, что «коррупция в Чечне процветает на всех уровнях – от простых людей до высокопоставленных чиновников». Как вы прокомментируете это заявление?

– Констатация факта существования масштабной коррупции прокурором республики вызывает двоякие чувства. Во-первых, конечно, отрадно, что прокурорские органы республики, наконец-то, обратили должное внимание на проблему коррупции. Однако возникает резонный вопрос. Почему стало возможным, что она (коррупция) приняла масштабы, угрожающие основам государственной власти? Почему надзирающие органы не борются с коррупцией на ранних стадиях ее проявления?

Эти вопросы, которые ставятся обществом, напрямую адресуются и к прокуратуре Чеченской Республики. В то же время мы, правозащитники, с должной мерой понимания относимся к объективным трудностям, с которыми столкнулась прокуратура Чеченской Республики в первые годы ее восстановления, но, тем не менее, на дворе 2007 год, и общество требует от всех нас результативной работы, а все лимиты периода становления в общественном сознании давно исчерпаны.

Не секрет, что коррупция в угрожающих масштабах расцветает во всей Российской Федерации. В то же время более 15 лет Государственная Дума Российской Федерации не может принять закон о борьбе с коррупцией. А это значит, что есть заинтересованные силы в стране, которые торпедируют принятие этого закона. В продвижении проекта закона и правоохранительными органами проявляется недостаточная настойчивость. Значит, есть определенная доля их вины в том, что этот закон до сих пор не принят.

То, что президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров к проявлениям коррупции относится самым жестким образом, также не является ни для кого новостью. Еще будучи первым вице-премьером, потом председателем правительства Чеченской Республики он не только заявлял, но и подтверждал на деле, что будет бороться самым решительным образом с проявлениями коррупции в эшелонах власти. И такой настрой президента Чеченской Республики должен был получить поддержку правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры республики. И если сегодня, как утверждает Валерий Кузнецов, коррупцией в Чечне охвачено все общество от «простых граждан до высокопоставленных чиновников», это говорит о том, что инициативы президента ЧР не получили своевременной и должной поддержки, в том числе и со стороны прокуратуры ЧР.

– В своем интервью прокурор ЧР заявил, что расследуется беспрецедентное по масштабам уголовное дело, в котором фигурируют 4,5 тысячи подложных заявительских материалов на получение компенсационных выплат за разрушенное жилье. Каково ваше мнение на этот счет?

– Процедура выплат компенсаций за утраченное жилье и имущество длится около четырех лет, и прокуратура Чеченской Республики, как надзирающий орган, была обязана эти выплаты взять под жесткий контроль. Если бы это было сделано, то сегодня прокурору Чеченской Республики не пришлось бы говорить о таких масштабах коррупции. Поэтому сегодняшние усилия прокуратуры Чеченской Республики не снимают ее доли ответственности за то, что коррупция в республике приняла такие масштабы, о которых говорит прокурор республики.

И еще одно: я не думаю, что стоит говорить о том, что коррупции подвержены простые люди. Во-первых, у нас в стране нет такой градации, как «простые» или «непростые» люди, а есть равноправные граждане, и без всяких прилагательных. Во-вторых, «простые» люди вынуждены давать взятки, когда органы, призванные обеспечить выполнение законов, не могут заставить государственного чиновника выполнять эти законы. Если коррумпированный государственный чиновник получает незаконные средства, то гражданин вынужден давать взятки, чтобы получить хотя бы часть ему положенного по закону.

Еще раз хочу подчеркнуть, что я приветствую заявление прокурора ЧР, хочу надеяться, что начатая борьба с коррупцией в Чеченской Республике не станет кампанией в угоду политическим ветрам, тем более что в прокурорских органах республики работает много людей, профессионально подготовленных и болеющих за исполнение Закона.

Автор: Сергей САХАРКОВ