Тбилиси провалил американский план аннексии
Эксклюзивное интервью с премьер-министром Республики Южная Осетия Юрием Морозовым.
- На прошлой неделе грузинские силовики задержали съемочную группу телеканала "Россия". Чего хотели в Тбилиси?
- Продолжается череда провокаций, в этом нет ничего нового. Очередная наглая выходка грузинских властей. Репортеров задержали за то, что они, якобы без согласования с какими-то местными несуществующими властями, вели съемку. Можно подумать, что они снимали какие-то военные объекты. Там (в грузинском селе Курта - "Y".) построили два курятника. Видно, их неправильно фотографировали. На провокацию грузинская сторона пошла в преддверие 15-летнего юбилея ввода миротворцев в зону конфликта.
- По данным МВД РЮО, в последнее время Грузия разместила в зоне конфликта, в основном вокруг столицы Южной Осетии, 20 блокпостов. Какие ответные меры предпринимает Цхинвал?
- Действительно, Грузия лихорадочно организовывает новые посты. Соответственно, мы вынуждены выставлять свои посты и прикрывать эти участки. Кроме того, предпринимаются попытки выдвижения грузинских постов ближе и ближе к Цхинвалу, к объездной Зарской дороге. Этим попыткам мы решительно противодействуем и не даем возможности им выдвигаться. Например, из-за провокационных действий грузинской стороны обострилась обстановка в районе села Авневи, когда противостояние чуть было не вылилось в вооруженный конфликт. Грузинский пост начал выдвижение в сторону объездной Зарской дороги. Мы воспрепятствовали этому, и они были вынуждены отступить на свои прежние позиции.
- Как в правительстве РЮО оценивают миротворческую операцию?
- В Южной Осетии миротворцы выполняют уникальную функцию, разделяя стороны. Благодаря им республика в течение 15 лет живет мирной жизнью. У нас, действительно, мир, несмотря на все провокации, обстрелы города и выставление постов. Можно отметить тот факт, что в отдельных случаях у руководства республики возникают претензии к миротворцам. Но этот вопрос очень сложный.
Есть факты, когда миротворцы могли бы действовать более решительно. В частности, мы были крайне озадачены, когда на дороге, соединяющей Джаву и Цхинвал, была установлена палатка, в которой грузинские представители пытались ксерокопировать паспорта проезжающих граждан Южной Осетии. Конечно, в той ситуации миротворцы должны были убрать эту палатку. Совершенно уместны претензии к миротворческому контингенту по поводу грузинских силовиков, которые находятся на территории сел грузинского анклава. Понятно, что под видом МВД там задействованы армейские формирования. Количество "полицейских" там превышает все мыслимые цифры. Но в целом работу миротворцев мы оцениваем положительно. Юбилей отметили достойно, с премированием бойцов, концертами и гуляниями.
- Грузия пытается легализовать и ввести в переговорный процесс "альтернативное правительство. Изменилась ли позиция руководства Южной Осетии в отношении Санакоева? Возможны ли контакты, переговоры?
- О чем вы говорите? Нет, конечно. План ползучей аннексии Южной Осетии был разработан американцами, но исполнение было никудышным, чисто грузинским. Прежде всего, они прогадали с кандидатурой Санакоева. На него заведены уголовные дела по факту мошенничества в Республике Южная Осетия. Он должен чуть ли ни каждой пятой семье в Цхинвале! Игрок, проигравшийся в казино, – этот не тот человек, которого будут воспринимать в осетинском обществе. Для этой цели были гораздо лучшие кандидатуры. Но дело не только в этом. Граждане Южной Осетии правильно оценивают ситуацию, понимая, что это все клоунада. Цирк скоро уедет, а клоуны останутся. Так что контакты исключены. Мало того, мы прерываем отношения с любыми международными организациями, которые пытаются контактировать с ним в Южной Осетии, о чем недавно предупредили генерального секретаря ПАСЕ, приезжавшего к нам.
- С другой стороны, Санакоева же заслушали в Европе...
- Фактически он был с частным визитом в одном из комитетов общественной организации – я могу ошибиться в названии. Я читал его совершенно бредовое выступление, где нет ничего конкретного. Единственное, что ему позволили, так это чуть лягнуть руководство Грузии, показав, что он якобы не совсем лакей. Так что такие поездки ни о чем не говорят. В то время как Дима выступал там, как "голубь мира", здесь шел интенсивный обстрел Цхинвала со стороны сел грузинского анклава, которые временно оккупированы Грузией. Вот слова и дела.
- Если проблема Южной Осетии связана с решением по Косову, то у Грузии остается не так много времени для того, чтобы навязать силовой сценарий.
- Но по Косову процесс продолжается. По крайней мере, в Совбез ООН внесен документ, который уже не подразумевает автоматической независимости для края, которая предусматривалась, если четырехмесячные переговоры Белграда и Приштины зашли бы в тупик. Потихоньку возвращаются к резолюции Совбеза ООН 1244, по которой Сербия и Косово должны договариваться независимо от временных рамок.
- Есть надежда, что Южную Осетию все-таки признают?
Ю.М.: Вопрос очень тяжелый. Государства, которые могут признать нас первыми, есть. Например, Венесуэла. Если она это сделает, ее сразу поддержит ряд стран Латинской Америки, таких как Куба и другие. Поэтому мы надеемся на признание. А то, что Грузия готовит вооруженное нападение, нет сомнений. Есть такая примета: чем больше в Тбилиси говорят о мире, тем активней там готовятся к войне. На грузинских постах, создаваемых в зоне конфликта, уже появляется тяжелая боевая техника, чего не было раньше. Посты оборудуются очень серьезно, проводятся фортификационные работы.
- В Цхинвале снова обострилась проблема с водой. В чем дело?
- Это уменьшение подачи воды никак не связано с действиями грузинской стороны. У нас произошла авария. Заделаем трубу, и водоснабжение будет восстановлено в прежнем объеме.
На днях Цхинвал покинула большая делегация из Ростова, включая представителей серьезных проектных организаций – Северо-Кавказского института по проектированию и инженерным изысканиям коммунальных водопроводов и канализаций "Гипрокоммунводоканал", ОАО Ростовский Институт "Водоканалпроект", производственного предприятия "Каскад", а также специалистов Федерального агентства по водопользованию. В течение двух дней было проведено полное обследование системы водоснабжения Цхинвала. Указанные институты сделают проекты резервного водоснабжения города. Так что в будущем году Цхинвал и осетинские села смогут получать воду независимо от капризов грузинской стороны.
- В прошлогоднем интервью вы говорили об укреплении и асфальтировании объездной Зарской дороги. Эта задача по-прежнему актуальна?
- Зарская дорога находится в нормальном проезжем состоянии. Но поскольку магистраль расположена в горах, она подвержена оползням. Осыпаются камни и порода. Мы вынуждены бесконечно вычищать кюветы. В будущем году будем класть второй слой и асфальтировать ее. Это заложено в плане. Пока Зарскую дорогу асфальтировать нельзя: покрытие должно прижиться и осесть. Но в целом московская комиссия оценила состояние дороги как хорошее в условиях высокогорья.
Кроме того, мы продолжаем работу и на других объездных дорогах. На Ленингори мы дошли почти до села Дменис. Наше звено уже идет в сторону Грома. Эту дорогу мы финансируем из бюджета республики. В ближайшее время приступаем к прокладке объездной дороги на Знаур, которая пройдет по маршруту Зар–Рустав–Знаур. Я выезжал на место. Там большой объем работ, но делать эту дорогу мы будем несмотря ни на что. Это позволит исключить инциденты, которые имеют место при проезде грузинских сел. Наши граждане должны избавиться от постоянных унижений в этих селах.
- Как вы лично реагируете на "сенсации" грузинских СМИ о тотальной коррупции в органах исполнительной власти Южной Осетии и вашей скорой отставке?
- В республике абсолютно прозрачный бюджет, который принимается парламентом и в виде закона подписывается президентом. Контролирует исполнение бюджета парламент, перед которым мы и отчитываемся Сейчас подводим итоги за первое полугодие. Все это мало похоже на тбилисскую брехню. Их последняя "информация" – что Генпрокуратура РФ завела уголовное дело по факту хищения денег, выделенных на строительство дороги на Ленингори. А нам никто этих денег не выделял. Этот информационный вброс рассчитан на низкий уровень части необразованного населения Грузии.
Что же касается вопроса моей отставки, то это прерогатива президента и парламента. Если моя работа будет признана недостаточной, ничего экстраординарного в этом не увижу и готов буду покинуть свой пост – но не по причине коррупции, как это видят грузинские СМИ, а по рабочим моментам. Впрочем, сейчас мы должны работать.
- Из республики постоянно поступают тревожные сообщения о перестрелках. На что надеяться людям, откуда черпать оптимизм?
- Людям живется трудно. Когда у нас случаются неприятности, они тревожатся. И без того население незаслуженно страдало. Тем не менее те, кто не сбежал отсюда и не уехал, – настоящие патриоты, которые будут бороться до конца за свою независимость. Хотя все познается в сравнении.
Южная Осетия динамично развивается, несмотря ни на что. Мы сделали уникальную систему связи с Российской Федерацией. В этом году "Мегафоном" будет охвачено 100% территории республики. Недавно ввели мобильную связь в отдаленном населенном пункте Квайса. У нас прекрасное цифровое телевидение, которое есть не в каждом регионе России. Мы развиваем энергетику, сельское хозяйство. Впервые за 20 лет в республику пришли новые автобусы ПАЗ, новые тракторы, которые приступают к уборке урожая.
- Спасибо за беседу.