Взаимопроникновение противоположностей
Когда говорят о перспективных парах пилотов в современной «Формуле-1», зачастую анализ сводится к обсуждению достоинств и недостатков представителей «Макларен» и «Феррари». «Спорт сегодня» предлагает на мгновение оставить за скобками лидеров чемпионской гонки и обратить внимание на третью силу мира «Больших призов». Речь о «БМВ-Заубер».
Хинвильская конюшня после слияния с мюнхенским поставщиком моторов разом превратилась из заурядного середнячка в самую прогрессирующую команду пелотона. Если не считать болезней начала сезона – отсутствие надежности и проблемы с балансом при внедрении инновационных узлов, – которые редко минуют даже топ-дружины, швейцарско-немецкий альянс за последний десяток месяцев постоянно прибавляет. Одновременно с ростом результатов новыми красками расцвели таланты толкового, но «нераскрученного» прессой и менеджерами Ника Хайдфельда, а также зажглась звезда Роберта Кубицы – первого поляка в истории «королевских гонок». Дуэт спортсменов, который трудится на благо Марио Тайссена и компании, весьма любопытен как с точки зрения техники вождения, так и со спортивно-человеческой составляющей их характеров. Ник и Роберт на треке совершенно непохожи друг на друга, хотя за пределами автодромов их кармы имеют уйму общих черт.
Работу с компаундами доверяют исключительно Нику – Роберт испытывает аэродинамику и механику, а Феттелю поручают контроль надежности.
При работе с болидом Хайдфельда отличает филигранная техника. Он один из немногих в элитном классе, кто с фантастической аккуратностью и бережливостью относится к использованию ресурса мотора, покрышек. Заметьте, даже в квалификации Ник работает рулем предельно плавно, заставляя машину перестраиваться на намеченную пилотом траекторию без рывков и «виляний». Вход в поворот никогда не будет сопровождаться агрессивным втоплением педали тормоза для последующего контрманевра (вылавливание задка из заноса), экономящего драгоценные тысячные, — пилот предпочитает компенсировать потери на выходе из виража за счет разгона. Успех закладывается на начальной стадии: точное и выверенное торможение, связанное напрямую с изначальным движением руля, дает на выходе запас, сравнимый по размеру с временным выигрышем приверженцев, к примеру, избыточной поворачиваемости. Что любопытно, на тестах и апробациях работу с компаундами доверяют исключительно Нику – Роберт преимущественно испытывает аэродинамические «навороты» и механику, тогда как Себастьяну Феттелю поручают контроль общей надежности узлов.
У Кубицы технический арсенал совершенно иного плана. Поляк любит резкую работу рулем и педалями для достижения максимального эффекта. При этом покрышки на его болиде зачастую выглядят плачевно – их износ провоцируется резкими ударами по тормозу и газу при движению к апексу и последующему набору скорости соответственно. К слову, из-за подобной манеры езды Роберт крупно пострадал при переходе на унифицированный компаунд от «Бриджстоуна». «Теперь чувствую себя за рулем, как девчонка, только получившая права, – приходится осторожничать в каждом повороте», – жаловался славянин на протяжении всей весны, пока шел процесс адаптации. Немудрено, ведь сцепные свойства японских покрышек кардинально отличались от французской резины, что доставляло немало хлопот командам-клиентам «Мишлен» при подготовке к сезону-2007 (приходилось искать компромиссные решения при распределении баланса болида). Именно этим рискнем объяснить многочисленные помарки Кубицы в первых гонках чемпионата: мало того, что ему приходилось заново искать предел торможения при входе в поворот, требовалась корректировка ручной работы – при попытках удержаться на траектории глубокие довороты руля сносили «бимер» из крайности в крайность. К чести гонщика, упорная работа на тестах и постоянные консультации с инженерами принесли позитивные плоды: проблем с настройками у поляка становится меньше от гонки к гонке.
В Кракове рассматривается закон о переименовании одной из улиц в честь Кубицы
Уподобляясь пушкинским Онегину и Ленскому на трассе, вне «Формулы-1» спортсмены весьма похожи. Ник предельно отзывчив при общении с прессой. Понимая, что сотрудничество со СМИ – часть его работы, не уклоняется даже от откровенных провокаций, на которые периодические решаются его земляки-журналисты. Доходило до того, что из паддоков «БМВ-Заубер» в прямом эфире организовывались передачи, где ведущий (по образу и подобию близкий Роману Трахтенбергу) пытался прилюдно «покопаться в грязном белье» Хайдфельда. Рейтинговую передачу украсить откровениями не удалось: пилот корректно устранился от «высокоинтеллектуальных» диалогов, при этом блеснув неплохим чувством юмора. Кроме того, раз в год он проводит семейную вечеринку для самых преданных членов своего фан-клуба. По ходу встречи, проходящей в старинном замке, у почитателей Ника есть возможность не только пообщаться с героем «без галстука», но познакомиться с многочисленными членами его семьи… В целом же Ник избегает публичности, проводит много времени с подругой, признается, что хотел бы по окончании карьеры сосредоточиться на роли любящего отца и уделять больше времени близким. Однако «зявязывать» в ближайший пяток лет пилот не собирается: осенью ожидается подписание нового контракта с командой Марио Тайссена.
Кубица также с честью несет крест собственной популярности, не оставляя без внимания ни одной просьбы об интервью пришедших в пресс-центр. Кроме того, успевает ответить особо страждущим его словес акулам пера по электронной почте. Казалось бы, феерический дебют поляка состоялся почти год назад, но заявки на беседу по сей день валом поступают в офис «БМВ-Заубер». На родине гонщика считают национальным героем: в Кракове рассматривается закон о переименовании одной из улиц в его честь. Когда же стряслась жуткая авария в Монреале, некоторые поклонники таланта Роберта заказали специальные молебны за его здравие в костелах Польши. Пристальное внимание общественности неизменно провоцирует звездную болезнь, однако Кубицу, похоже, она обошла стороной. «Контракт, который подписал в 2006-м, заставляет работать с удвоенной силой. Хочется доказать, что стою тех денег, которые мне предложили, заодно завоевав титул чемпиона мира», – неоднократно повторяет он в интервью. Что-то подсказывает, что Роберт может добится поставленной цели: уж больно велика работоспособность поляка. Накануне Гран-при Великобритании он всю ночь провел в совещаниях с инженерами насчет выбора настроек и стратегий пит-стопов. Перед этим аналогичное заседание предваряло квалификацию. В обоих случая ставка, что называется, сыграла: пятое место в отборе, четвертое – в гонке. То ли еще будет…