В гостях у Буша

02/07/2007 - 12:28

В понедельник Владимир Путин, который находится с двухдневным визитом в США, проведет переговоры с американским коллегой Джорджем Бушем в его поместье на мысе Уокер-пойнт в Кеннебанкпорте (штат Мэн). Как ожидается, во время встречи лидеры обсудят как двухсторонние отношения, так и наиболее острые вопросы международной политики, в том числе борьбу с терроризмом, ситуацию на Ближнем Востоке и в Косове, конфликт вокруг северокорейской ядерной программы и ядерной программы Ирана. Но помимо разговоров о большой политике, два президента еще и отдыхают. Так, накануне после ужина Путин и Буш совершили совместную лодочную прогулку. Прокомментировать российско-американский саммит и его основные задачи Страна.Ru попросила заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина.

- Как вы оцениваете нынешние российско-американские отношения?

- Сложные отношения. Эта встреча двух президентов психологически, наверное, призвана снять эмоции, которые есть в этих отношениях. Потому что в России считают, что США переходят определенные рамки в своей внешней политике, когда речь идет о размещении систем противоракетной обороны в Восточной Европе, когда речь идет о стремлении интегрировать в североатлантический блок Грузию и Украину. С другой стороны США считают, что Россия, так как она восстанавливает свои позиции на международной арене, то ведет экспансию на постсоветском пространстве, используя энергетический рычаг, и для этого России надо, с точки зрения американцев, противостоять.

То есть и с одной и с другой стороны очень много претензий, и эти претензии создают напряженность, и понятно, что есть большое желание эту напряженность как-то снять. Но если брать такие вопросы, которые не касаются двусторонних отношений, а вопросы большой международной политики, то здесь есть больше возможностей для договоренности, я имею в виду и Северную Корею, и Иран и Ближний Восток. Пожалуй, некоторым исключением является только ситуация вокруг Косово, где США и Запад в целом настаивают на принятии плана Ахтисаари, а в России этот план сразу вызывает понятные ассоциации с Чечней, со стремлением отделить часть территории государства в ситуации, когда само федеральное правительство государства выступает против. В России воспринимают косоваров в качестве сепаратистов, в то же время у Запада есть перед ними обязательства.

- Формально двухдневная поездка Путина в поместье семьи Буш носит неформальный характер. Насколько важны в российско-американских отношениях именно личностные отношения двух лидеров?

- Я бы их не преувеличивал. Понимаете, отношения могут быть очень хорошие человеческие, но есть законы политики, и хорошие человеческие отношения далеко не являются гарантией того, что удастся выйти на какие-то серьезные политические решения. Дело в том, что президенты - они люди во многом зависимые, зависимые от общественного мнения в своих странах, и, допустим, в США абсолютное большинство политического класса считает, что с Россией надо говорить более жестко. Соответственно, республиканская администрация при всем хорошем отношении президента США к президенту России учитывает это мнение политического класса. У них в следующем году выборы, и понятно, что республиканцы должны показать, что они тверды, что они решительны в отношениях с Россией. Кстати, это одна из причин того, что, наверное, решение о размещении систем противоракетной обороны в Восточной Европе не будет пересмотрено, несмотря на пожелания России. Ну и конечно там есть еще одна причина, то, что американцы не хотят разочаровывать своих союзников из Праги и особенно из Варшавы. Соответственно и в России в чем-то сходная проблема. В России усиливаются антизападные настроения, в России усиливается представление о враждебности Запада для нашей страны, соответственно, президент России реагирует и на это.

- Американские СМИ считают, что в связи с провальной войной в Ираке и рекордно низким рейтингом Буша, глава Белого дома больше заинтересован в нынешней встрече с Путиным, стараясь, таким образом получить поддержку России. Насколько, уместно говорить о том, кто больше заинтересован в нынешних переговорах?

- Здесь сложно сказать, потому что в данном случае президент России заинтересован в рассмотрении своего предложения по Азербайджану. Чтобы заменить американский проект размещения систем ПРО в Восточной Европе проектом совместного использования РЛС в Азербайджане. Здесь, я думаю, в этом смысле есть очень серьезный интерес с российской стороны, конечно же. Что касается американской стороны, то здесь, я думаю, есть интерес в том, чтобы и показать себя сильным, эффективным президентом, для республиканского президента с его крайне невысоким рейтингом сейчас это очень важно.

Но есть, я думаю, и желание, например, понять, как дальше будет развиваться Россия. В свое время республиканцы обвиняли демократов перед выборами 2000 года, что они потеряли Россию, и стал их имиджевым плюсом. Теперь уже демократы в ответ обвиняют республиканцев в том, что они совершили ошибки на российском направлении. И поэтому, я думаю, что американскому президенту здесь важно непосредственно от своего российского коллеги узнать, каким же образом будут развиваться события в России в 2007 году, в 2008 году, вот когда будут парламентские выборы, президентские выборы, что будет потом, какие планы, чтобы опять-таки быть подготовленным к этим событиям. Ведь если мы так посмотрим, то российские президентские выборы как раз совпадут с началом большой избирательной кампании в США, когда будут определяться кандидаты от демократов и республиканцев, и здесь республиканской администрации очень важно заранее представлять, где что произойдет и какие будут основные проблемы в России в этот период.

Михаил Первушин, Страна.ru

Автор: Сергей САХАРКОВ