Инвестиционный климат или инвестиционный имидж?
Криминальные риски обостряются в политизированных регионах
Одним из видов рисков, которые приходится оценивать потенциальному инвестору в экономику российских регионов, бесспорно, является криминальный риск. Что это такое на деле, бизнесменам ЮФО разъяснять не стоит. А когда криминалитет срастается с властью? Получается, некий монстр попал в его поле зрения, сферу интересов и тем более перешел дорогу – и пиши пропало.
Характерна оговорка из уст полпреда, прозвучавшая на рабочей встрече в рамках форума «Кубань-2005». Характеризуя инвестиционный потенциал Юга России, Д. Козак сказал, что «в этом регионе можно работать и получать прибыль без всяких опасений». Чего именно боятся предприниматели, он, правда, не расшифровал. Но если уж такой твердокаменный человек, как выходец из прокуратуры, решил упомянуть о неких опасностях, то, видимо, небеспочвенно.
И все же есть, по словам Дмитрия Козака, и на Юге России положительные примеры. По его тогдашней оценке, лидирующие позиции в ЮФО по созданию благоприятного инвестиционного климата занимает Краснодарский край, успешно работают в этом направлении «с ощутимыми результатами» Ростовская, Волгоградская и Астраханская области».
Надо заметить, на рубеже 2000-х годов Волгоградская область, входя в первую двадцатку регионов по объему промышленного производства и первую десятку – по валу сельскохозяйственной продукции, осуществляя торговые и финансовые операции с 78 странами мира, будучи пионером в разработке регионального инвестиционного законодательства – инвестиционной привлекательностью не блистала, пребывая в конце третьей десятки рейтингов субъектов РФ. Регион называли «недоинвестированным» при высоком уровне промышленного, инновационного потенциала, его экономический климат, по данным рейтинговых исследований, характеризовали высокий и криминальный политический риски. Попросту говоря, желающих делать здесь бизнес отпугивали и «красный» бренд региона, и репутация мафиозного края.
Если раскрыть федеральную прессу тех лет, то, читая страницы, посвященные Волгоградской области, по стандартам нынешней борьбы с коррупцией в регион впору было бы вызывать следственную бригаду Генпрокуратуры, а лучше и не одну. В борьбе за передел сфер влияния волгоградских предпринимателей расстреливали семьями. Впереди России всей шел регион и по числу криминальных банкротств. Расправы с журналистами. Первый в России громкий процесс о «продаже сирот за границу» из профильных областных учреждений. Депутат, оказавшийся убийцей. Застреленный вице-губернатор, курирующий сельское хозяйство. Расстрелянный криминальный авторитет, связанный с крупнейшей аграрной корпорацией области. Всего теперь и не упомнишь, несмотря на многочисленные подробности, смакуемые в СМИ. В качестве своеобразного контрапункта припоминается фраза одного из депутатов областной Думы, бывшего милицейского начальника. На пленарном заседании законодательного органа, при всем бомонде и телекамерах, он сравнил губернатора с «паханом», а администрацию – со «сходняком». В ответ, кажется, последовал судебный иск. На том, как говорится, и разошлись.
Впрочем, стоит сделать поправку на время. Время тогда было сложное – предвыборное. Вернее, перманентно предвыборное – между губернаторскими голосованиями 2000-го и 2004 годов. И как показала жизнь, линия на разоблачения и нагнетание обстановки в качестве концентрированного политического прессинга была взята правильно. Если в 2002 году рейтинги действующего губернатора, поддержанного тогда НПСР, и главного противника – иногороднего промышленника с олигархическими знакомствами и титулом главы «Единой России» в регионе, практически сравнялись, то в 2004 году монополия на прокремлевски ориентированную оппозицию была размыта с появлением сонма критикующих кандидатов от «ЕР». Губернатор уже собрал более половины голосов, в то время как ближайший кандидат с «медведем» на знаменах лишь четвертое, сразу после кандидата «против всех». Принцип «не догоню, так хоть согреюсь» не сработал. Но пейзаж после битвы был впечатляющий.
Прошло время. На базе журнала «Эксперт» создано рейтинговое агентство «Эксперт РА». В Волгоградской области, видимо, тоже многое изменилось. И вот в прошлом году в данных «Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов 2005/2006» от «Эксперта» Волгоградская область заняла 20-е место среди 88 субъектов федерации. К слову, по степени криминального риска – 52-е место, отстав в хорошем смысле от Астрахани, Татарстана, Перми. В декабре 2006 года ведущим международным рейтинговым агентством Standard & Poors Волгоградской области присвоен долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале «В+», по российской шкале «ruA+», то есть область характеризуется умеренно высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов.
Кстати, еще в 2003 году регион по шкале рейтинга «Эксперта» находился на 25-м месте. Что же произошло? 2006 год, надо заметить, аналитики окрестили инвестиционным прорывом Волгоградской области. Если не брать приход на территорию области девелоперов, бегущих с разогретого московского рынка, то здесь в актив региона можно записать и подписание соглашений на освоение калийного месторождения с «Еврохимом», интерес «РУСАЛа» к крупнейшему в мире месторождению бишофита, перешедший в плоскость изучения экологических нюансов освоения минерала, реконструкция на «Красном Октябре», ВНПЗ, Волжском трубном. Это только те проекты, сумма вложений по которым переваливает за десятки миллионов долларов. Волгоградская область активно участвует в работе крупных международных инвестиционных форумов. Календарь составлен плотно. Это и Волгоградский международный форум «Инвестиции в Россию» (Волгоград, сентябрь 2005 года) и Международная инвестиционная выставка недвижимости MIPIM (Канны, март 2006 года), и 71-я Международная выставка «Зеленая неделя» (Берлин, январь 2006-го); и презентация Волгоградской области в Торгово-промышленной палате Российской Федерации и посольствах зарубежных стран (Москва апрель 2006 года), и Петербургский экономический форум (июнь 2006-го), и V Международный экономический форум «Кубань-2006» (сентябрь, 2006 г.), и I Международный деловой форум «Чешская Республика – Южный федеральный округ» (г. Волгоград, октябрь 2006-го).
Участвует регион и в проектах на основе государственно-частного партнерства, требующих привлечения средств Инвестиционного фонда и прочих фондов развития. Выигран ряд конкурсов МЭРТ на создание венчурного фонда и бизнес-инкубатора. Это, в свою очередь, первые шаги созданного по инициативе губернатора Агентства по инвестициям и развитию Волгоградской области. В конце июля в Волгограде запланировано рабочее совещание с участием всех регионов РФ, создавших у себя с помощью Минэкономразвития венчурные фонды – их всего 12 в России, а в ЮФО – волгоградский один. Это хоть и не такой масштабный проект, но требующий ювелирной работы – ведь речь идет о коммерциализации и внедрении инноваций – основы промышленности XXI века.
К слову, одной из задач агентства губернатор Н. Максюта провозгласил продвижение инвестиционных проектов, их более детальную разработку. Дескать, идей, задумок, разработок у нас полно, а вот хорошо отрекламированного, упакованного и проверенного инвестиционного товара – не хватает. И главным среди таких товаров, пожалуй, оказывается инвестиционный имидж региона. Разрушить его в пылу политических баталий легко. А вот как наработать?
О такой дилемме, наверное, следует помнить всем государственным и прочим мужам, для которых война с коррупцией – что называется, мать родна. Манипулирование силовым рычагом – ныне модная и почти безотказная вещь в решении чисто политических проблем. Только вот подобных пирровых побед у нас гораздо больше, чем успешных экономических проектов.