Безопасность – это оправданное доверие!
Подлинная общественная безопасность – это не только контроль над ситуацией, но и эффективное управление ею со стороны правоохранительных структур! Так считает первый заместитель начальника Главного управления МВД РФ по ЮФО генерал-лейтенант милиции Сергей СОЛОДОВНИКОВ. Наверное, поэтому он постоянно в регионах, в гуще событий по организации оперативно-розыскной деятельности, по пресечению деятельности банд, «воров в законе», коррупционеров и террористов (его ведомство «специализируется» на борьбе с криминальными «авторитетами», оргпреступностью, террором и коррупцией на территории всего ЮФО)… Рабочий график Сергея Александровича настолько уплотнен и напряжен, что корреспондентам СМИ возможность пообщаться с ним по актуальным вопросам предоставляется, пожалуй, только на ежеквартальных пресс-конференциях. Для «ЮФ» он сделал исключение, согласившись на эксклюзивное интервью накануне заседания Госсовета РФ по проблемам общественной безопасности.
– Каковы для вас критерии общественной безопасности и их особенности в ЮФО?
– Понятие безопасности, само по себе, чрезвычайно многогранно. Отсюда и множество критериев его оценки. Безусловно, разработка и использование «объективных» показателей, основанных на статистической отчетности, необходимы для анализа ситуации. По статистике, Южный федеральный округ гораздо более безопасен для проживания, чем многие из российских субъектов федерации. Уровень преступности на 100 тысяч человек у нас, например, в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. И в отношении ряда краев и областей это абсолютно справедливо.
В то же время, в северокавказских республиках, наверное, рано говорить об окончательном решении всех проблем безопасности. Да, за последние годы ситуация в корне изменилась. Это признается всеми. В текущем году число зарегистрированных преступлений, квалифицируемых как терроризм снизилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 75 %. В то же время на территории Дагестана, например, скрываются десятки вооруженных приверженцев идей ваххабизма и сторонников джихада в отношении «неверных». До сих пор большая часть терактов совершается на территории именно нашего округа. Это тоже факты, и от них никуда не уйти.
Есть свои проблемы и в таких «благополучных» регионах, как Ростовская область и Краснодарский край, на территории которых проживает такое количество «воров в законе», какое не снилось, наверное, ни одному субъекту федерации. Работа в этом направлении нами взята на особый контроль. За последние полгода привлечено к уголовной ответственности шесть таких «авторитетов». И усилия в этом направлении будут только наращиваться. Освободить округ от этой скверны – для нас дело чести и долга.
Конечно, для реального улучшения жизни людей, в том числе и повышения уровня их безопасности, первостепенно требуется решать задачи социально-экономического характера. Поэтому для нас, практиков, наиболее значим такой показатель, как уверенность каждого человека в своей безопасности. Его внутренняя убежденность, что он не станет жертвой бандита или хулигана, выйдя вечером на улицу, не пострадает от действий террориста в кинотеатре или концертном зале, а обратившись в банк или иное финансовое учреждение, не потеряет свои сбережения в результате преступных уловок мошенников и аферистов.
– И что удается сделать в этом направлении?
– Скажу без похвальбы: результаты есть. Уже в первом квартале текущего года мы практически перекрыли результаты всего 2006 года по выявлению таких серьезнейших составов преступлений, как организация преступного сообщества и бандитизм. Раскрыт целый ряд «резонансных» преступлений. Примером может служить задержание пяти участников преступной группы, входившей в состав «джамаата КБР», которые планировали подрыв зданий УФСБ России по Кабардино-Балкарии, Республиканского УБОПа, а также Чегемского и Баксанского РОВД. Вся работа от начала и до конца проводилась во взаимодействии с сотрудниками УФСБ и других силовых ведомств. Возбуждены уголовные дела в отношении участников организованных преступных формирований, действовавших на территории Карачаево-Черкесии и Северной Осетии – Алании. И подобных примеров много.
Кстати, пресечение деятельности организованных преступных формирований межрегионального характера – одно из главных направлений деятельности нашего ОРБ (оперативно-розыскного бюро). Дело в том, что именно их противоправная деятельность во многом определяет степень криминализации всех сторон общественной жизни. Основные характеристики ОПГ таковы: высокий уровень организации и конспирации преступной деятельности, наличие коррумпированных связей в аппарате власти и управления (а иногда и в правоохранительных органах), стремление к власти или установлению таких отношений с отдельными ее представителями, которые позволяли бы влиять на местную финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов своей преступной деятельности и ухода от социального контроля, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности.
Сюда же с полным основанием можно было бы отнести корыстно-насильственную направленность оргпреступности, ее тесную связь с «теневой» экономикой, а также осуществление криминально-контрольных функций над профессиональной преступной деятельностью (наркобизнес, проституция, азартные игры и пр.), «отмывание» (легализация) капитала, приобретенного преступным путем, через легальные формы коммерческой и банковско-кредитной деятельности.
Поэтому считаю, что конечная цель наших усилий – переход от состояния контроля за ситуацией – к активному управлению ею. В этом контексте представляется перспективным сосредоточить усилия на двух глобальных вопросах: совершенствовании правовой базы по противодействию любым преступным проявлениям, а также консолидации усилий всех министерств и ведомств в данном направлении.
– А в целом преступность по ЮФО растет или снижается?
– Статистика и выводы неоднозначны. Уровень преступности в округе значительно ниже среднего по стране. В текущем году на 6 % снизилось число убийств и покушений на убийство. Однако темпы снижения по данному виду преступлений почти втрое ниже, чем в среднем по России. Примерно такова же динамика по зарегистрированным преступлениям с применением оружия. В первом квартале их совершено более восьмисот, или на 3,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а аналогичные среднероссийские показатели уменьшились на 19 %. Реже регистрировались в текущем году разбои (– 8,8 %; по России – снижение на 16 %) и ряд других преступлений. А вот по таким составам преступлений, как кражи, организация преступного сообщества, мошенничество, контрабанда и некоторым другим, наблюдается очевидный прирост. И его темпы значительно опережают среднероссийские.
– Не связано ли это как-то с бедностью населения регионов?
– Безусловно, уровень жизни населения – один из факторов, влияющих на степень криминализации общества. Но он способен полностью нивелироваться другими факторами, или, наоборот, – стать определяющим и серьезно способствовать росту преступности. Здесь имеет значение всё: уровень образованности населения, его национальные традиции и привычки, степень влияния духовенства, всё то, что называют менталитетом нации. Можно найти немало примеров, особенно в странах Востока, когда бедность в стране практически повсеместна, а уровень преступности низок. И наоборот, в благополучной Франции гораздо более обеспеченные в социально-экономическом плане слои населения арабского происхождения длительное время устраивают погромы и поджоги.
– В каком направлении «развивается» современная преступность?
– Если взять наиболее часто совершаемые, то это – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также уличная преступность, кражи, хищения, мошенничества. Но все еще «типичны» для нашего округа похищения человека, незаконное лишение свободы, преступления экстремистского или террористического характера, хотя их число несопоставимо с названными выше составами преступлений. Нельзя также не отметить, что значительное число правонарушений совершается в составе организованных групп, которые тоже с полным основанием можно отнести к «типичным» для нашего времени.
Общественная опасность организованной преступности в целом существенно превышает общественную опасность составляющих ее организованных групп и сообществ. Сегодня оргпреступность, как показывает практика, все в большей степени приобретает коррупционную обусловленность. Кроме того, различные формы прикосновенности и прямого участия государственных служащих в организованной преступной деятельности становятся «обязательным» признаком преступного сообщества.
Улучшение экономического положения страны и региона само по себе ведет не к уменьшению масштабов оргпреступности, а лишь к изменению форм организованной преступной деятельности и некоторому ослаблению ее насильственной направленности. Поэтому, принимая во внимание тенденцию к переходу значительной части членов организованных преступных групп в сферу легального бизнеса, следует ожидать в ближайшей и среднесрочной перспективе некоторого уменьшения числа заказных убийств и телесных повреждений, случаев незаконного лишения свободы и похищений с целью возврата потерпевшим кредитов.
Среди организованных групп экономической направленности прогнозируется появление достаточно большого количества криминальных структур, специализирующихся на подделке ценных бумаг, незаконном изготовлении и подделке пластиковых карточек и иных новых платежных средств, на компьютерном мошенничестве. Следует также ожидать роста числа преступных сообществ в быстро развивающихся сферах кредитования промышленных предприятий, зарубежного инвестирования, жилищного кредитования. Эти тенденции отслеживаются и, уверяю вас, они не застанут нас врасплох.
– Каковы наиболее эффективные ресурсы государства в борьбе с преступностью, если исходить из зарубежного опыта?
– В первую очередь это поддержка населения. Если она есть – эффективность работы повышается многократно. До недавнего времени в силу объективных и субъективных причин рейтинг доверия к деятельности правоохранительных органов неуклонно снижался. Своего апогея этот процесс достиг в «смутные» девяностые, в период развала Советского Союза и всеобщей растерянности. До конца эти тенденции не преодолены и сегодня. К сожалению, потерять доверие можно быстро, а вот возвратить – задача не из легких. Тем не менее, ситуация постепенно выправляется.Доверие необходимо оправдывать. Мы постоянно помним, что «доверие к словам рождается в делах». И именно делом пытаемся доказать, что деньги налогоплательщиков расходуются не зря. Есть результаты. В текущем году органами внутренних дел округа раскрыто более 58 тысяч преступлений. Выявлено около 43 тысяч преступников, государству возвращено материальных ценностей на сумму, превышающую 2,5 миллиарда рублей. Но, думаю, абсолютно справедливо мнение, что общество «не выдает новых векселей за прошлые заслуги». Поэтому хочу заверить всех читателей газеты «Южный Федеральный» и всех жителей округа, что мы и в дальнейшем каждодневно будем прилагать все силы для сохранения и приумножения их доверия и уважения.
– Можно ли привести несколько примеров героизма милиционеров в ЮФО?
– Их много. Яркие, о которых знает вся страна, и те, которые порой проходят незамеченными для большинства наших сограждан. В октябре 2005 года более двухсот боевиков напали на Нальчик. Погибли 35 сотрудников правоохранительных органов, в том числе несколько оперативников Центра «Т» нашего ОРБ. Это были тяжелые дни, когда героизм проявили все сотрудники, и не только погибшие. В свое время об этом много писалось в средствах массовой информации.
В повседневной, будничной работе тоже нередки весьма опасные ситуации. Оперативный состав наших подразделений наравне со спецподразделениями участвует в задержании преступников, которые нередко вооружены и отчаянно сопротивляются. Например, в январе текущего года сотрудники нашего ОРБ приняли участие в задержании боевика НВФ, некоего Магомедова С.К., который, будучи заблокирован возле одного из сел в Дагестане, оказал яростное сопротивление и был уничтожен. В текущем году ряд сотрудников Главного управления МВД России по ЮФО награждены высокими правительственными наградами за профессионализм и доблесть, проявленные при выполнении задач по обеспечению правопорядка на территории округа.