Не наша Маша.. Шараповой не позволяют играть за Россию

21/06/2007 - 12:07

Минувшей весной звезда мирового тенниса Мария Шарапова хотела выступить за Россию на Кубке Федераций, но ей не дали. Спецкор sim Игорь Волков выяснил, кто имеет влияние на теннисистку и кому было выгодно сорвать ее участие в российской сборной.

На 19 апреля в московском «Метрополе» было запланировано шумное, даже по столичным меркам, празднование 20-летнего юбилея Марии Шараповой. Пригласительные билеты продавались с рук по $5000. Теннисная тусовка собиралась гулять всю ночь, отмечая не столько день рождения лучшей теннисистки из России, сколько предстоящий дебют Марии в матче на Кубок Федерации, который должен был намертво привязать ее к родине. Но за две недели до намеченного торжества Шарапова под предлогом травмы отказалась от участия в матче. Дав тем самым обильную пищу для разговоров: стоящие за ней силы не позволяют постоянно живущей в Америке теннисистке защищать Россию на соревнованиях.

История с блондинкой
Чтобы понять, что происходит, нужно совершить небольшой экскурс в историю. С начала девяностых прошлого века теннисный мир, как большой и вкусный торт, был поделен между тремя менеджерскими конторами - ProServ (Professional Service, принадлежит SFX Sports Group), Advantage (принадлежит Interpublic Group) и IMG (International Management Group, самостоятельное агентство). Все эти годы IMG - будучи крупнейшей продюсерской компанией в мире профессионального спорта и шоу-бизнеса - во всем, что касалось тенниса, оставалась на вторых ролях, безропотно позволяя конкурентам слизывать весь крем с торта. Тогдашний босс IMG Марк Маккормик еще в 1999 году поклялся сделать все, чтобы отобрать у «красной Курниковой» титул главного секс-символа мирового тенниса. Тогда его агенты начали искать по всем теннисным академиям США потенциальную сменщицу Курни, которая, согласно инструкциям Марка, должна была быть блондинкой не старше 15 лет, девственницей с сексапильной внешностью и большим спортивным потенциалом. Среди отобранных к лету 2000 года кандидаток была хорошенькая мулатка, длинноногая словачка, симпатичная индианка, а единственную российскую претендентку, соответствующую всем его требованиям, Марию Шарапову, Маккормик собственноручно вычеркнул из расширенного списка со словами: «Мир не вытерпит еще одной русской блондинки!» IMG решила сделать ставку на «главную надежду Америки» хорошенькую Эшли Харкльроуд, которую стали исподволь готовить в секс-королевы. Но, видимо, с сексом агенты перестарались, потому что, достигнув 18-летнего возраста, Эшли по уши влюбилась в... бывшего нашего соотечественника Алекса Богомолова и выскочила за него замуж, потеряв таким образом всякую товарную ценность. Но даже после такого конфуза с Эшли «контора» не вспомнила бы о Шараповой, если бы в дело не вмешался ее агент Майк Айзенбад.

Развратник-агент

Макс Айзенбад и Мария Шарапова

Тут следует заметить, что, хотя Мария Шарапова, без сомнения, является самой узнаваемой россиянкой в мире, ее агент до сих пор остается фигурой таинственной и малопонятной. Глядя на этого лысеющего, полнеющего и выглядящего значительно старше своих 35 лет мужчину, трудно представить, что когда-то во время учебы в Гарварде он снискал славу плейбоя №1 и главного организатора студенческих оргий, благодаря которым сумел заработать первый миллион и заодно стать прообразом главного героя популярнейшей комедии «Король вечеринок». Приобретенная во время учебы сомнительная репутация и стала главной причиной того, что руководство IMG долгое время не хотело связываться с ним. А когда боссы, впечатленные настойчивостью, с которой Айзенбад предлагал им свои услуги, все же согласились взять его, то вместо работы в главном офисе компании направили Майка на малопочетный пост контролера IMG в Теннисной академии Ника Боллетьери в городе Бредентон, штат Флорида. Для человека, ставшего миллионером в 20 лет, это было скучное задание. И неизвестно, как бы сложилась карьера Айзенбада, если бы однажды он не встретил семейство Шараповых.

Академические знания
На тот момент Шараповы были предметом всеобщих насмешек в академии. Каждому вновь прибывшему ученику старожилы рассказывали почти анекдотичную историю о том, как русский таксист с маленькой девочкой на руках появился поздно ночью у ворот академии и стал кричать на всю округу: «Мне нужен Ник Боллетьери! Я привез ему будущую чемпионку!» К счастью для мирового тенниса, в тот вечер мимо проезжал местный миллионер Джо Фостер, который, сжалившись над бедными иностранцами, взял отца и дочь под свою опеку. Юрий Шарапов стал работать у него садовником, а потом дослужился до личного шофера босса. А маленькая Мария стала компаньоншей для единственной дочери Фостера - Джоан. Стараниями Фостера Шарапову удалось пристроить в академию, где она занималась на самом дальнем корте, куда ни один уважающий себя тренер не доходил. А те, кто все же пытался помочь девочке, быстро отваливали, потому что общение с ее, мягко говоря, странным отцом мало кто мог выдержать. Но оборотистому Майку удалось то, что не смогли другие: он вошел в доверие к старшему Шарапову. С того дня жизнь Маши сильно изменилась. Новой команде менеджеров удалось вылепить из юной красавицы образ «анти-Курниковой» - честолюбивой девушки, для которой в этой жизни не существует ничего, кроме побед и рейтингов. Чтобы поддержать этот имидж, пришлось пойти на экстраординарные меры по сохранению... невинности взрослеющей не по дням, а по часам клиентки. Если верить таблоидам, к будущей секс-диве были приставлены семь телохранителей - с их помощью менеджеры контролировали каждый шаг теннисистки. Но главное: стараниями Айзенбада был сформирован так называемый клан Шараповой, который и стал фундаментом всех ее побед.

Кто против?
Первые слухи о том, что менеджеры и спонсоры теннисистки против ее выступления под российским флагом, поползли еще в 2004 году, когда она выиграла Уимблдон. Тогда в разговоре с автором этих строк Айзенбад с профессиональной лукавой улыбкой уверял, что у него и его коллег нет никаких рычагов давления на Марию и ее семью. И что IMG в полном восторге от того факта, что Мария - россиянка. Ведь все ее спонсоры - транснациональные корпорации, и ее имидж в Европе и Азии значительно выигрывает от того, что все видят: она не американка. Со временем, когда был оглашен полный список шараповских спонсоров, стало ясно, что тогда Майк, мягко говоря, был не до конца честен. Из 35 заключенных рекламных договоров тридцать приходится на долю либо американских концернов, либо транснациональных компаний, которые работают на рынке США и для которых «русская американка» Шарапова - идеальная модель. Благодаря им Мария сегодня стала самой высокооплачиваемой спортсменкой в мире, зарабатывая ежегодно более $30 млн, пятая часть которых достается Айзенбаду.

Сейчас менеджеры теннисистки, наверное, прокляли тот день, когда отец Шараповой от имени своей дочери согласился сыграть за сборную России в Кубке Федерации. В ту пору, а это было примерно три года назад, обстановка в мире была совсем другой. И в желании жительницы штата Флорида Марии Шараповой играть за русских не было ничего антиамериканского. Наоборот, сплошной прагматизм - ведь тогда все места в сборной США были заняты. Но потом американский теннис вступил в полосу кризиса, а в России, словно грибы после дождя, начали появляться сильные теннисистки.

Плюс ко всему последовали всем известные события, после которых популярность русских на Западе достигла самого низкого со времен холодной войны уровня. И простые американцы все чаще стали задаваться вопросом: как можно жить в райском местечке под названием Флорида, пользуясь всеми плодами американского образа жизни, и при этом выступать за страну, которая дружит с заклятыми врагами Штатов? Тут уж любому человеку, мало-мальски знакомому с законами рекламного рынка, стало ясно, что появление Шараповой на соревнованиях в российской форме может негативно отразиться как на ее имидже, так и на финансовом благополучии связанных с ней людей.

Тайная вечеря в Майами
К началу весны в клане Шараповых и вокруг него сложилась ситуация, когда за поездку Марии в Москву выступили только сама теннисистка и Юрий Шарапов. Первой очень хотелось потусоваться в Москве и поесть любимого борща с пампушками. Второму помимо желанного удостоверения с золотыми буквами хотелось при помощи дочери отдать должок главному теннисному боссу России Шамилю Тарпищеву. (Когда-то перед отлетом в США Юрий пробился на прием к Шамилю и попросил денег. Тарпищев, хорошо заработавший на беспошлинном ввозе алкоголя под эгидой печально известного Национального фонда спорта, выдал ему от щедрот своих целую $1000!) Но противников апрельского визита оказалось куда больше! Предоставим слово теннисной журналистке Елене Ермишкиной - единственной представительнице российской прессы, которой удалось побывать в то время в Майами на турнире Sony Ericsson:

- Разговоры о том, что Мария не поедет в Москву, курсировали в пресс-центре во время всего двухнедельного турнира. А 31 марта стало известно, что вечером в пентхаусе самого шикарного небоскреба Майами «Портофино», одной из жилиц которого является Анна Курникова, состоится встреча всех заинтересованных сторон, включая Юрия, но без Марии. По данным, которые мне предоставил один из участников встречи, поначалу Юрий не соглашался, но американцы начали на него давить. Причем в ход шли все средства, начиная с обещания депортации из Штатов по обвинению в антиамериканской деятельности и заканчивая угрозой заключить его в психушку. В конце концов, отец теннисистки капитулировал и согласился с тем, что его дочь не должна ехать. Чтобы сохранить лицо Шараповой, ее менеджеры во главе с Айзенбадом придумали историю с обострением травмы плеча и даже согласились предоставить спортсменке несколько недель отдыха от тенниса. Все равно Мария сегодня зарабатывает на рекламе в разы больше, чем на корте. Самое интересное, что каким-то образом клану Шараповой удалось хранить это решение в тайне от россиян целых несколько дней. И, как говорят, бедный Шамиль Анвярович узнал о нем только из телевизионного репортажа! Что же касается нашей Маши, ясно одно: стоящие за Шараповой силы сделают все, лишь бы избежать ее русификации. Ведь, согласно международным спортивным правилам, если теннисист сыграет хотя бы один матч за какую-либо страну, то до конца своей карьеры он уже не сможет выступать за сборную другой страны. То есть, сыграв за Россию, Маша не сможет представлять Америку. Даже если получит американское гражданство. А если принять во внимание, что следующим соперником сборной России в Кубке Федерации станет... команда США, то вряд ли Мария даже при всей ее легкомысленности (плюс безбашенности ее отца) отважится рубить сук, на котором сидит. Если кто-то еще не понял, этот сук - вовсе не профессионализм Шараповой, а деньги. Очень большие деньги, которые поддерживают русскую блондинку на ее нелегком пути чемпионки.

***

Машины спонсоры:
Концерн Honda - первым приметил и заключил контракт с Шараповой еще до ее победы на Уимблдоне, использует ее только для рекламы в Северной Америке.

Фирма Landrover - платит Марии по три миллиона долларов ежегодно для рекламы своих джипов среди американских фермеров и лесников.

Motorola - использует россиянку для проникновения на американский рынок, платя ей по четыре миллиона каждый год.

Tag Heuer - швейцарская часовая компания, увеличившая свой сбыт в США только за прошлый год на 30%.

Gatorade и Tropicana - английские фирмы, производящие соки и энергетические напитки. Шарапова им нужна... совершенно верно! - для успешной продажи своей продукции в Штатах.

Замыкают эту «восьмибоярщину» два огромных концерна: производители спортивной одежд Nike и фотоаппаратов Canon, которые, по идее, могли бы использовать лицо и фигуру Шараповой по всему миру, включая и Россию, но почему-то предпочитают эксплуатировать ее данные только в Америке.

Клан Шараповой
Термин «теннисный клан» вошел в обиход в 80-е годы прошлого века с легкой руки тогдашнего секс-символа Бориса Беккера, который любил возить с собой на турниры всех своих родных и друзей. Со временем появились кланы Агасси, Сампраса, Хингис, Уильяме и Курниковой, но всем этим формированиям оказалось далеко до структуры, придуманной Айзенбадом.

Теодор Форстманн. Руководитель IMG, главный босс

Именно он сделал российскую теннисистку приоритетным направлением в работе своей конторы, а ее агента Майка Айзенбада повысил до должности младшего вице-президента IMG, ответственного за «шарапоманию». Он же фактически вынудил Майка жениться, чтобы пресечь на корню слухи о его романе с Марией. Форстманн считается главным противником выступления Шараповой за Россию.

Майкл Джойс. Тренер и по совместительству бойфренд

Этот парень в последние годы стал тенью теннисистки. Имя Майкла упоминается едва ли не в каждом абзаце ее блогов, а когда во время Кубка Кремля Мария из-за тяжелой травмы была практически недееспособна, именно Джойс писал за нее дневник. Но только совсем недавно в блоге, посвященном ее совместному с Майклом отдыху в Коста-Рике, Шарапова впервые назвала тренера своим бойфрендом.

Юрий Шарапов. Отец

То, что Шарапова до сих пор считает себя россиянкой и, пусть всего лишь на словах, заявляет о своем желании играть за Россию, - целиком заслуга Юрия. Правда, злые языки уверяют, что папой теннисистки движет только тщеславие. Он мечтает о победе дочери на пекинской Олимпиаде, которая помимо прочих дивидендов принесет ему звание «Заслуженный тренер России».

Роберт Лансдорп. Главный тренер

Друзья в шутку прозвали его «красно-белым» - за обгоревшее на солнце до красноты лицо и седую шевелюру. В мире тенниса Лансдорп считается лучшим воспитателем чемпионов. Он говорит, что самым сложным в работе с Шараповой было научить ее преодолевать синдром Мэрилин Монро: не быть слишком чувствительной, не принимать упреков в свой адрес - это может сбить концентрацию и сломать всю игру!

Джоан Фостер и Эстель Лапорт. Лучшие подруги

Их обязанности - сопровождение теннисной звезды на все тусовки, совместный шопинг и разговоры по душам. Благодаря Джоан Мария смогла быстро ассимилироваться в Штатах, с помощью Эстель Шарапова научилась хорошим манерам. Когда-то Джоан каждый день давала Марии по $5 на карманные расходы. Теперь в благодарность теннисистка позволяет лучшим подругам пользоваться ее кредитками.

Елена Шарапова. Мать, слабое звено клана

Между отцом и матерью теннисистки давно пробежала черная кошка. Когда в 1995 году глава семьи рванул с 8-летней дочкой в США, Елена не поверила в успех и осталась в Сочи. Через 10 лет она прилетела в Штаты и попыталась наложить руки на состояние дочери. Но Юрий отстоял нажитые миллионы. Елене не оставалось ничего другого, как стать приживалкой при богатой дочери. А на трибуне за Марию болеет только отец.

Автор: Сергей САХАРКОВ