Свет и тени экономического криминала

19/06/2007 - 14:16

Отдел по борьбе с преступлениями в бюджетной и кредитно-финансовой сферах Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Республики Северная Осетия – Алания еще совсем молод, он был сформирован из наиболее опытных сотрудников в июне прошлого года, а возглавил его Аслан Гадзаов.

Руководством МВД Республики Северная Осетия – Алания перед сотрудниками отдела были поставлены четко регламентированные задачи по противодействию преступным посягательствам на бюджетные средства и выявлению наиболее значимых экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Еще одно важное направление – мониторинг состояния бюджетной сферы республики, сбор и анализ поступающей информации в отношении лиц, причастных к совершению преступлений.

В основные задачи подразделения входят также предупреждение и выявление преступлений коррупционной направленности, а именно: противодействие и выявление фактов хищения и нецелевого использования средств, выделенных из республиканского и федерального бюджетов, а также средств внебюджетных фондов, фактов преступной деятельности в банковской сфере республики, в том числе – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, деятельности коррумпированных должностных лиц, связанных с криминальными коммерческими структурами.

Какие же практические и результативные наработки уже есть в багаже подразделения? Об этом беседа нашего корреспондента с начальником отдела Асланом ГАДЗАОВЫМ:

– Сегодня первоочередная задача наших подразделений – контроль за целевым расходованием средств, предназначенных на финансовое обеспечение национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК», предотвращение хищений и иных злоупотреблений при использовании бюджетных средств, выделенных на эти цели.

– Как это осуществляется?

– Ежемесячно проводятся совещания под председательством Главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО по РСО-А Г.И. Синюкова с участием всех руководителей структур, осуществляющих распределение средств и контроль за реализацией этих проектов в республике. Внимание этим вопросам – самое пристальное и взыскательное.

– И вы можете подтвердить, что полная прозрачность в расходовании этих средств имеет место?

– К сожалению, нет. В ходе проведенных совместно с представителями других правоохранительных органов проверочных и оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками с начала 2007 года выявлено 13 преступлений экономической направленности, совершенных как раз при реализации национальных проектов.
Основная их масса была выявлена при проведении проверок законности получения целевых льготных кредитов в ОАО «Россельхозбанк» на развитие личных подсобных хозяйств, а также модернизацию и строительство животноводческого комплекса в рамках реализации НП «Развитие АПК».

Анализ выявленных преступлений (а уже возбуждены уголовные дела по статьям 159 ч. 3 – мошенничество, 179 ч. 2 – незаконное получение кредита, 160 ч. 3 – хищение, 293 ч. 1 –халатность, 327 ч. 2 – подделка документов) более чем красноречив. Способ совершения преступлений осуществляется путем подделки и предоставления для получения кредита фиктивных документов: залоговых документов, справок о начислении заработной платы, справки о фактическом месте проживания и праве собственности на домовладения. Выявлены и факты нецелевого использования кредитов и дальнейшего незаконного получения субсидий из бюджета.

– То есть, несмотря на то, что при запуске нацпроектов на федеральном уровне было заявлено о жестком контроле за законностью расходования средств, все же есть лазейки для нечистых на руку людей получить быстрый навар?

– Стоит признать и это. Но, с другой стороны, отмечу, что уже наработанные нами методики позволяют выявлять и пресекать подобного рода попытки. Поэтому хотелось бы предостеречь некоторых работников районных и поселковых органов власти, а также руководителей различных организаций, которые, возможно, из корыстной либо из родственной заинтересованности могут содействовать в выдаче различных фиктивных справок. При установлении данных фактов незамедлительно будут приняты процессуальные меры. В настоящее время уже привлечены к уголовной ответственности несколько лиц, содействовавших совершению данных преступлений.

Был установлен также факт скрытой формы преступной деятельности, использования денежных средств не по целевому назначению, а именно путем завышения объемов выполненных работ и перечисления средств подконтрольным подрядным организациям якобы за выполненные работы. Впоследствии руководством данных подрядных организаций на перечисленные средства, – а в данном случае это около семи миллионов рублей, – приобреталось оборудование, не предусмотренное условиями кредитного договора.

По данному факту в отношении руководства одной из подрядных организаций возбуждено уголовное дело по ст. 171 ч. 2 УК РФ – незаконное предпринимательство, ст. 174 ч. 2 УК РФ – легализация доходов, полученных преступным путем.

– Ну а насколько широко и высоко распространяется ваше правоохранительное влияние, есть предел, за который перешагивать и вам никак нельзя? Или ваши действия определяются непосредственно законом, невзирая на лица и должности?

– Вы правильно отметили: мы руководствуемся законом. И уже выявлено около 60 преступлений экономической направленности. Кстати, в числе наших задач также и борьба с преступностью в социальной сфере.

Во взаимодействии с другими правоохранительными органами отделом выявлен ряд преступлений, по которым к уголовной ответственности привлечены должностные лица из числа руководителей государственных структур, а также руководителей коммерческих организаций – получателей бюджетных средств.

Дабы не утомлять читателя статистическими данными, не в ущерб проводимым оперативно-следственным мероприятиям можно привести следующие примеры по некоторым значимым выявленным преступлениям: по фактам хищения денежных средств в крупном размере в период 2005 – 2006 годов был привлечен к уголовной ответственности директор Северо-Осетинского филиала Управления вневедомственной охраны Министерства транспорта России, по фактам превышения должностных полномочий был привлечен к уголовной ответственности бывший руководитель Северо-Осетинского отделения по ЮФО Федерального лицензионного центра при Росстрое России.

Были выявлены и факты растраты за период 2002 – 2003 годов должностными лицами Министерства строительства и архитектуры денежных средств в особо крупном размере в общей сумме 12 миллионов руб. Данные бюджетные денежные средства были выделены без какого-либо технико-экономического обоснования в рамках адресной республиканской инвестиционной программы, на финансирование объектов, которые не являются государственными, без положенного закрепления в их уставном фонде доли государства в соответствии с законодательными и нормативными актам РФ и РСО – А (по данным фактам возбуждены уголовные дела по ст. 160 ч. 4 УК РФ)

В отношении руководства ООО «Ирбис» по факту совершения хищения бюджетных денежных средств в особо крупном размере, путем внесения в акты выполненных работ недостоверных сведений, в сумме 1 791 697 руб., выделенных в рамках адресной республиканской инвестиционной программы, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Совместными усилиями сотрудников отдела, работников прокуратуры Пригородного района РСО – А, УФМС РФ по РСО – А в период уже 2007 года на стадии совершения выявлены ряд преступлений, связанных с попыткой мошеннических действий в особо крупном размере. По ряду фактов выявлено предоставление фиктивных документов на получение государственной поддержки беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в период конфликта осени 1992 года.

Возбуждены уголовные дела в отношении граждан, приложивших усилия для получения таких «документов», а также должностного лица Пригородной районной администрации, которое содействовало в предоставлении поддельных документов, фальсификации доказательств, попыткам совершения мошеннических действий в особо крупном размере. Предотвращен предполагаемый ущерб федеральному бюджету в сумме около трех миллионов рублей.

В ходе проведенных совместно с УФСБ РФ по РСО – А оперативно-розыскных мероприятий были выявлены и факты незаконного получения денежного вознаграждения префектом Иристонского муниципального округа г. Владикавказа от предпринимателей за право торговли. Прокуратурой РСО – А было возбуждено уголовное дело по двум эпизодам незаконной деятельности по ст. 290 ч. 1 УК РФ – получение взятки.

Кроме того, в ходе совместных мероприятий было установлено, что, являясь должностным лицом, данный префект представил в отделение УФМС РФ по РСО – А в Иристонском МО подложные документы, на основании которых в домовладении умершего в декабре 2005 года гражданина, сын которого признан недееспособным и находится в доме инвалидов «Милосердие», была зарегистрирована близкая родственница этого префекта. Нетрудно догадаться, для чего…

В итоге возбуждено уголовное дело по фактам использования должностным лицом заведомо подложных документов, попытке мошеннических действий с использованием служебного положения в крупном размере. В настоящее время по ходатайству прокуратуры Иристонского МО данный префект решением суда отстранен от должности.

– А какова крепость цепи «преступление-наказание»? Всегда ли есть гарантия того, что выявленное преступление дойдет до логического правового завершения, а не развалится в каком-либо ведомственном кабинете?

– Отвечу так: в нашей работе, как и у энергетиков, существуют определенные потери. Фигуранты любого преступления ищут всевозможные пути ухода от адекватного наказания за содеянное. Но эта, с позволения сказать, состязательность является твердым стимулом к тому, чтобы максимально профессионально, в полном объеме и качественно подходить к сбору материалов и доказательств преступной деятельности и четких совместных действий всех правоохранительных структур.

Практика работы в составе оперативно-следственных групп по значимым совершенным преступлениям, в том числе и по общеуголовным тяжким преступлениям, объективно уже дает свои результаты.

Так, например, в ходе расследования тяжкого преступления, совершенного в отношении управляющего филиалом АКБ «Банк развития региона» «Бесланский», сотрудниками отдела в составе оперативно-следственной группы был выявлен и ряд экономических преступлений.

Были выявлены и факты хищения денежных средств в особо крупном размере, совершенных главным бухгалтером МУП «Бесланские тепловые сети», ущерб от преступной деятельности которого составил в общей сумме около 25 миллионов рублей, часть из которых была выделена бюджетом республики на погашение задолженности предприятия перед ОАО «Аланиярегионгаз» в связи с тем, что предприятие находилось под угрозой отключения от газоснабжения в связи с большой задолженностью, и многие граждане на определенный период могли остаться без тепла. Также были выявлены факты мошеннических действий при оформлении кредитов, совершенных заместителем управляющего филиалом АКБ «БРР» «Бесланский» Ф.С. Кастуевой.

В отношении данных лиц возбуждены уголовные дела и предъявлены обвинения по многим эпизодам преступной деятельности.

В составе оперативно-следственной группы в настоящее время в ходе совместных проверочных мероприятий были выявлены факты хищения предметов истории, архитектуры в Северо-Осетинском государственном объединенном музее. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 164 УК РФ – хищение предметов, имеющих особую ценность.

По всем вышеизложенным фактам работа продолжается, намечены ряд других оперативно-розыскных и проверочных мероприятий.

– Приходится ли вам ощущать определенное давление или влияние на ход расследования того или иного преступления? Есть ли взаимодействие и отсутствуют ли всякие подковерные разбирательства, если говорить о контактах с властными структурами?

– Никакого давления, ни непосредственного, ни опосредованного, мы не ощущаем. Да этого и не может быть в принципе. Тем более, что с 2007 года подразделения МВД субъектов РФ имеют прямое федеральное подчинение МВД России.

Четко регламентировано законом, существующее положительное взаимодействие в пределах нашей компетенции с руководителями республиканских государственных структур. Также положительные контакты есть и с руководством органов муниципальной власти г. Владикавказа, руководители которых, по моему мнению, сами заинтересованы в законной деятельности подведомственных им структур, а также нормальной законопослушной деятельности подчиненных им сотрудников.

Наше подразделение, чтобы исключить лоббирование интересов определенных коммерческих структур, не допустить фактов ограничения конкуренции, осуществляет, по мере возможности, контроль за проведением конкурсов и тендеров на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, при этом со стороны представителей государственных структур мы, говорю это ответственно, не сталкиваемся с каким-либо противодействием. Руководители некоторых структур даже заинтересованы, чтобы мы провели совместные проверки поступающих на участие в конкурсе документов, проверили деятельность самих участников – юридических и физических лиц – на причастность к, возможно, ранее совершенным преступлениям, дабы избежать впоследствии преступных действий со стороны недобросовестных победителей данных конкурсов.

Словом, фронт работы определен достаточно широкий. К сожалению, есть еще попытки, и порой откровенные, нажиться на государственных деньгах, «провернуть» различные финансовые махинации. И результаты проделанной нами работы подтверждают: сидеть сложа руки в ближайшее время нам не придется…

Автор: Сергей САХАРКОВ