Мэры мешают всем
За последние две недели список находящихся под следствием глав муниципальных образований пополнился еще двумя именами. Ими стали мэр Рыбинска Евгений Сдвижков и бывший глава Нефтеюганского района Александр Клепиков. По прогнозам наблюдателей, следующим может стать глава Петрозаводска, в администрации которого 31 мая прошли обыски. А ранее фигурантами уголовных дел стали мэры Волгограда, Красноярска, Владивостока, Архангельска, Томска и Рязани.
Впрочем, под раздачу попали не только мэры региональных столиц. Уже заведены дела на глав администраций подмосковного Красноармейска, Северодвинска, Тольятти, Снежинска Челябинской области. Как говорится, тенденция налицо. За мэров взялись по всей стране. Но не только за них. Одним из первых скандалов стало уголовное дело против экс-губернатора НАО Алексея Баринова, заведенное еще в мае прошлого года, а совсем недавно в поле внимания правоохранительных органов оказался действующий губернатор Амурской области Леонид Коротков.
Такое обилие уголовных дел стало поводом для разговоров о кампании преследования местных руководителей, о "тотальной зачистке" мэров, о политическом заказе, приуроченном к началу большого избирательного цикла, и об обострении борьбы за ресурсы в экономически привлекательных регионах.
Самой популярной - видимо, из-за ее простоты - оказалось версия "политического заказа", исходящего из президентской администрации. В СМИ был вброшен черный список с именами будущих жертв, который был якобы сформирован в Кремле на основании негативных оценок деятельности мэров в региональных и центральных СМИ и передан генпрокурору РФ Юрию Чайке для проверки указанных в этих публикациях фактов, а заодно и всей деятельности указанных лиц.
Заметим, что ничего выдающегося в такой постановке дел нет. Даже напротив: власть реагирует на сигналы СМИ, которые, как это и должно быть, выполняют свою роль связующего звена между обществом и властью. Однако это объяснение никого не устраивает, поскольку не секрет, что многие региональные СМИ находятся под контролем губернаторов, традиционно враждующих с мэрами региональных столиц.
С другой стороны, продвижение проекта "Доступное жилье" спровоцировало обострение борьбы за землю не только в столицах, но и в других городах. На этом фоне организация негативных публикаций является делом всем известной техники. Однако версия "властного заказа" не объясняет, зачем все это понадобилось Кремлю и почему именно сейчас.
На эти вопросы ответили эксперты, предложившие целый список подробно разработанных версий. Первая связывает "наезд" на мэров с намерением Кремля покончить с выборами глав муниципальных образований и полностью подчинить их пресловутой властной вертикали. В подтверждение приводятся рассуждения о кризисе управления, о манипуляциях во время избирательных кампаний, о рвущемся к власти криминале.
Согласно второй версии, серия уголовных дел инспирирована губернаторами, которые, с одной стороны, защищают таким образом интересы близких к ним бизнес-структур, а с другой - "разоблачают" коррупцию на муниципальном уровне, стараясь отвести удар от себя. Это предположение косвенно подтверждают уголовные дела против действующего губернатора Амурской области и экс-губернатора НАО. В рамках этого объяснения идут разговоры о "рейдерских атаках" на мэров со стороны чиновников всех рангов, вступивших в борьбу за власть и ресурсы, сосредоточенные в развивающихся городах.
Авторы третьей версии исходят из тезиса об обострении межпартийной борьбы, активизировавшейся после того, как на политическом поле появилась "Справедливая Россия". Проблемы, возникшие у второй партии власти при выстраивании отношений с главами регионов, заставили ее обратить свои взоры вниз. В итоге значение поста мэра существенно выросло и в политическом плане.
Четвертое, и почему-то самое непопулярное объяснение сводится к тому, что власть, наконец, решила вплотную заняться борьбой с коррупцией. Необходимость в таких мерах назрела давно. По данным Международной организации по противодействию коррупции Transparency International, за последние годы уровень коррупции в России существенно поднялся и стал значительно выше, чем в годы правления Бориса Ельцина.
Однако в майском отчете Transparency International речь идет о коррумпированности всех уровней российской власти, а уголовные дела, как правило, касаются мэров и чиновников среднего и нижнего звена. Это несоответствие можно объяснить, вспомнив тот факт, что многие коррупционные дела последнего времени начинались с обращения в правоохранительные органы бизнесменов, от которых требовали крупные взятки. То есть можно предположить, что бизнес почему-то поверил, что власть и правоохранительные органы все-таки начали бороться с коррупцией. Но это объяснение тоже выглядит недостаточно убедительным.
Что касается чисто политической версии, касающейся намерения Москвы отменить муниципальные выборы, то она тоже имеет право на существование. Однако при ее рассмотрении необходимо учесть, что подобное решение не только станет поводом для атаки на власть внутри страны, но и вступит в противоречие с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении, а значит, вызовет негативную реакцию Евросоюза. Не случайно работа над законом о назначаемости мэров, внесенным в Госдуму еще в ноябре прошлого года, был заморожена, и, судя по комментариям экспертов, в Администрации президента до сих пор нет единого мнения по этому вопросу.
Получается, что, с одной стороны, нет единства в Кремле, а с другой - есть кризис управления, властная вертикаль сбоит, и потому было бы естественно предположить, что в раскручивании кампании "зачистки" мэров задействованы все перечисленные выше факторы. В Кремле ищут управу на обнаглевших коррупционеров, анализируют публикации СМИ и поручают прокуратуре проверить упоминаемых в них лиц. Губернаторы и бизнес используют антикоррупционную кампанию для сведения счетов с неудобными мэрами, политики и чиновники переносят свои политические и бизнес-активы на муниципальный уровень, и во всех случаях "крайними" оказываются мешающие всем и далеко не безгрешные мэры.