Сельское хозяйство в сетях ВТО
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ,
Заместитель Председателя Государственной Думы,
доктор философских наук
Зачем создана ВТО?
Всемирная торговая организация функционирует с 1995 г. Сейчас там 150 стран-членов ВТО. Кстати, там уже Грузия, Молдавия, Армения, а также Литва, Латвия, Эстония. Так что, мы пока отстаем от своих близких соседей с динамично развивающейся экономикой и крепнущим сельским хозяйством, продукция которых «начинает теснить продовольственные рынки Германии, Франции и Италии».
В ВТО есть своя бюрократия – это Генеральный совет и целый ряд других советов, которые решают вопросы организации торговых переговоров между странами, осуществляют мониторинг торговой политики стран-членов ВТО, участвуют в разрешении торговых споров, контролируют соблюдение торговых отношений, осуществляют также правовое и информационное обеспечение международной торговли. Солидная, достойная организация, которая регулирует правила мировой торговли, уровни импортных тарифов, объемы государственной поддержки сельскому хозяйству.
Но вот что сказал по поводу ВТО лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам» (Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.:Мысль, 2003 г., с.281 – очень полезная книга для тех, кто всерьез задумывается о развитии мировой экономики и месте России в ней)
Можно, безусловно, не обращать внимания на высказывания даже известных ученых, что, собственно, чиновники обычно и делают, особенно, российские чиновники, для которых экономическая наука и ее предложения давно стали лишь помехой в грандиозном строительстве рыночного хозяйства, в частности и сельского. Во всем мире хозяйства укрупняются, создаются разные формы объединений – производственных, закупочных, торговых, мы же делаем упор на малые формы хозяйствования. Муж с женой, которые износят свое здоровье к 40 годам, 10 гектаров земли, полтора трактора - и даешь наивысшую производительность труда в сельском хозяйстве, которая сейчас, кстати, почти в 10 раз ниже, чем в экономике развитых стран.
Так что, несколько ведущих мировых государств создали ВТО для того, чтобы и далее развивать собственное сельское хозяйство, получить дополнительные рынки сбыта своей высококачественной сельскохозяйственной продукции. Но надо, чтобы и в других странах свое сельское хозяйство развивалось, чтобы число голодных на планете было не 1 миллиард, а меньше. В России число плохо питающихся людей вследствие низких доходов – не менее 30% населения.
Поэтому вступление России в ВТО - это почти вопрос жизни или смерти как для чиновников, так и для населения.
Разве Россия не в ВТО?
Похоже, что дальше, чем в ВТО. Она показывает пример другим странам, как надо воплощать в жизнь основные, чуть не сказал, «решения очередного съезда», нет, правила международной сельскохозяйственной торговли, которые в 1993 г. зафиксировали страны-члены ВТО в Соглашении по сельскому хозяйству. Здесь четыре фундаментальных правила:
-обеспечение доступа на национальные рынки импортной сельхозпродукции;
-снижение уровня государственной поддержки сельского хозяйства;
-снижение и отмена субсидирования экспорта сельхозпродукции;
-регулирование санитарных и ветеринарных условий торговли.
Посмотрим, как у нас реализуются эти принципы. Первый, фундаментальный для экономически развитых стран – открывайте свои национальные ворота как можно шире для импортных товаров, а заодно и для сокращения и уменьшения роста собственного производства. Без конкуренции нет развития – это аксиома. Но гроссмейстер всегда переиграет в шахматы перворазрядника. Гроссмейстеры в мировой торговле озабочены, прежде всего, собственным развитием и совершенствованием. Они воспитывают учеников, но когда те становятся реальными соперниками, поведение гроссмейстеров мало предсказуемо.
До сих пор мы не оперировали цифрами, показателями. Экономика без них - словоблудие. Итак, как наша страна обеспечивает доступ на свой рынок импортным сельхозпродуктам. В прошлом году импорт мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) превысил 1 миллион 300 тысяч тонн, что белее, чем на 30% больше, чем в 2005 г. За первый квартал текущего года опять рост импорта больше, чем на 20%. Эти темпы ни в какое сравнение не идут с темпами роста валового внутреннего продукта и собственного производства мяса.
Если взять все мясо, которое мы импортируем, то это уже практически половина от того, что производится в стране. В последние годы доля импорта в оптовой и розничной продаже мяса, включая и то, что идет в «качественные» колбасы, неуклонно растет. Быстро растет импорт сливочного масла, рыбы, сахара. С зерновыми культурами еще дела обстоят неплохо, часть даже экспортируется. Но это в основном за счет уменьшения потребности в кормовом зерне, поскольку поголовье крупного рогатого скота в стране за последние пятнадцать лет сократилось более чем наполовину.
А что другие страны-члены ВТО по поводу обеспечения доступа на свои рынки импортной сельхозпродукции? Большинство развитых стран приняли законы о продовольственной безопасности, где черным по белому записано, что страна должна в основном обеспечивать себя собственными сельхозпродуктами. Мировая торговля – да, но не в ущерб собственной продовольственной безопасности. По основным продуктам питания страна должна производить не менее 70-80% собственной потребности. Далее - развивайте кооперацию и торговлю. Но здесь уже на страже несколько крупных транснациональных компаний типа «Юнилевер», которые регулируют межстрановую торговлю производственными товарам.
Так что, наша страна перевыполняет свои обязательства перед ВТО по поводу доступа на свой рынок импортной сельхозпродукции.
Теперь о втором правиле Соглашения ВТО по сельскому хозяйству.
Это снижение уровня государственной поддержки сельского хозяйства. Самую оптимистичную позицию по поводу позитивного влияния ВТО на развитие нашего сельского хозяйства занимает Минэкономразвития. Оно, кстати, занимается и распределением квот на импорт мяса. Здесь полагают, что вступление в ВТО позволит российским компаниям быстрее завоевывать западные рынки. Конечно, мечтать не вредно, но слабы и разрознены отечественные сельхозпроизводители, чтобы на лихих конях примчаться на продовольственные рынки Евросоюза. Хотя как перспективную такую задачу ставить можно, у нас самые большие площади чернозёма, а при грамотном управлении можно специализироваться на экологически чистой сельхозпродукции.
Сейчас, как о какой-то победе, чиновники рапортуют о том, что в результате длительных, изнурительных переговоров нам, таки, дозволили оставить государственную поддержку сельхозхозяйства на уровне 9 млрд. долл. В прошлом году она была почти в 5 раз меньше. Но это не потому, что нам не позволяли, а вследствие нашей собственной экономической политики по развитию сельского хозяйства.
Мы опять впереди планеты всей и многих стран- членов ВТО, где поддержка сельского хозяйства не на проценты, а в разы превосходят нашу господдержку в расчете на один гектар пашни.
Что ж мы так все бьемся в двери этого ВТО, если, по-существу, основные его правила выполняем и перевыполняем. Дело, думаю, опять не в экономике, а в политике, в том, чтобы выглядеть как «все приличные люди», встречаться, платить взносы, проводить конференции, дискутировать. Это нужное, но второстепенное. Главное - реально и серьезно заняться развитием собственного сельского хозяйства.
Как надо себя вести?
Достойно. Не суетиться по поводу переговоров о вступлении в ВТО. Не просить, а подождать, пока пригласят. Накапливать силы, строить дороги в сельской местности, создавать крепкие индивидуальные и мощные кооперативы по производству, закупке и сбыту сельхозпродукции. Расширить масштабы льготных кредитов, строить дома в селах для специалистов и работников, но в кредит (никакой халявы), регулировать закупочные цены на мясо, молоко, зерно. В определенных размерах ввести государственные закупки сельхозпродукции. Наладить систему страхования от неурожаев, падежа скота. Создавать совместные предприятия.
И вот, когда придем к производительности труда в сельском хозяйстве хотя бы к 50-процентной от немецкой, когда на 80% обеспечим страну собственным продовольствием, тогда и подумаем о вступлении в ВТО.
Вспомним свою недавнюю историю. Что нам насоветовал Международный валютный фонд по поводу цен, либерализации внешней торговли, приватизации. То же самое, что и любому Гондурасу, а не стране с развитой промышленностью и наукой.
Сельское хозяйство надо спасать, восстанавливать, развивать спокойно, методично, шаг за шагом в течение целого ряда лет. ВТО здесь практически не при чем. Страна уже давно живет по ее правилам, часто вопреки собственному населению и экономике.
Вступление в ВТО, напротив, надо использовать для увеличения господдержки села в 9 до 15 млрд. долл., например, до 2015 г., для повышения импортных тарифов до 30-40%, как это было сделано для Польши, Венгрии, Румынии. И целый ряд условий, пока не нормализуем свое сельское хозяйство. Не надо пока перворазряднику играть с гроссмейстером. Надо поучиться и подготовиться.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ