Проблема ждет решения
Президент Ингушетии Мурат Зязиков обсудил проблемы беженцев с депутатом из Германии Марилуизой Бек.
Ситуацию в регионе и вопросы оказания помощи находящимся в Ингушетии беженцам из Чечни и Северной Осетии обсудили в Магасе президент Ингушетии Мурат Зязиков и прилетевшая в республику депутат бундестага и ПАСЕ Марилуиза Бек.
В ходе встречи одно из первых заявлений сделанных президентом Республики Ингушетия, состояло в том, что вопросы обеспечения прав каждого гражданина, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, являются первостепенными для всех ветвей власти – законодательной и исполнительной. Муратом Зязиковым был отмечено, что еще несколько лет назад в Ингушетии находились около 300 тысяч беженцев из Чечни, что было для республики с 480-тысячным населением большой нагрузкой. Однако совместными усилиями федерального центра, международных гуманитарных организаций и населения республики проблемы были решены. «За все время в республике не было зафиксировано ни одного случая неприязненного отношения к вынужденным переселенцам. Все жители республики с пониманием относились и относятся к беженцам», – заверил президент.
В настоящее время, по его данным, в республике насчитывается около 19 тысяч беженцев из Чечни, которые решили остаться жить в Ингушетии.
У вынужденных переселенцев из Чечни и других регионов Северного Кавказа гораздо больше трудностей в России, нежели у переселенцев из стран СНГ. Об этом ранее сообщала председатель Российского фонда помощи беженцам «Соотечественники» Алла Якунина.
По ее словам, основная проблема заключается в том, что, получая компенсацию, которая в несколько раз меньше необходимой на жилье суммы, вынужденные переселенцы лишаются своего статуса, а значит, и государственной поддержки.
«У переселенцев из стран СНГ также есть в России проблемы с жильем, однако иметь свой статус, который обеспечивает им субсидии от правительства, они могут в течение 10-15 лет. Что касается категории беженцев из Чечни, к примеру, то они такой возможности не имеют. Те жалкие 120 000 рублей, выплачиваемые им на покупку жилья и не соответствующие реальной его стоимости, лишают их права на помощь со стороны государства» – сказала Алла Якунина.
Проблема отсутствия жилья для вынужденных переселенцев из Чечни, по словам Аллы Якуниной, является сегодня приоритетной и самой сложной для решения. «Основная проблема, с которой сталкиваются беженцы из Чечни, – это жилищная необустроенность.
Почти все беженцы и вынужденные переселенцы не имеют постоянного жилья и ютятся у родственников или друзей. У нас существует несовершенство правовой базы, когда люди получают якобы «компенсацию», а на самом деле гроши, и их лишают статуса, а значит, и господдержки. Я уже давно предлагаю ввести новую систему работы с беженцами и вынужденными переселенцами, когда учитывается не статус человека, а его фактическое положение. В регионах и на местах необходимо работать с конкретными людьми и семьями и, главное, обустраивать их» – отметила председатель Фонда помощи беженцам «Соотечественники».
Заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин заявил, что на сегодняшний день уже есть некоторые результаты работы по проблеме вынужденных переселенцев. По его словам, понятие «вынужденный переселенец» отменяется, и будет создана система миграционного учета, позволяющая работать с конкретными людьми и семьями.
«Известно, что проблему нехватки трудовых ресурсов можно решать как за счет зарубежных мигрантов, так и за счет наших же соотечественников, то есть вынужденных переселенцев. На сегодняшний день необустроенными из них остаются 129 тысяч семей. Согласно Указу Президента России, в ближайшее время начнется серьезная работа по оказанию государственной поддержки в обеспечении жильем покинувших Чечню и другие регионы Кавказа людей. До 2010 года эта проблема должна быть нами решена», – заявил на пресс-конференции Вячеслав Поставнин.
Он также добавил, что в течение следующей недели на одобрение Президенту РФ будет представлен проект с заложенным в него механизмом по обеспечению государственной поддержки вынужденным переселенцам.
На вопрос журналистов, почему не совпадают цифры «официальных» беженцев и беженцев с неприсвоенным им статусом, Вячеслав Поставнин ответил, что под понятие «беженец» подходят в основном граждане Афганистана и Чечни. Зато термин «вынужденный переселенец» включает в себя более широкий круг людей, в том числе и так называемых абхазских грузин.
«Я предлагаю и ФМС, и службам в регионах создать специально действующие комиссии, куда бы обязательно входили представители общественных организаций. Только таким образом можно избежать злоупотребления и нечестного отношения к делу. В 2000 году было выделено 45 миллионов рублей по московскому региону на строительство жилья вынужденным переселенцам из Чечни. Все деньги, а это сто квартир, были украдены, ни один рубль не достался беженцам. А при помощи новой системы миграционного учета была бы решена проблема очередности по московскому региону», – сказала корреспонденту «Кавказского узла» Алла Якунина.
Согласно данным ФМС России, в 2007 году правительством будет выделен один миллиард рублей на строительство жилья для вынужденных переселенцев. Это, по средним подсчетам, 1200 сертификатов, притом что в очереди стоит сорок тысяч семей. «Мы сейчас добиваемся того, чтобы, во-первых, вынужденные переселенцы могли взять либо ссуду, либо кредит, и, во-вторых, чтобы цены на жилье для них соответствовали рыночным меркам, а не коммерческим» – сказала Алла Якунина.
Напомним, что основную массу вынужденных переселенцев в России составляют выходцы из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Грузии, Чечни и Афганистана. По средним подсчетам, на сегодняшний день в Москве находится от одного до трех миллионов эмигрантов. Среди них лишь около 950 тысяч живут легально. «Наша экономика сегодня не может развиваться без притока рабочих рук. По объему валового продукта можно подсчитать, что производительность труда выросла за последний год на 30-40 процентов. Это, конечно, благодаря нелегальной эмиграции», – заметил заместитель директора ФМС. При этом он сообщил, что за 11 месяцев 2006 года за пределы России было выдворено более миллиона иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство. Отвечая на вопрос о том, какую долю из этого числа составляют граждане Грузии, Поставнин отметил, что ФМС не ведет такой статистики.
«Нам никто не ставил задачу разделять нарушителей миграционного законодательства на граждан той или иной страны. Кто нарушает законодательство, тот, соответственно, по решению суда будет либо выдворен из страны, либо оштрафован», – сказал замдиректора ФМС.