Первый среди равных. "Лента.Ру" и компания "Медиалогия" изучили, как СМИ освещали деятельность преемников в феврале

07/06/2007 - 19:14

"Лента.Ру" и компания "Медиалогия" изучили, как СМИ освещали деятельность преемников в феврале

Богатый на политические события февраль привел к перераспределению информационных ресурсов между потенциальными преемниками. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, за деятельностью которого еще в январе с аномально высоким вниманием следили телевизионщики, серьезно сдал позиции. В феврале он появлялся в теленовостях почти в два раза реже, чем бывший министр обороны Сергей Иванов, занявший в середине месяца кресло первого вице-премьера. Похожая картина наблюдалась на радио и в интернете. И лишь в прессе не было пропасти между Медведевым и Ивановым.

Если имя Сергея Иванова упоминалось на телевидении 342 раза, то о Дмитрии Медведеве говорилось только 204 раза (подробнее о методологии исследования "Ленты.Ру" и компании "Медиалогия" можно узнать в прошлом обзоре). В интернет-СМИ бывший министр обороны появлялся 394 раза, куратор нацпроектов - 196. На радио показатели политиков составили 279 и 153 соответственно. И лишь пресса вспоминала о Медведеве и Иванове приблизительно одинаково: в 201 публикации встречалось имя бывшего министра обороны и в 195 материале упоминался куратор нацпроектов.

О Медведеве говорили не только меньше, чем об Иванове, - у куратора нацпроектов оказался ниже индекс информационного благоприятствования (этот показатель используется, чтобы показать вклад СМИ в имидж политика, учитывает эмоциональную направленность сообщения, конфликтность контекста, авторитетность источника информации и другие показатели; измеряется в условных единицах). В феврале у Медведева этот показатель для телевидения составил 648 единиц, а у Иванова он достиг 1198 пунктов.

Еще более внушительной пропасть между двумя первыми заместителями премьер-министра оказалась в Сети. Если у Медведева индекс по итогам месяца составил 130 пунктов, то у Иванова он оказался более чем в три раза выше (431 единица). Такой же разрыв между потенциальными преемниками был и на радио - 172 единицы у Медведева против 404 единиц у Иванова. И лишь в прессе Иванов (564 пункта) лишь не намного обошел Медведева (419 пунктов).

Видимость конкуренции
Информационные успехи Иванова на телевидении действительно впечатляют. Среди тех, кого принято относить к потенциальным преемникам, бывшему министру обороны в феврале не было равных. Его имя на телевидении мелькало даже чаще, чем имя премьер-министра. Михаил Фрадков, также относимый некоторыми экспертами к возможным преемникам, упоминался в феврале в 288 новостях. О председателе "Единой России" и спикере Госдумы Борисе Грызлове в феврале тележурналисты говорили примерно столько же, сколько и месяцем ранее (102 раза против 100). А вот о губернаторе Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, замыкающей пятерку самых цитируемых преемников, в феврале телеканалы вспоминали в полтора раза меньше - 30 раз против 42 в январе. Чуть более 20 раз на телевидении упоминались полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Двенадцать раз на экране телевизоров появлялся министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Напрочь телевизионщики забыли о главе "Рособоронэкспорта" Сергее Чемезове и руководителе администрации президента Сергее Собянине.

Данные за февраль позволяют сделать однозначный вывод по большинству преемников второй и последующих очередей - ставку на них власть не делает. По крайней мере, пока. В противном случае будет сложно объяснить, почему в преддверии мартовских выборов на телевидении не растет количество сообщений о Грызлове, который является председателем "Единой России". И это при том, что в пресса в феврале упоминала о Грызлове в полтора раза чаще - 99 раз против 61 раза в январе.

Еще сложнее воспринимать как реального преемника Валентину Матвиенко. В феврале на федеральных каналах не вышло ни одного сюжета, в котором она была бы главным героем. А среди тех новостей, в которых губернатор упоминалась, половина оказалась конфликтными сообщениями, которые довольно часто отрицательно влияют на имидж политика. Имя Матвиенко телеканалы поминали в том числе в связи с расследованием обстоятельств авиакатастрофы под Донецком, взрывом в "Макдоналдсе", падением крана на жилой дом.

Некоторые из участников нашего рейтинга, в том числе Гордеев, Козак, Якунин, в феврале цитировались чаще, чем в январе. Однако по крайней мере в одном случае из трех у СМИ были веские основания для обращения к ньюсмейкеру. Козак, о котором в январе СМИ упоминали меньше 10 раз, в феврале участвовал в консультациях по кандитуре президента Чечни - именно об этом говорилось в большинстве теленовостей с участием этого чиновника. Что касается Гордеева, то он в большинстве случаев упоминался вскользь, например при перечислении участников заседания правительства. Лишь однажды в новостной программе на телевидении появлялось сообщение, в котором Гордеев был главным героем.

Гораздо больший интерес представляют информационные успехи главы РЖД, о котором в январе телеканалы вспоминали меньше десяти раз. В феврале его фамилия упоминалась в 23 теленовостях, при этом в семи случаях он стал главным героем материала. Эти материалы мало чем отличались от тех новостей, которые позволяют быть постоянно на слуху Дмитрию Медведеву. Шестого февраля Якунин подписал меморандум с МИДом, восьмого февраля телевидение рассказало о его поездке в Италию, а 22 февраля глава РЖД подвел итоги совместной работы железнодожников стран СНГ. Однако немногочисленность таких сообщений и неоднозначное отношение к Якунину со стороны различных телеканалов (новости, в которых он был главным героем, в феврале появлялись только на двух каналах - "Первом канале" и "Рен ТВ"), позволяют нам не воспринимать главу РЖД как кандидата, на которого делает ставку власть.

Политиком с особой миссией, судя по всему, не является и Фрадков. По крайней мере, он не попал в число тех, на чей имидж особенно благотворно подействовали перестановки в правительстве. В феврале на телевидении о Фрадкове вышло всего на 67 новостей больше, чем месяцем ранее. Для сравнения, новый вице-премьер Сергей Нарышкин, которого считают креатурой Фрадкова и фигурой исключительно технической, в ноябре появлялся в теленовостях 98 раз. Хотя еще в январе телевизионщики не обращались к нему ни разу.

При слабой конкуренции со стороны преемников второго эшелона на первый план выходят отношения между двумя самыми вероятными претендентами на президентский пост. И главный вопрос февраля: почему Иванов обошел Медведева?

Автор: Сергей САХАРКОВ