Путин и ВТО: бег с барьерами на длинную дистанцию
(Financial Times Deutschland, 31.05.07)
Такое, казалось бы, близкое вступление России в ВТО натолкнулось на препятствие в виде сопротивления США и ЕС. Охлаждение в отношениях Москвы с Западом пробудило сомнения в скором достижении консенсуса.
Когда в ноябре прошлого года президент США Джордж Буш полетел в Сингапур, то для дозаправки самолета он сделал короткую остановку в Москве. Свое пребывание в аэропорту Внуково-2 Буш использовал для общения со своим российским коллегой Владимиром Путиным, для которого у него была припасена хорошая новость: вступлению России в ВТО, как сказал президент США, с точки зрения американского правительства больше ничто не мешает.
В России, которая добивается этого вот уже 13 лет, облегченно вздохнули. После достижения двусторонних договоренностей с ЕС и США, как тогда казалось, вступление в ВТО становилось всего лишь формальностью.
Однако сейчас, несколько месяцев спустя, радость уступила место некоторому разочарованию. Речь, как сказал в среду после беседы с американскими сенаторами в Москве российский министр экономики Герман Греф, идет о необходимости "некоторого повышения доверия". Камень преткновения – это поправка Джексона-Вэника, принятая еще во времена холодной войны и препятствующая "нормальным торговым отношениям" с Россией. Полноценное членство в ВТО реально для России только в том случае, если американский конгресс отменит эту поправку.
Однако это может занять много времени. С тех пор как в российско-американских отношениях зашла речь о новой холодной войне, сближение с Москвой является в США политическим риском. Американские сенаторы, как республиканцы, так и демократы, увидели в этой поправке средство давления, позволяющее требовать от России демократизации. Отмены поправки Джексона-Вэника, как считает Михаил Маргелов, председатель комитета по внешней политике в верхней палате российского парламента, скорее всего, следует ожидать только на будущий год, "после президентских выборов в США".
Грубое обращение отталкивает
В американской сдержанности в какой-то степени виновата и сама Москва. Своими жесткими нападками на американские планы построения системы ПРО в Восточной Европе Путин вызвал в Вашингтоне некоторую растерянность. Однако американских наблюдателей отталкивает, прежде всего, крайне грубое обращение в России с иностранными энергетическими концернами. "Иногда создается впечатление, что интерес с российской стороны уже далеко не столь велик", – говорит европейский посредник в переговорах о вступлении России в ВТО.
К этому надо добавить, что для нее это не единственный барьер на пути в торговую организацию. Проамерикански настроенная Грузия, которая как член ВТО может воспользоваться своим правом вето, требует от России допустить ее таможенников на пропускные пункты в мятежных провинциях Абхазия и Южная Осетия. Эти два региона могут сохранять свою фактическую независимость от центральной власти Грузии только при наличии российской поддержки. На вчерашних переговорах с российской делегацией в Тбилиси грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили заявил, что Грузия будет настаивать на своем условии.
Но еще более неприятной может стать для России все возрастающая сдержанность ЕС. Еще перед саммитом Россия-ЕС в Самаре, который можно обозначить как самую низшую точку в истории взаимных отношений, отдельные представители Евросоюза говорили, что не поддержат вступление России в ВТО "любой ценой". Предметом спора являются, прежде всего, сборы за авиаперелеты через Сибирь и российское эмбарго в отношении польского мяса. Правительство в Варшаве уже предупреждало, что готово воспользоваться своим правом вето.
Нильс Краймайер