Высокие отношения. Зять Назарбаева стал фигурантом уголовного дела
Президент Казахстана продолжает удивлять. Совсем недавно он инициировал конституционную реформу, увеличив полномочия парламента и сократив президентский срок (сам, правда, в итоге оказался на особом положении). Теперь глава республики поручил силовикам "невзирая на лица" расследовать уголовное дело, по которому проходит его собственный зять.
Того, что Нурсултан Назарбаев рано или поздно вмешается в скандал вокруг дела "Нурбанка", в котором фигурирует имя Рахата Алиева, наверное, следовало ожидать. Как отмечает казахстанский политолог Бурихан Нурмухамедов, конфликт между группами влияния, имеющими своих представителей в силовых структурах, в последнее время перерос в открытое противостояние. В этой ситуации президент, по его мнению, пытается "каким-то образом все это отрегулировать". Однако после того, как о внимании президента к делу "Нурбанка" было объявлено на пресс-конференции МВД в Астане, ситуация только обострилась.
Вообще-то на фоне заявлений силовиков, постоянно повторяющих, что все равны перед законом, а в деле "Нурбанка" нет никакой политики, ссылка на президента оказалась лишней. Теоретически в демократическом правовом государстве, каким, по мнению руководства республики, является Казахстан, сотруднику правоохранительных органов не нужно разрешение главы государства, чтобы возбудить дело в отношении подозреваемого. Правда, Алиев - это, конечно, не простой подозреваемый: он зять президента, совладелец ряда СМИ, акционер одного из крупнейших банков страны, бывший сотрудник силовых структур, посол Казахстана в Австрии и так далее.
Едва ли можно считать случайным, что внимание полиции за последние две недели постоянно привлекали люди, имеющие отношение к какой-либо из перечисленных ипостасей Рахата Алиева. Сначала были задержаны сотрудники телеканала КТК, совладельцем которого он является (задержанные оказались также бывшими коллегами Алиева по работе в спецслужбах). Затем полиция обыскала дом его отца - главу наблюдательного совета КТК Мухтара Алиева. После этого КТК и еще одно близкое Алиеву СМИ - газета "Караван" - были закрыты по требованию прокуратуры "за нарушение закона "О языке".
Самого президентского зятя МВД республики пока обвиняет только по одному эпизоду - похищению бывших топ-менеджеров "Нурбанка" 18-19 января. Напомним, что с аналогичным обвинением в его адрес еще в феврале 2007 года выступили их жены, однако до настоящего времени их заявления получили официальное развитие только в рамках процесса о клевете, который возбудил против женщин сам Рахат Алиев.
Предположения о том, почему претензии к президентскому зятю были выдвинуты именно сейчас, сильно расходятся. По одной из версий, это может быть связано с появлением новых обстоятельств в деле о похищении бывшего руководства "Нурбанка". 9 ноября, за день до того, как в Алма-Ате начались скандальные задержания, в казахстанских СМИ прошла информация о том, что обнаружен труп пропавшего банкира Жолдаса Тимралиева. Адвокат Нурлан Устимиров, который защищает интересы одного из задержанных (начальника службы безопасности "Нурбанка" Ерлана Сарсенбекова), предположил, что в распоряжении силовиков оказались некие записи телефонных переговоров, в которых речь шла именно об этом. Однако информация о найденном трупе (равно как и сообщение о том, что Тимралиев находится в Китае) официального подтверждения не получила.
Политологи между тем связывают активизацию силовых структур с обострением клановой борьбы в Казахстане. Сам Рахат Алиев в статье, опубликованной в газете "Караван", назвал в числе своих противников главу администрации Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова и главу МВД республики Бауржана Мухамеджанова. Первый является двоюродным братом Абильмажена Гилимова - бывшего председателя правления "Нурбанка", над которым недавно начался суд по обвинению в финансовых злоупотреблениях.
Кроме того, как отмечает "Независимая газета", главу Алма-Аты считают близким к другому зятю президента - Тимуру Кулибаеву, который женат на Динаре Назарбаевой. "Вполне вероятно, - пишет издание, - что нынешнее громкое дело - новый виток борьбы "двух принцев". В свою очередь Reuters, ссылаясь на финансовых аналитиков, отмечает, что ослабление позиций Рахата Алиева приведет к перераспределению собственности в республике и усилит позиции его конкурентов, главным из которых источник также называет Тимура Кулибаева.
Между тем издержки в связи с "делом Нурбанка" в последние недели несет не только Рахат Алиев. Для репутации самого банка новый скандал может оказаться даже более болезненным, чем предыдущий, когда прокуратура обвинила его бывшее руководство в финансовых преступлениях. Выступая 15 мая в суде, зампред правления компании Тлеген Сагындыков отметил, что "шумиха вокруг "Нурбанка", которая продолжается по сей день, не работает положительно на его имидж". Очевидно, обвинения в похищении людей, выдвинутые в адрес одного из главных акционеров, также не добавят банку привлекательности.
То же самое можно сказать и об образе республики. Вообще для скандала с участием высокопоставленных фигур едва ли можно было выбрать менее удачное время: пропагандистский эффект от конституционной реформы, которая была объявлена "достижением казахстанской демократии", уже испорчен. По крайней мере, посольство США в республике уже заявило, что "разочаровано" решением о закрытии КТК и газеты "Караван". "Народ имеет право знать о существовании различных точек зрения, даже если они отличаются от правительственных и порой носят оскорбительный характер", - отмечает источник.
Впрочем, для участников противостояния эти риски едва ли имеют существенное значение. А учитывая, что силовики, ведущие дело, получили благословение на самом верху, задержания и обыски, очевидно, будут продолжаться. Причем следующим кандидатом на общение со следователями может стать сам Рахат Алиев. Зять президента, находящийся в Вене, уже заявил, что от следствия не скрывается и "полностью открыт для вопросов", хотя и назвал обвинения в свой адрес "абсурдными".