МВД РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
О методах борьбы с организованной преступностью на юге России рассказывает первый заместитель начальника Главного управления МВД РФ по ЮФО генерал-лейтенант милиции Сергей СОЛОДОВНИКОВ.
– Целенаправленная борьба с организованной преступностью во всех ее проявлениях, в том числе с коррупцией и экономическими преступлениями, – одна из приоритетных задач для сохранения стабильности в сложном Южном регионе, – отмечает Сергей Александрович.
– И все же, несмотря на определенные достижения в работе правоохранительных и силовых структур, обстановка в округе остается непростой. В нынешнем году сотрудниками подразделений по борьбе с организованной преступностью на территории ЮФО выявлено 1778 и раскрыто 1254 преступления, из них 554, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ. И среди них немало достаточно серьезных. Это 15 фактов организации преступного сообщества, 44 преступления, квалифицированных как бандитизм, 152 факта незаконного хранения и сбыта оружия, 346 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
На территории округа на сегодняшний день продолжают существовать и действовать 76 организованных преступных формирований общей численностью порядка 1400 человек. 19 из них находится на нашем особом контроле. ГУ МВД РФ по ЮФО.
Чтобы было понятно, хочу сразу пояснить. Наша задача состоит не в том, чтобы просто пресечь деятельность всех этих 76 ОПГ и в том отчитаться. Хотя, кстати сказать, осенью прошлого года таких группировок в ЮФО насчитывалось 93, так что и в абсолютных показателях наличествует положительная динамика.
Свою основную на сегодня задачу мы видим в организации системного подхода в отработке организованных преступных сообществ. То есть – поставить под особый контроль наиболее приоритетные их направления.
Определить их лидеров, организаторов, преступных авторитетов либо воров в законе, которые осуществляют непосредственное руководство и курирование таких групп, сопровождение, отмывание и легализацию их преступных деяний и доходов – всех факторов, которые определяют данное формирование. У них ведь могут быть разные направления и специализации. Одни ОПГ направлены только на совершение краж, другие – на разбойные нападения. Есть преступные группы, связанные с большим блоком экономических преступлений, которые реально входят во властные структуры. Вы все знаете, как мы прошли период середины 90-х годов, когда многие преступно нажитые капиталы легализовались и их владельцы вошли даже в политическую сферу.
И это не случайность. За счет чего формируются организованные преступные сообщества? За счет слабости определенных направлений власти. Если на каком-то направлении внимание ослаблено – сразу появляется нарыв.
Говоря о системном подходе в борьбе с организованной преступностью, отмечу: мы глубоко убеждены, что любую деятельность по пресечению деятельности преступного сообщества нужно начинать с его лидера, поскольку он осуществляет единую систему управления снизу доверху. А потом уже продолжать разобщать группировку, в части сфер ее влияния в том числе. Нету лидера – легче регулировать вопросы привлечения участников к уголовной ответственности.
Хотя, поверьте, собрать и выстроить доказательную базу против хорошо организованного преступного сообщества, формировавшегося долгое время, – непросто. И поэтому каждое возбуждаемое нами дело – это не просто дело по раскрытию какого-то факта преступной деятельности, это разобщение целой сети организованных преступных групп, так как любое организованное преступное сообщества фактически представляет собой действующие на определенной территории десятки организованных преступных групп.
И результаты такой методики дают о себе знать. Несколько месяцев назад я рассказывал журналистам, что на территории Южного федерального округа реально проживают и состоят на нашем учете 17 воров «в законе». На сегодняшний день семеро из них привлечены к уголовной ответственности и находятся под следствием либо в местах лишения свободы. Это Альберт Исаян по прозвищу Абулик, который проживал в Волгоградской области и заметно влиял на ситуацию в регионе; Эдуард Краснов по прозвищу Красный, жил в Ростове; Роман Кащаев, Кощей, жил в Краснодарском крае, а Дамир Тимургалиев, по прозвищу Дамир Уфимский, жил в самом Краснодаре; Альберт Минаян, по прозвищу Алик Сочинский, жил то в Краснодаре, то в Сочи; Гела Джоджуа, по прозвищу Гела Тбилисский, жил в Ростове, а затем в Волгоградской области. Уроженец Дагестана Гаджи Алимбеков жил в Ставрополе. Каждый из них имел отношение к конкретным организованным преступным формированиям, состоящим у нас на особом контроле.
И еще одна наша успешная операция в этом направлении – вор «в законе» Платонов по кличке Платон, житель Ростова, «раскоронован» и с учетов как «вор в законе» снят. Это тоже одна их форм нашей деятельности в борьбе с преступными сообществами. Коротко поясню суть дела. В воровском сообщество существуют свои внутренние правила и традиции, которым должны соответствовать претенденты на лидирующие позиции. В частности, среди ряда условий для «коронации» на звание «вора в законе» есть жесткое требование, чтобы человек этот не служил в армии. Так вот, поглубже изучив биографию Платонова, мы обнаружили, что он скрыл от подельников не только факт службы в армии, но и то, что служил он во Внутренних войсках МВД и даже был командиром отделения. Нам оставалось только предать эту информацию широкой огласке.
Серьезное внимание мы уделяем коррупции и экономическим преступлениям, в первую очередь в бюджетной сфере.
Должен заметить, что работа это непростая, нередко очень трудно квалифицировать и доказать совершенные преступления такого типа. Прав у нас много – и уголовное, и гражданское, и международное, но все мы знаем, что еще продолжает существовать и телефонное право.
Но тем не менее у нас имеются и конкретные достижения. Так, в Ростове-на-Дону выявлена и задержана организованная преступная группа в структуре управления судебных приставов Ростовской области, занимавшаяся вымогательством у физических и юридических лиц, коммерческих структур, за списание задолженностей, снятие ареста на имущество и т.д. Доказано уже шесть эпизодов вымогательства и получения взяток.
Задержана с поличным за получение взяток с абитуриентов организованная преступная группа в Ростовском институте сервиса. Средняя сумма получаемых взяток для поступления на заочное отделение – от 100 до 120 тысяч рублей. Задержаны проректор, начальник учебного отдела, старший преподаватель и один из начальников кафедр военного вуза, который тоже входил в состав этой группы. Однако, по нашему мнению, круг участников этой группы будет расширен.
Серьезно занимаемся мы Ставропольским краем, недавно направили в прокуратуру пять материалов по высокопоставленным чиновникам краевого правительства.
Недавно нам удалось возбудить уголовное дело по злоупотреблению служебным положением в отношении министра молодежной политики, спорта и туризма Ингушентии Олдоева. Он, цитирую документ: «Заключил договор с отделением фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия на оздоровление застрахованных детей дошкольного возраста в количестве 2000 человек в детском загородном доме отдыха «Мужичи». Во исполнение заключенного договора фонд социального страхования на расчетный счет министерства перечислил семь миллионов рублей на отдых этих детей. Отдых организован не был, а Оздоевым представлены подложные документы». И это только начало нашей работы по данному министерству. Ведь получается, что определенные чиновники стремятся воспользоваться ситуацией некого правового хаоса, когда основное внимание уделено борьбе с бандподпольем, и пытаются преступно расходовать бюджетные средства, наживаясь на здоровье детей. Я так расцениваю эти поступки.
Говоря о работе Главного управления МВФ РФ по ЮФО, надо учитывать нашу специфику – мы берем в разработку только дела межрегионального характера. Как основные условия задачи – устойчивость организованной преступной группы, ее вооруженность, четкое распределение ролей внутри группы и ее межрегиональность. Вот это наши законные «клиенты».
И хотя мы считаем, что динамика в плане системного подхода по тем направлениям, которые мы обеспечиваем, только нарабатывается, действия эти позитивно сказываются на оперативной работе в округе, способствуют подрыву экономических основ организованной преступности, препятствуют проникновению криминала во властные структуры и в целом нормализуют социально-политическую обстановку на Юге России.