Мигранты: беда или надежда?
В Сочи прошел семинар – совещание руководителей и обозревателей СМИ Южного федерального округа, посвященный проблемам беженцев, перемещенных лиц и лиц без гражданства. Семинар был организован представительством Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ (УВКБ ООН) и Альянсом руководителей региональных СМИ России (АРС – ПРЕСС). В нем приняли участие главные редакторы и обозреватели 35 изданий Южного федерального округа, информационных агентств, теле– и радиокомпаний.
Общепризнанно, что сегодня в России существуют значительные проблемы, связанные с экономической миграцией и незаконным въездом в страну. Однако число тех, кто ищет в России убежище и признается в качестве беженцев, в последнее время ежегодно сокращается. Связано это с тем, что получение временного убежища обусловлено различными ограничительными мерами. Но не исключено, что Россия все же присоединится к международной конвенции о безгражданстве, что снимет остроту ситуации. Пока же, по официальным данным, в РФ насчитывается 56 тысяч лиц без гражданства.
Миллионы для Чечни
Ситуация на Северном Кавказе остается одной из болевых точек, где проблемы перемещенных лиц находятся в стадии разрешения. По словам Вольфганга Мильцофа, представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принявшего участие в семинаре, одна из основных задач УВКБ ООН – защита лиц, перемещенных внутри страны, и лиц без гражданства, которые не могут назвать своей родиной ни одно из государств. Особенно нуждаются в помощи и защите те, кто бежал в годы известных событий из Чечни и сейчас возвращается в места прежнего проживания. «Хотя ситуация на Северном Кавказе остается по-прежнему нестабильной, Европейская комиссия одобрила выделение 17,5 миллиона евро для поддержки пострадавших в результате конфликтов в Чечне» – отметил руководитель офиса УВКБ ООН на Северном Кавказе Джо Хегенауэр. 20 июня будет отмечаться Международный день беженца, который в этом году пройдет под лозунгом «Дадим детям надежду».
Кто будет водить троллейбусы?
Одна из самых обсуждаемых тем семинара – ожидание демографических и геополитических вызовов, с которыми России предстоит столкнуться довольно скоро, как утверждают эксперты из Центра этнических, политических и региональных исследований. Они полагают, что к 2025 году население страны сократится на восемь миллионов человек, а число трудоспособных – на 16 миллионов. Это – итог нынешних низкой рождаемости и высокой смертности. Возможно, стране удастся избежать дефицита сельских сезонных рабочих, строителей, водителей троллейбусов и реализаторов – эти функции возьмут на себя потомки нынешних трудовых мигрантов. Но это не замедлит сказаться на состоянии нашей армии, медицины, судебной системы, образования, науки – они не могут функционировать как чисто этнические институты ...
Есть мнение, что самостоятельно выбраться из демографической ямы россияне не смогут – причин тому достаточно. Значит, предстоит прибегнуть к помощи соседей. Ряд экспертов полагают, что опираться можно только на мигрантов из православных славянских стран – они не «размоют» христианское ядро России. Уже сейчас таких приезжих – славян с неурегулированным статусом, насчитывается более пяти миллионов.
Есть другой путь – широко открыть «ворота» для бывших сограждан из стран СНГ: молдаван, туркменов, казахов, киргизов, азербайджанцев, армян. Многие из них за годы «самостийности» почти забыли русский язык и утратили советскую ментальность, став для нас настоящими иностранцами. Впрочем, уже сейчас таких трудовых мигрантов, работающих в России постоянно – около 10 миллионов человек (данные ФМС России). Но именно эти люди вызывают самое большое отторжение среди местных жителей, хотя большинство из них берутся за самую грязную и низкооплачиваемую работу, которой брезгуют сами россияне, исключая разве что торгово-закупочную деятельность. Неприятие иностранцев из Средней Азии и стран Закавказья распространяется в России далеко за пределы рыночных прилавков. Устроиться в России работать по специальности – проблема для многих кавказцев, несмотря на имеющееся высшее образование, полученное в самой России. Ситуация социальной дискриминации по национальному признаку достаточно типична для всех регионов РФ и распространяется на выходцев не только с Южного, но и Северного Кавказа, наших сограждан. Ведет это к тому, что контакты приезжих, образующих анклавы, и местных жителей сведены к минимуму. Вместо интеграции – разобщение.
Ноша не по плечу
Была надежда, что проблема демографии и рабочих рук безболезненно решится с помощью программы добровольного переселения соотечественников, проживающих ныне за рубежом, о которой с энтузиазмом говорили еще совсем недавно. Государство даже было готово выделить некоторые «подъемные» для переселенцев – репатриантов. Но главную проблему: предоставление им работы и жилья – должны были самостоятельно решать отнюдь не процветающие регионы Нечерноземья и Дальнего Востока, куда было решено направить поток соотечественников. Такая нагрузка оказалась не по плечу «принимающей стороне», а потому о программе как-то забыли. Может, это и к лучшему: маловероятно, что городские жители из-за рубежа смогли бы прижиться в российской деревне, куда решило направить их Правительство России для «выравнивания» демографии.
Русские «казахи», «узбеки» и другие
Трагедией оборачивается непродуманная политика РФ для тех русскоязычных, кто самостоятельно – без всякой программы поддержки, на свой страх и риск – приезжает из стран СНГ в Россию, на свою историческую родину навсегда – жить и работать. Люди едут к нам большими семьями: везут стариков родителей, малых детей – и оказываются изгоями, не нужными своей Родине.
Казалось бы, что закон о миграционном учете значительно упростил процедуру получения разрешения на временное проживание. Если раньше приезжий должен был предоставить одновременно 28 справок, что выполнить на деле было практически невозможно, то сейчас от мигранта требуется всего четыре документа. Это национальный паспорт, миграционная карта (выдается при пересечении государственной границы), заявление в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) по месту прибытия и квиток об оплате госпошлины. При наличии этих четырех документов мигранту не могут отказать в приеме. Ответ – разрешение на временное проживание должен прийти не позже, чем через 60 суток. Далее в течение года, подзаработав денег, мигрант должен постепенно предоставить и остальные документы, включая результаты анализов на СПИД и другие справки. Кажется, всё предельно просто и исполнимо.
Но, по сведениям Сергея Ягодина, начальника отдела по проблемам миграции аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, ежегодно более четырех тысяч приезжих жалуются на нарушение их прав в России. Со многими из них жестокую «шутку» сыграл закон о гражданстве, согласно которому все, кто оказался не прописан в РФ на 1 января 1992 года, остались без гражданства и до сих пор безуспешно доказывают свои права. Среди них даже те наши соотечественники, кто, обменяв (продав – купив) квартиру в России, выписался по прежнему адресу, не успев прописаться по новому до 1 января 1992 года... Что уж говорить о тех, кто имел несчастье оказаться распределенным после окончания института, например, куда-нибудь в Казахстан, Молдову или Туркмению. Они, чьи родители и поныне живут в России, для закона – казахи, молдаване, туркмены, хотя покидали территорию РФ лишь на короткое время и давно вернулись домой после распада СССР. Чтобы доказать обратное, нужны нечеловеческие усилия и далекие зарубежные поездки, которые требуют не только много свободного времени, но и очень больших денег.
Многим такие «путешествия» недоступны еще и потому, что у них нет паспортов. В России насчитывается более одного миллиона человек, которые остались без главного документа по единственной причине – их отобрала милиция, усомнившись в подлинности паспортов, ею и выданных. Теперь их бывшим владельцам предлагают выехать в другую страну и привезти «доказательства». «Если здесь нет криминала, то людям надо выдать новые паспорта, признав ошибку государства», – считает Сергей Ягодин. По его сведениям, Президент В. Путин дал соответствующее распоряжение министру МВД Р. Нургалиеву – вернуть людям паспорта и извиниться.
Под лежачий камень…
В России много тех, кто более десяти лет живет в стране без статуса, а легализоваться не может, не имея на руках необходимой по нынешним законам миграционной карты. Для ее получения нужно поехать в Узбекистан (Грузию, Туркмению) и тут же выехать обратно, получив заветный документ при пересечении российской границы. Такое «физическое» исполнение закона невозможно для многих по той же причине: отсутствия денег и документов, без которых ни в одной кассе не продадут билет.
Ситуацию можно и нужно исправлять, инициируя поправки к федеральному закону о миграции на уровне региональных Законодательных собраний. Однако «… за последние пять лет от регионов ЮФО не поступило ни одного предложения, касающегося регулирования миграционных процессов», констатировал на семинаре-совещании в Сочи член Экспертного совета Госдумы, советник Комитета ГД РФ по конституционному праву и государственному строительству Алексей Филимонов. «Такие вопросы надо предлагать в наш комитет, обсуждать их. Мы выедем на место для консультации. В регионах есть проблемы с лицами без гражданства, но нет инициативы с места», – отметил депутат Госдумы.
Впрочем, есть надежда, что ситуация будет меняться к лучшему: Федеральная миграционная служба России выводится из состава МВД и будет самостоятельной структурой. Более того, УФМС в регионах будут станет право самостоятельно выдвигать законодательные инициативы на федеральном уровне, что позволит решить множество миграционных проблем.