Механизм налажен или когда параметры бюджета способны обеспечить решение задач

15/05/2007 - 14:15

Или Когда параметры бюджета способны обеспечить решение задач

В прошедшее лихолетье проблемы с принятием бюджета Чеченской Республики возникали до начала финансового года. В этом году все процедуры прошли в установленные сроки, и к началу 2007 года бюджет был уже опубликован в СМИ. Если давать оценку бюджету с точки зрения правительства Чеченской Республики, то можно сказать, что в целом параметры бюджета способны обеспечить решение задач, стоящих перед руководством Чеченской Республики…
Об этом наш разговор с министром финансов ЧР Эли Исаевым.

– Эли Абубакарович, можно ли говорить, что механизм принятия, согласования и утверждения бюджета в республике налажен?

– В результате работы, проведенной исполнительной и законодательной властью Чеченской Республики, принят закон от 19 июля 2006 № 25-рз «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЧР», закладывающий основу бюджетных правоотношений и бюджетного устройства Чеченской Республики.
Если говорить в целом о механизме, то можно сказать, что он, в общем, налажен. Конечно, предстоит еще много работы по его совершенствованию. Но на данный момент существенным достижением является то, что бюджет Чеченской Республики уже второй раз утвержден в форме республиканского закона. В процессе формирования бюджета на 2006-2007 годы в отличие от предыдущих лет в полном объеме участвовала законодательная власть, и приобретенный опыт показывает, что такое взаимодействие плодотворно сказывается на бюджетном процессе республики.

Необходимо отметить, что процедура согласования и принятия бюджета является важным этапом бюджетного процесса. От того, какие параметры будут заложены в бюджет, зависит жизнь республики. И, надо отдать должное, депутатский корпус и представители исполнительной власти республики, участвовавшие в обсуждении и утверждении бюджета, подошли профессионально и ответственно к процедуре его утверждения. Это позволило существенно сократить срок принятия закона «О республиканском бюджете ЧР на 2007 год», то есть до начала финансового года.

– Удовлетворены ли министерство финансов, правительство Чеченской Республики основными параметрами бюджета 2007 года? Удалось ли вам отстоять свои позиции постатейно при обсуждении общей концепции бюджета?

– Если давать оценку бюджету с точки зрения правительства Чеченской Республики, то можно сказать, что в целом параметры бюджета способны обеспечить решение задач, стоящих перед руководством Чеченской Республики.

Республиканский бюджет с учетом ФЦП на этот год, в целом по расходам, составляет 37 миллиардов рублей, из них средства ФЦП более девяти миллиардов рублей. Без учета ФЦП консолидированный бюджет Чеченской Республики составляет более 28 млрд. руб.

Кроме того, в 2007 году увеличилась доля делегированных полномочий федеральным центром республике. Например, переданы полномочия по реализации государственной политики содействию занятости населения Чеченской Республики. На эти цели предусмотрены средства в размере трех миллиардов рублей.
Из общего объема поступлений в консолидированный бюджет 2007 года собственные доходы составляют 4 миллиардов 48 миллионов рублей, что на 46,1 процента больше, чем в 2006 году. Основной объем собственных доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2007 (96,7 процента) приходится на следующие виды налогов:

– налог на прибыль организаций – 979 309 тысяч рублей;
– налог на доход физических лиц – 2 452 667 тысяч рублей;
– акцизы по подакцизным товарам – 168 845 тысяч рублей;
– налог на имущество – 91 362 тысяч рублей;
– налог на добычу полезных ископаемых – 219 677 тысяч рублей

Очевиден существенный рост собственных доходов республиканского бюджета. Но, смею вас заверить, что эти цифры реальны, они согласованы с Минфином России. На совещании у А.Л. Кудрина мы добились внесения в протокол совещания пункта, в котором сказано, что в случае недопоступления собственных доходов в бюджет Чеченской Республики в 2007 году Министерством финансов РФ будет оказана дополнительная финансовая помощь в объеме «недопоступивших» доходов. Объем трансфертов из федерального бюджета в текущем году составит 24 миллиарда 250 миллионов рублей.

На совещании у А.Л. Кудрина 6 октября 2006 года по нашей настоятельной просьбе на 2007 год 650 миллионов рублей для оплаты декабрьской заработной платы бюджетного сектора в 2007 году без ее перехода на следующий финансовый год, таким образом, в бюджете 2007 года будет учитываться 13 месяцев, а начиная с 2008 года мы планируем перейти на бюджет, учитывающий 12 месяцев. При этом вся заработная плата будет погашаться в одном финансовом году без перехода текущей задолженности на следующий год.

Предметом дополнительного согласования стал также вопрос о выделении в 2007 году для приобретения сельхозтехники, так как с 2004-го по 2006 годы в Чеченской Республике не было закуплено ни одной единицы сельскохозяйственной техники. После дополнительного согласования с Минсельхозом России Министерство финансов РФ выделило в 2007 году 300 миллионов рублей на эти цели.

Хотелось бы отметить, что в бюджете на 2007 год заложены средства для участия в реализации Федеральных целевых программ в 2007 году на территории Чеченской Республики в объеме 387 миллионов рублей. Наиболее крупными из них являются:

– Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» на сумму 76,7 миллиона рублей;

– Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» на сумму 114,4 миллиона рублей;

– Федеральная целевая программа «Жилище 2002-2010 годы» в сумме 149 миллионов рублей.

Кроме того, в результате проведенной работы с Федеральным центром правительства Чеченской Республики в бюджете Чеченской Республики, на 2007 год заложены средства на разработку ПСД для включения объектов в ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 и последующие годы» в сумме 351 миллиона рублей.

На мой взгляд, бюджет 2007 года должен обеспечить темп восстановительных работ, заданный в 2006 году президентом Чеченской Республики Р.А. Кадыровым, но многое зависит от профильных министерств и ведомств, которые должны эффективно осваивать предусмотренные средства.

– Из года в год мы наблюдаем увеличение собственных доходов бюджета Чеченской Республики. За счет каких поступлений это происходит?

– В 2006 году наибольшее поступление было по налогу на доходы физических лиц (41,6 процента от общего объема собственных доходов), налог на прибыль предприятий (32,6%) и налог на добычу полезных ископаемых (11,2 процента).

Увеличение собственных доходов происходит пока в основном за счет увеличения поступлений по указанным трем видам налога. Это связано с тем, что производственный сектор экономики республики, к сожалению, еще слабо развит. В свою очередь, министерство финансов Чеченской Республики, понимая важность развития воспроизводственной базы, уделяет особое внимание вопросам оздоровления реального сектора экономики.

В рамках этой работы Минфин ЧР совместно с УФНС по ЧР подготовил республиканский закон «О налоге на имущество организаций», который на данный момент уже принят. В данном законе предусмотрено снижение процента налоговой ставки до нуля процентов для всех налогоплательщиков, за исключением предприятий энергетического комплекса и отдельных предприятий транспорта и связи, для которых предусмотрена процентная ставка 2,2 процента. Принятие данного закона позволит улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятий, функционирующих на территории республики.

Республиканским правительством для решения задачи перехода от режима восстановления к устойчивому социально-экономическому развитию республики разработана новая Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы». Ее реализация должна дать толчок в развитии экономики республики.

На протяжении всего кризиса на территории Чеченской Республики и в настоящее время республику от социальной катастрофы спасает частная предпринимательская инициатива. Преодолевая всевозможные препятствия, предприниматели сами налаживали поставки продовольствия, товаров первой необходимости и т.д. Если создать условия для развития малого бизнеса и проводить государственную политику его поощрения, то можно ожидать, что он внесет существенный вклад в дело возрождения экономики Чеченской Республики как полноценного субъекта общероссийского и мирового экономического пространства.

– Какие направления будут приоритетными в плане финансирования в 2007 году?

– Сложившаяся ситуация в социальной сфере республики является существенным фактором, негативно влияющим на общую обстановку в республике, и является стимулятором развития различного рода недугов общества, таких, как наркомания, алкоголизм и т.д. В связи с этим президентом Чеченской Республики Р.А. Кадыровым было определено, что образованию и здравоохранению в 2007 году будет уделено основное внимание. Это позволит снять социальное напряжение и будет благоприятно влиять на общую обстановку в республике.

В консолидированном бюджете на 2007 год на здравоохранение и образование заложены ассигнования в сумме более 7,6 миллиарда рублей, что составляет 27 процентов от всех расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики текущего года. Кроме того, действует республиканская программа противодействия распространению наркомании в Чеченской Республике. На ее реализацию в этом году предусмотрено семь миллионов рублей.

– Финансовые институты Чеченской Республики, как и все отрасли экономики, находятся на стадии становления. Какие приоритеты являются основными в развитии финансовой системы?

– Основным приоритетом, обозначенным правительством Чеченской Республики, является создание финансовой системы, способной обеспечить надежное финансирование восстановительного процесса в Чеченской Республике, а также ее развитие в рамках общероссийской реформы бюджетного сектора.

Принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставило перед государственными финансовыми органами Российской Федерации задачу многоуровневого исполнения государственного бюджета. На сегодняшний день в республике функционирует двухуровневая бюджетная система, позволяющая распределить расходные полномочия республиканского и районного уровня. По мере становления органов власти нижестоящих уровней планируется также создать следующие уровни бюджетной системы Чеченской Республики.
Наиболее важным инструментом для достижения качественного уровня финансовых взаимоотношений бюджетной системы, возникающих в процессе исполнения бюджета, является повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы, направленное на более полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях и особенностях социально-экономического развития республики.
Обозначая приоритеты развития финансовых органов Чеченской Республики, мы делаем основной упор на внедрение автоматизированных компьютерных систем с использованием современных телекоммуникационных каналов связи. Такие системы уже успешно используются в других субъектах Российской Федерации, позволяя им осуществлять оперативное управление государственными финансами и, соответственно, улучшая эффективность государственного финансового менеджмента.

– Возникали ли у вас проблемы с Федеральным центром при формировании проекта бюджета на 2007 год?

– Основной проблемой предыдущих периодов при формировании бюджета было то, что Минфин России распределяет финансовую помощь в соответствии с единой методикой, которая учитывает статистические показатели субъекта Российской Федерации и на их основе определяется объем финансовой поддержки.

В силу сложившихся обстоятельств такая методика неприемлема для Чеченской Республики. В первую очередь это связано с тем, что в Чеченской Республике на сегодняшний день не выводится необходимый перечень статистических показателей, и Минфин России для расчета объема финансовой поддержки Чеченской Республике использовал статистические показатели соседних республик, таких, как Дагестан и Ингушетия. Очевидно, что финансовая помощь, рассчитанная таким путем, не обеспечивала сбалансированности бюджета Чеченской Республики. Поэтому нам постоянно приходилось в течение 2006 финансового года «выбивать» дополнительные средства из федерального бюджета.

Также единая методика распределения финансовой помощи не учитывает динамику роста бюджетной сферы Чеченской Республики, связанную с ежегодным вводом в эксплуатацию в рамках ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» новых объектов.

Правительство Чеченской Республики многократно обращалось к Президенту и Правительству Российской Федерации по данному вопросу. В результате в г. Грозном были проведены два совещания полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Д.Н. Козака с руководителями федеральных органов исполнительной власти и правительства Чеченской Республики, соответственно 28 декабря 2005-го и 25 июля 2006 года, на которых было принято решение об определении в 2006-2008 годах размера трансфертов из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики «прямым счетом», исходя из фактических доходов и потребности в расходах бюджета Чеченской Республики.

Указанные протокольные решения позволили спроектировать республиканский бюджет 2007 года на уровне среднероссийских показателей предоставления государственных услуг.

– На протяжении 2006 года мы наблюдали активную восстановительную работу в республике. Какие объемы восстановительных работ предусмотрены в 2007 году?

– Основной объем выполняемых на территории Чеченской Республики восстановительных работ производится за счет мобилизации всех возможных финансовых ресурсов республики, в том числе с помощью привлечения финансовых средств под гарантии правительства Чеченской Республики. Эти мероприятия несут внепрограммный характер.

В 2007 году объем строительно-восстановительных работ по внепрограммным объектам возрос более чем в 3,5 раза. Восстановлением охвачено 800 объектов с ориентировочным объемом затрат 28,5 миллиона рублей.

Для финансирования указанных работ привлечены средства республиканского бюджета Чеченской Республики, ОАО «Грознефтегаз», собственные и кредитные средства предприятий. За счет инвесторов для финансирования восстановление внепрограммных объектов привлечено 1,4 миллиона рублей.

На завершение начатых в 2007 году восстановительных работ и погашения кредиторской задолженности за уже выполненные объемы из федерального бюджета необходимы средства в объеме более 24 миллиардов рублей.

Объем средств, необходимых для погашения задолженности по строительно-восстановительным работам за 2006-2007 годы, составляет 30 миллиардов рублей, из них 6,5 миллиардов рублей – задолженность за 2006 год.

Хотелось бы отметить, что по внепрограммным объектам мы используем мобилизационный метод организации работ, фактически привлекая все свободные силы для восстановления того или иного объекта. На данном этапе он себя оправдывает, об этом свидетельствуют результаты выполненных работ.
По мере восстановления социально-экономической сферы Чеченской Республики мы планируем перейти к планомерному этапу развития.

Автор: Сергей САХАРКОВ