Послание Президента Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокова Парламенту

11/05/2007 - 16:18

Уважаемые депутаты Парламента!
Дорогие соотечественники!

Все мы с вами находимся под глубоким впечатлением, вызванным Посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию. В нем глава государства емко и четко сформулировал стратегические планы нынешнего руководства страны.
Прежде всего, это - формирование дееспособного гражданского общества и строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это - становление свободного и социально ответственного предпринимательства, борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Это, наконец, - повышение значения и роли России в международных делах.
В Послании подчеркнута необходимость мощного вклада в человеческий капитал, и при этом речь о том, что обсуждается всенародно, что важно для каждого гражданина России - реализации конкретных программ по улучшению жилищных условий, развития и модернизации дорожной сети, улучшения пенсионного обеспечения.

Президент уделил особое внимание традиционным, базовым моральным ценностям, выработанным российским народом за тысячелетия его истории. Именно общая система нравственных ориентиров истолкована им как фактор экономического, социального и общественного развития страны. Отсюда и определение главной государственной задачи - реальное и поступательное улучшение жизни российских граждан, укрепление семьи, семейных ценностей и традиций. То есть Президент в очередной раз подчеркнул базовый принцип российской политики - государство для человека, а не человек для государства.
Словом, программа озвучена грандиозная и многолетняя.

Отныне вся наша с вами деятельность должна строиться в русле этих стратегических направлений и быть подчинена достижению поставленных в Послании Президента Российской Федерации высоких и благородных целей. На основе глубокого осмысления содержащихся в нем положений и выводов предстоит разработать программу практических действий каждой ветви и каждого уровня власти Кабардино-Балкарии.
В своем нынешнем обращении к Парламенту я обозначу главные направления нашей деятельности по реализации поставленных главой государства задач с учетом особенностей социально-экономического положения республики. А оно, к сожалению, пока еще остается сложным.

Представляя вам год назад свое первое Послание, я еще не до конца представлял себе глубину и масштабность накопившихся в республике проблем. Подводя итоги года и намечая планы на будущее, хочу доложить депутатам и не только им, но и всему народу, что меня, как главу республики, больше всего волнует и заботит.
Но прежде позвольте коротко остановиться на результатах проделанной работы по реализации основных целей и задач прошлогоднего Послания.

Как вы знаете, сложное социально-экономическое положение республики требовало принятия кардинальных мер, прежде всего, по оздоровлению финансового хозяйства. Поэтому в течение года мы последовательно и целенаправленно проводили работу по сокращению внешних и внутренних долгов Кабардино-Балкарии путем оптимизации наших расходов, реструктуризации задолженности республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, да и просто прямых расчетов с кредиторами. Мы определили для себя приоритетные первоочередные статьи расходования средств.
Жизнь показала правильность избранной нами стратегии и тактики. В истекшем году удалось вдвое снизить кредиторскую задолженность за энергоносители, существенно оптимизировать расходы, навести определенный порядок в использовании государственных инвестиций, в результате чего бюджет Кабардино-Балкарской Республики признан самым эффективным в Южном федеральном округе.

Характеризуя итоги развития экономики, следует отметить главные ее особенности. Прежде всего - это достигнутая финансовая стабилизация, улучшение налоговой дисциплины и, конечно же, сохранение динамизма и поступательности развития основных отраслей экономики.

В 2006 году объем валового регионального продукта составил 36 млрд. рублей или 104,2% к уровню 2005 года, индекс промышленного производства - почти 108%. Во всех категориях хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции в объеме 15,3 млрд. рублей, что также превысило уровень 2005 года.

В развитие экономики и отраслей социальной сферы инвестировано около 7 млрд. рублей, из которых 3,5 млрд. рублей составили подрядные строительные работы. Выполнен немалый объем работ в области дорожного строительства. Введены, реконструированы и отремонтированы десятки километров федеральных и территориальных автомобильных дорог. Сдана в эксплуатацию автомагистраль «Кавказ» на участке обхода г. Нальчика, завершена реконструкция IV пускового комплекса обхода г. Баксана.
Наряду с ростом количественных показателей обеспечено существенное увеличение качественных показателей, на чем акцентировалось внимание в прошлогоднем моем Послании. Это позволило вести работу по снижению уровня бедности, обеспечению роста реальных доходов населения. В истекшем году средняя заработная плата составила 5830 рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25%, а с учетом роста потребительских цен - на 13%. Среднедушевые денежные доходы увеличились по сравнению с предыдущим годом на 23%. Удалось полностью погасить образовавшуюся задолженность работникам бюджетных и бюджетозависимых отраслей.

Поступление налогов в бюджетную систему республики превысило параметры 2005 года в 1,5 раза и составило 3 млрд. рублей, что позволило существенно повысить уровень финансирования социальных расходов.
Принимались меры по повышению эффективности социальной поддержки и улучшению социального обслуживания незащищенных слоев населения. Ежемесячно осуществляется более 20 видов выплат, охватывающих около 220 тыс. человек.

В системе здравоохранения начата работа, направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» система здравоохранения республики получила дополнительные финансовые ресурсы. На качественно новый уровень поднялось оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием. В среднем в 3 раза возросла зарплата участковых врачей и среднего медицинского персонала первичного звена, существенно повышена зарплата врачей «скорой помощи», учреждений родовспоможения.

В рамках процесса модернизации образования, завершена интеграция учреждений дошкольного и общего образования, что позволило увеличить охват детей дошкольным образованием до 70%. Ведется работа по обновлению содержания общего образования на основе федеральных образовательных стандартов и осуществление профильного обучения. В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школы республики поступило более 100 комплектов учебного оборудования, 37 автобусов для сельских школ. К сети Интернет подключено 253 общеобразовательных учреждения.
Принимаются меры по дальнейшему развитию и совершенствованию материально-технической базы учреждений культуры. Главным событием культурной и политической жизни республики стало празднование 85-летия государственности Кабардино-Балкарской Республики.

Эти и другие позитивные перемены стали возможны во многом благодаря проводимому нами курсу на коренное улучшение государственного управления, на демократизацию всех сторон жизни нашего общества. В минувшем году был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование и повышение эффективности деятельности системы исполнительной власти республики: утверждена новая структура исполнительных органов государственной власти; проведены организационно-правовые мероприятия в рамках реализации административной реформы; произведены существенные кадровые изменения в Правительстве и Администрации Президента; разработана система показателей оценки результативности работы руководителей министерств и ведомств. Эти и другие меры позволили вывести на качественно новый уровень деятельность исполнительной власти республики.

Истекший год стал годом налаживания реального, а не декларативного диалога между властью и обществом, повышения уровня открытости власти. Реализации этой важной задачи в значительной мере способствовало образование при Президенте республики целого ряда общественных институтов, среди которых особо следует выделить Общественно-консультативный совет, а также создание Интернет-сайта Президента и Антикоррупционной горячей линии при Администрации Президента. Прямой диалог между властью и обществом позволил нам избежать многих ошибок в выработке нашей стратегии. Такой подход и впредь будет усиливать нашу социальную политику и способствовать повышению экономической активности населения.
Таким образом, можно констатировать, что ключевые положения и установки прошлогоднего Послания в основном выполнены. Сделано за год многое.
Однако достигнутое несоизмеримо с качественно новыми, масштабными задачами, которые стоят перед нами. Очевидно, что нужны кардинальные перемены во всех сферах нашей жизни. Прежде всего это касается темпов социально-экономического развития республики.

В последнее время нам удалось выработать новый курс, ориентированный на прагматизм и результативность. В основе этого курса - использование всех ресурсов республики: природно-климатических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических. Этот программно-целевой подход нашел конкретное воплощение в представленных недавно вниманию общественности стратегии развития республики до 2022 года и проекте программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарии на период 2008 - 2012 годы.
В ходе выработки стратегии развития определены главные приоритеты, так называемые точки роста. Это:
развитие курортно-рекреационного комплекса;
развитие сельскохозяйственного производства и смежной с ним перерабатывающей отрасли;
наращивание объемов производства строительных материалов и расширение рынка их сбыта и сферы применения.
Реализация данной стратегии должна в конечном итоге обеспечить повышение статуса и конкурентоспособности Кабардино-Балкарии. Но это дело будущего.

В текущем же году основным фактором роста экономики будет оставаться промышленный комплекс. В прошлом Послании нами ставилась задача обеспечения структурной перестройки отрасли. Однако Правительству пока так и не удалось сформулировать отвечающую потребностям сегодняшнего дня промышленную политику. Структура отрасли по-прежнему неэффективна и базируется главным образом на потенциале нескольких крупных предприятий. Правительству и, прежде всего, первому заместителю Председателя Правительства Тхазаплижеву М.Т., руководителям соответствующих министерств следует в ближайшее время исправить это положение.
В целях повышения эффективности руководства отраслью нами принято решение о передаче этих функций Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунально-го хозяйства. Соответствующий Указ подписан мною буквально вчера.
Общая стратегия промышленной политики в республике должна быть сориентирована на постепенный переход к наукоемким, инновационнонаправленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, расширение экспортного потенциала республики. И что очень важно, промышленная политика должна быть социально ориентированной и направлена на сохранение и восстановление рабочих мест.

Большинство наших крупных предприятий сохранили инфраструктуру, здания и оборудование, располагают в потенциале инженерно-техническим и средним техническим персоналом и при надлежащей переориентации могут выпускать продукцию самого широкого профиля, ассортимент которой должен определяться новым собственником. Поэтому надо активизировать работу по привлечению потенциальных инвесторов. При этом к поиску инвестора мы должны подходить как к поиску нового владельца предприятия. Иначе говоря, инвестору должна предлагаться не заданная производственная номенклатура, а готовая производственная «площадка». В противном случае, как мы убедились, успеха не достичь.

Яркий тому пример - Тырныаузский горно-обогатительный комбинат. Задачей текущего года остается выбор инвестора для его реконструкции и запуска. Учитывая его стратегическое значение, мы обязаны использовать все возможности в решении социальных проблем, сопутствующих этому проекту.

Необходимо реализовать готовые проекты запуска новых производств на 30 действующих предприятиях. В рамках достигнутых договоренностей с Рособоронзаказом и Роспромом Правительству следует продолжить работу по вовлечению ряда предприятий электроприборостроения в структуру оборонно-промышленного комплекса страны.

К наиболее перспективным секторам экономики республики, который способен обеспечить увеличение доходов и уровня занятости населения несомненно является рекреационный комплекс, развитие которого предполагается на территории 10 распределенных зон. Решение данной задачи необходимо осуществить на основе использования механизмов частно-государственного партнерства. В настоящее время ведется активная работа по привлечению инвесторов к строительству двух следующих очередей канатных дорог на гору Эльбрус, канатных и горнолыжной трасс на гору Чегет, а также к освоению Северного склона горы Эльбрус.

Правительству и, прежде всего, Министерству курортов и туризма во главе с Фировым Р.Б. следует более активно и настойчиво действовать в этих направлениях, создавать благоприятные, а главное, понятные и прозрачные для инвестора условия. Не раз говорил, повторю и сегодня, мы должны в ближайшей перспективе завершить создание высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии курорта и туризма, встать в один ряд с ведущими участниками туристического рынка в стране и за рубежом.

В качестве перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли экономики в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию обозначено сельское хозяйство. Для эффективного функционирования данной отрасли должны быть задействованы и оптимально использованы все имеющиеся у нас сегодня ресурсы.

Необходимо усилить работу по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по всем его направлениям, максимально использовать возможности привлечения кредитных ресурсов в аграрный сектор, увеличения поголовья высокопродуктивного скота, развития материально-технической базы животноводства. Для этого предстоит осуществить оптимальную схему поставок по лизингу племенного молодняка крупного рогатого скота, оборудования для животноводческих ферм, а также их распределения.

Надо сформировать эффективную систему поставки и обслуживания сельскохозяйственной техники, оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям через сеть машинотехнологических станций.

Перспективным направлением в условиях Кабардино-Балкарии может стать развитие горного и предгорного садоводства. При всей трудозатратности данная отрасль в состоянии принести немалые доходы и, что немаловажно, снять остроту трудоизбыточности горных населенных пунктов. Правительству следует глубоко и всесторонне изучить этот вопрос, предложить программу возрождения и развития горного и предгорного садоводства в республике.

Политика, направленная на развитие малых форм хозяйствования на селе, должна приобрести комплексный характер. Для этого Правительству республики, отраслевому министерству необходимо принять действенные меры по формированию эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Поскольку частных структур, эффективно выполняющих организационные и посреднические функции, до сих пор рынок не выявил, данная проблема должна решаться через расширение госзакупок, а также через развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо направить усилия на привлечение инвестиций на техническое переоснащение отрасли, на дальнейшее наращивание объемов производства конкурентоспособной продукции, расширение ее ассортимента и повышение качества. Следует активно содействовать формированию и укреплению производственно-хозяйственных связей перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями, созданию их сырьевой базы как на основе интеграции с сельскохозяйственным производством, так и развития собственной системы заготовок сырья на местах.

Для успешного решения этих и других задач необходимо разработать пятилетнюю программу развития агропромышленного комплекса республики, увязанную с аналогичной федеральной программой, обеспечивающую целевую направленность принимаемым мерам, концентрацию имеющихся ресурсов на решении узловых проблем.

К сожалению, за истекший период Министерство сельского хозяйства и продовольствия так и не смогло представить нам такую программу. Надеемся, с приходом в Министерство нового опытного и энергичного руководителя Эркенова Т.Х. данная задача будет решена в ближайшее время.
В нынешнем году у нас имеются благоприятные условия для придания заметного импульса развитию строительного комплекса республики. Из различных федеральных источников нам выделены немалые средства. Важно, чтобы эти средства использовались с максимальной эффективностью.

Кроме того, в рамках подготовки и празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав России, в соответствии с намеченным планом мероприятий предстоит осуществить строительство 44 объектов, из которых 22 необходимо ввести в эксплуатацию, в том числе 9 школ на 35 тыс. школьных и 515 дошкольных мест, 3 дома культуры на 1100 мест, лечебный корпус инфекционной больницы на 260 коек и диагностический центр в г. Нальчике, завершить реконструкцию Зеленого театра, Дворца спорта и стадиона «Спартак», а также строительство Триумфальной арки, продолжить возведение Храма во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Нальчике».
Особое внимание следует уделить обустройству г. Нальчика. Мы можем и должны в ближайшие годы превратить столицу нашей республики в один из самых благоустроенных и красивых городов России.

Задачей особой значимости в предстоящие годы остается решение жилищной проблемы. Даже ограниченный платежеспособный спрос населения превышает предложение готовых и строящихся квартир, что приводит к росту цен на рынке жилья. Население республики готово активно воспользоваться возможностью получения льготных кредитов на строительство жилья. Однако высокая дотационность бюджета не позволяет нам превратить субсидирование процентной ставки за кредит в главный канал стимулирования жилищного строительства. В этой связи, реализуя проект «Доступное жилье - гражданам России», мы обязаны использовать все механизмы поддержки желающих купить или построить свой дом, квартиру.

В Послании Президента страны Федеральному Собранию вплотную поставлен вопрос о принятии долгосрочной программы массового строительства жилья для всех категорий граждан. Поставлена задача довести к 2010 году ввод не менее одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России. Это означает, что в Кабардино-Балкарии мы должны довести к этому периоду ввод жилья до 800-850 тыс. кв. метров в год. Исходя из этого Правительству, Министерству строительства и архитектуры следует, не затягивая, разработать глубоко просчитанную и практически реализуемую программу строительства жилья в республике.

Президент России выдвинул также задачу выделить на программу переселения граждан из аварийного жилья не менее 100 млрд. рублей, а на ремонт жилищного фонда - не менее 150 млрд. рублей. Правительству необходимо активно поработать в федеральном центре для того, чтобы наша республика была максимально представлена в этих программах.

Актуальной задачей в строительном комплексе остается приведение градостроительной и всей нормативной правовой документации в соответствие с требованиями федерального законодательства. В первоочередном порядке необходимо подготовить и утвердить Схему территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики, правила землепользования и застройки. Необходимо продолжить работу по повышению качества проектно-сметной документации, использовать в разработке новые ресурсосберегающие технологии и строительные материалы, снизить стоимость строительства, усилить ответственность органов экспертизы проектов и надзорных органов за качество строительства.
Реализация этих и других непростых задач потребует от Министерства строительства и архитектуры, его руководителя Афашагова М.Г. напряженной работы, ответственного отношения к делу и целеустремленности. Рассчитываем, что ему удастся оправдать наши надежды.
В текущем году предстоит выполнить большой объем работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения. Наряду с этим Министерству транспорта, связи и дорожного хозяйства совместно с органами местного самоуправления необходимо реализовать программу развития улично-дорожной сети. Эта задача особой важности. Мы должны в ближайшие годы привести в порядок состояние дорог в городах и населенных пунктах республики.
В этих целях следует активизировать работу по наполняемости целевого бюджетного дорожного фонда, повысить эффективность налогового администрирования по транспортному налогу - единственному региональному источнику развития дорожной сети республики.

Предстоит продолжить работу по освоению рынка международных и внутрироссийских авиаперевозок, привлечению инвестиций в строительство нового международного аэропорта, роль которого будет возрастать по мере нашего продвижения в развитии курортной индустрии и вхождения в туристический рынок.

В текущем году необходимо осуществить реформирование системы управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, направленную на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности и обновление подвижного состава муниципальных пассажирских транспортных предприятий, разработку эффективных рычагов контроля в сфере транспортных услуг, на расширение существующей маршрутной сети пассажирских перевозок.

Развитая связь, надежность и слаженность работы всех операторов фиксированной и мобильной связи остается гарантом безопасности и информативности предприятий и населения республики. Сохраняя достигнутые темпы развития данной сферы, следует больше внимания уделять замене морально и физически устаревших АТС на новые цифровые, позволяющие расширить перечень телематических услуг.

Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства во главе с Суншевым А.А. преуспело в деле привлечения средств на развитие дорог федерального значения. Однако хотелось бы пожелать ему такой же активности в решении проблем развития улично-дорожной сети, в реализации задач, стоящих перед другими подведомственными отраслями.
Одним из безусловных приоритетов ближайших лет Президент страны обозначил электроэнергетику. Наша республика располагает немалыми гидроресурсами. Надо максимально использовать этот потенциал. Основные наши усилия должны быть сконцентрированы на завершении строительства второй очереди каскада Нижне-Черекских ГЭС, где предполагается освоить 1 млрд. 900 млн. рублей капитальных вложений. Наряду с этим необходимо активизировать работу по строительству сети малых гидроэлектростанций. Пока кроме разговоров и благих намерений сдвигов в этом деле не видно.

Важным направлением нашей экономической и социальной политики должно стать наведение порядка в работе энергоснабжающих организаций и жилищно-коммунального хозяйства. Социологический опрос, проведенный недавно Институтом гуманитарных исследований, показал, что на вопрос «Какие социальные проблемы в вашем населенном пункте стоят особо остро» почти 40% опрошенных отметили проблемы снабжения водой, электричеством, газом и т.д. Поэтому обеспечение надежного функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, создание комфортных и безопасных условий проживания населения остаются нашими первостепенными задачами.

Правительству, Министерству промышленности, топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо продолжить интенсивную модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения с плановой заменой ветхих инженерных сетей, с реконструкцией котельных и установкой современных автономных котельных на объектах, где это экономически целесообразно.
Важно провести необходимую работу по реализации положений жилищного кодекса Российской Федерации по демонополизации жилищной сферы республики, созданию конкурентной среды на основе разделения функций между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
С недавнего времени руководство топливно-энергетическим комплексом и жилищно-коммунальным хозяйством возложено на вновь созданное Министерство. Надеемся, что данное Министерство во главе с Уянаевым К.Х., а также курирующий эту отрасль заместитель Председателя Правительства Чеченов А.А. сумеют обеспечить реализацию в полном объеме стоящих больших и ответственных задач.

Важное направление повышения результативности нашей работы - это обеспечение эффективного использования государственной и муниципальной собственности. Необходимо заметить, что доходы, поступающие в республиканский бюджет от использования государственного имущества, значительно меньше, чем в среднем по стране. Такое положение нетерпимо, и нам надлежит провести ревизию республиканской и муниципальной собственности, четко и однозначно определить имущество, необходимое для реализации полномочий, выходящих на республиканский уровень и уровень муниципальных образований. Все остальное имущество следует отчуждать в установленном законодательством порядке.
Одновременно следует выработать механизм возврата в государственную собственность имущества, уведенного по сомнительным схемам, и имущества, которое используется неэффективно, а также выработать четкую политику в отношении предприятий-банкротов, в которых сохраняется доля государства. И в том и другом случае внимание к подобным фактам правоохранительных органов, и, в первую очередь, прокуратуры, должно быть максимально пристальным.

Словом, Правительству, Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам во главе с Соховым М.И. предстоит ответственно и осмысленно подойти к решению всего комплекса вопросов упорядочения имущественных отношений в республике, а главное, уже в ближайший период добиться заметного повышения эффективности использования государственной собственности.

В предыдущем Послании была подчеркнута необходимость реформирования земельных отношений, развития рынка земли. Более того, в нем было заявлено о переходе в перспективе к частной собственности на землю. Однако, как и ожидалось, выработать однозначный подход к решению этого жизненно важного для нашего народа вопроса пока не удалось. Одни ратуют за скорейшее и радикальное решение вопроса, другие предлагают не торопиться в этом деле или выступают категорически против приватизации земель сельскохозяйственного назначения. И у тех, и у других имеются достаточно веские аргументы. Именно поэтому мы сформировали специальную комиссию, в которую вошли представители разных поколений и разных взглядов на проблему. Думаю, ей удастся на основе глубокого и всестороннего изучения накопленного в стране и мире опыта, мнения самих сельских жителей выработать выверенное, устраивающее все слои населения республики решение. На данном же этапе нами предпринимаются меры, направленные на упорядочение механизма аренды земли и арендной платы, на установление жесткого контроля за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Однако хочу подчеркнуть, что совершенно не приемлю попытки превратить вопрос реформирования земельных отношений в инструмент реализации корпоративных интересов и властных амбиций, в «козырную карту» политического популизма. Это может привести к расколу в обществе как на социальной, так и национальной основе. Всеми дозволенными законом методами будем жестко противостоять подобным проявлениям.

Как и прежде, одним из приоритетных направлений развития республики будет оставаться малое предпринимательство. Надо перенести центр тяжести работы по поддержке этой сферы на муниципальный уровень. В рамках 131-го Федерального закона и изменений налогового законодательства органы местного самоуправления наделены большими полномочиями. Однако вместо стимулирования развития малого бизнеса на своей территории зачастую на местах создаются искусственные препоны. Предпринимателю практически невозможно получить землю, арендовать помещение, а иногда даже просто получить необходимую информацию. Добавьте к этому неослабевающий прессинг бизнеса со стороны правоохранительных и контролирующих органов и станет понятным, почему этот важный сегмент экономики у нас развивается там медленно. Во всем этом надо безотлагательно наводить порядок.

Следует обеспечить эффективную работу муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, развивать кредитную кооперацию. Правительству необходимо повысить наполняемость указанных структур финансовыми средствами, что позволит расширить рынок микрофинансовых услуг в республике и даст возможность большему числу граждан получать средства на организацию предпринимательской деятельности.

Необходимо создать все условия для старта молодых предпринимателей, включая обучение, консультационную, информационную поддержку и естественно финансирование. В этих целях в дополнение к офисному бизнес-инкубатору надо создать единый комплекс, где предпринимателю смогут предоставить как офис, так и производственный цех. Необходимо помнить, что малое предпринримательство, это комплексная задача, решение которой только на первый взгляд лежит в сугубо экономической сфере. Результаты наших усилий в этой области найдут отражение и в социальном и, если хотите, политическом благополучии республики и каждого ее жителя.

Словом, в предстоящий период мы должны обеспечить последовательную и выверенную политику в отношении малого бизнеса и предпринимательства. Возглавить эту работу, обеспечить координацию деятельности органов власти, местного самоуправления и общественных структур призвано Министерство экономического развития и торговли. Хочется пожелать данному Министерству, его руководителю Мусукову А.Т. большей конкретности и результативности в реализации этих и других входящих в сферу его компетенции задач.

Одним из важных условий устойчивого экономического роста является продуманная внешнеэкономическая деятельность. Активное участие республики в последнее время в крупнейших международных экономических форумах и выставках способствовало повышению ее имиджа, достигнуты важные соглашения по привлечению инвестиций и продвижению продукции наших предприятий на международный рынок.

В истекшем году проведен ряд мероприятий, направленных на установление долгосрочных торгово-экономических контактов с регионами Российской Федерации, в первую очередь, с Москвой, Волгоградской областью, Пермским краем. Уже сегодня можно говорить о первом реальном совместном проекте - в г. Баксане при участии компании «Волгобас» Волгоградской области будет открыто предприятие по производству и обслуживанию автобусов «Волжанин».

Нам надо активнее двигаться в направлении развития сотрудничества с соседями, со всеми регионами России. В этих целях следует всемерно совершенствовать деятельность института представительств республики по торгово-экономическим вопросам. Анализ показывает наличие здесь огромного потенциала. В настоящее время рассматривается вопрос наделения наших торгпредств дилерскими функциями предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности республики. Это позволит не только навести порядок в организации поставок за пределы республики качественной продукции, но и поднять ее конкурентоспособность. Более того, нами принято решение о воссоздании самостоятельной структуры исполнительной власти - Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, что, на наш взгляд, придаст работе в этой сферу более системный и продуктивный характер.

Уважаемые депутаты!
В истекшем году удалось достичь сбалансированности между доходами и расходами, приостановить рост бюджетных обязательств, реально не обеспеченных финансовыми ресурсами. Все же и при этих условиях актуальными остаются вопросы оптимизации бюджетных расходов, внедрения современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств.

В нынешнем году Правительство, Министерство финансов, возглавляемое Бишеновым А.А., должны подготовить всю нормативную базу, которая позволит отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг, и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми результатами.

Одной из главных проблем в финансово-бюджетной сфере остается высокая дотационность бюджета республики и рациональное использование бюджетных средств при дефиците собственных доходных источников. На две трети бюджет республики зависим от федеральных трансфертов. Такое положение дел лишает органы власти маневренности в решении социально-экономических задач и ограничивает их самостоятельность. При этом диапазон собственных доходов бюджета республики невелик, 80% общей их суммы формируют 4 налога.

Для снятия остроты этой проблемы необходимо значительно увеличить налоговую базу республиканского и местных бюджетов. В этих целях органы исполнительной власти, администрации муниципальных районов и городских округов должны более ответственно подойти к исполнению параметров прогноза социально-экономического развития. При этом следует помнить, что эффективное государство имеет право предъявлять к налогоплательщикам жесткие, а тем более дополнительные требования.

Наряду с этим предстоит усилить работу по повышению качества администрирования налогов и сборов. Стоит отметить, что в этом направлении в прошлом году был предпринят ряд шагов. Правительством была создана специальная Комиссия по обеспечению мобилизации доходов, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины. Аналогичные комиссии были созданы и при администрациях муниципальных районов и городских округов. Были подняты и частично решены наиболее проблемные вопросы. Поступления акцизов на спиртоводочную продукцию возросли в 2,5 раза. Значительно увеличились сборы налога на доходы физических лиц, транспортного налога и налога на игорный бизнес. В текущем году следует активно продолжить работу в этом направлении.

В республике по-прежнему остается высокой доля теневого сектора экономики. До сих пор практикуются различного рода теневые схемы ведения экономической деятельности. И мы должны принять действенные меры, направленные на создание условий для легализации экономики, обеспечения добросовестной конкуренции, а именно, устранить те причины, заставляющие предпринимателей работать в тайне от государства.

Для Кабардино-Балкарии, как республики с высоким уровнем дотационности, особое значение имеет эффективное взаимодействие с федеральным центром. Многие проблемы мы сами в состоянии решить. Однако кардинально изменить обстановку, заложить основу устойчивого и динамичного экономического роста без финансовой поддержки федерального центра будет сложно.

Вместе с тем пора понять, что нельзя полагаться на одни бюджетные средства. Мы обязаны предпринимать действия, обеспечивающие привлечение инвестиций из внебюджетных источни

Автор: Сергей САХАРКОВ