Завершается эпоха Тони Блэра
С уходом Тони Блэра закончится самая динамичная эпоха в истории Великобритании
Начало мая выдалось в Лондоне жарким в прямом и переносном смысле. В эти солнечные дни лидер Лейбористской партии и премьер-министр Соединенного Королевства Тони Блэр отметил не только свой 54-й день рождения, но и 10-летие пребывания у власти. Правда, торжества были окрашены в прощальные тона: на этой неделе Тони Блэр объявит о своей отставке с руководящих постов в партии и правительстве. Закончится, пожалуй, самая динамичная эпоха в истории Великобритании, накрепко связанная с именем уходящего премьера.
Лейборист-консерватор
Первого мая 1997 года Лейбористская партия во главе с Тони Блэром одержала победу на парламентских выборах, положив конец 18-летнему правлению консерваторов. Причем Блэр стал самым молодым главой британского кабинета почти за двести лет. Возглавив партию за три года до выборов, он сумел убедить соратников и избирателей в том, что предложенная им идеология "нового лейборизма" является самой подходящей для современной Британии. Он отказался от явно социалистических идей, из-за которых партия теряла популярность в 1970-1980-е годы, и занял центристскую позицию, что впоследствии дало недоброжелателям повод обвинять его в том, что он более консерватор, нежели иные тори.
Лейборист-консерватор оставался при этом убежденным приверженцем семейных ценностей. Впервые за много лет в резиденции на Даунинг-стрит зазвучал детский смех - Тони и его жена Чери переехали сюда с тремя детьми-школьниками. Кстати, чтобы разместить все свое шумное семейство, Блэрам пришлось уговорить канцлера казначейства (министра финансов) Гордона Брауна поменяться квартирами - тот жил в соседнем доме и тогда был холостяком. И еще деталь: Блэр стал первым за многие десятилетия премьером, в очередной раз ставшим папой, будучи на посту главы кабинета: в 2000 году мир облетели фото Чери и Тони, держащего на руках белоснежный сверток с малышом Лео. Наконец - для полноты портрета, - оставаясь популяризатором и хранителем семейных ценностей, Блэр оказался активным защитником прав сексуальных меньшинств, поддержав принятие закона о гражданских партнерствах.
Что еще подкупило простых британцев, так это любовь Блэра к спорту и здоровому образу жизни. За эти годы в гостях у премьер-министра перебывали многие спортсмены - от автогонщика Деймона Хилла до футболистов клуба "Тоттенхэм". В 2004 году Тони и Чери эмоционально болели за британских атлетов на трибунах афинской Олимпиады, а летом 2005-го, несмотря на начинающийся в Шотландии саммит "большой восьмерки", Блэр лично прилетел в Сингапур для поддержки заявки Лондона на проведение Олимпиады-2012. И многие эксперты считают, что именно это склонило чашу весов в пользу британской столицы во время финального голосования. Даже совпавшие с этими событиями крупнейшие в истории Великобритании теракты не поколебали популярность премьера. С бледным, решительным лицом Блэр обратился к нации с призывом не дать террористам сломить ее дух и традиционную британскую невозмутимость. На несколько часов глава кабинета отправился в Лондон, где провел экстренную встречу с министрами и спецслужбами, а затем вернулся на саммит "восьмерки". Британцы эту решимость оценили по достоинству.
Дела семейные...
Тони Блэр (полное имя - Энтони Чарльз Линтон Блэр) родился в столице Шотландии - Эдинбурге - в англо-ирландской семье. В молодости он увлекался игрой на гитаре в рок-группе, стремясь походить на Мика Джаггера, но затем остепенился и поступил в Оксфорд, где выучился на юриста. Там же он встретил и свою будущую супругу Чери. Поговорка "Муж и жена - одна сатана" - это про Тони и Чери. Они оба юристы и одновременно (в том же Оксфорде) увлеклись политикой, став членами Лейбористской партии. Могло так случиться, что премьером Британии стала бы Чери Блэр, но судьба благоволила ее супругу. Они заключили соглашение о том, что если один из них победит на выборах в парламент, то другой откажется от политической карьеры и продолжит работу в юридической сфере. Чери в 1983 году выборы проиграла, а ее муж в последний момент получил возможность баллотироваться в округе Седжфилд на северо-востоке Англии, где лейбористы исторически имели солидную поддержку, и проиграть там было практически невозможно. Однако супруга британского премьера на судьбу не в обиде.
Пару лет назад мне удалось побывать в резиденции на Даунинг-стрит, где Чери Блэр с удовольствием демонстрировала установленные во дворе стенки для скалолазания и прочие спортивные сооружения, на которых занимаются ее дети. Словом, в здоровом теле - здоровый дух. Оттого-то нацию так встревожили известие о госпитализации премьера в октябре 2003 года с диагнозом "нарушение сердечного ритма" и последовавшая через год после этого операция на сердце. Впрочем, это был практически единственный случай ухудшения здоровья за все десять лет.
Тот период вообще был очень тяжелым в эмоциональном плане. Было видно, как премьер заметно сдал после напряженных дебатов о непопулярной войне в Ираке. Да еще на судебных слушаниях о самоубийстве советника по вооружениям минобороны Дэвида Келли Блэру пришлось выступать в качестве свидетеля. Наконец, попытка самоубийства дочери Кэтрин. В середине мая 2004-го единственная дочь премьер-министра, которая в это время сдавала экзамены в школе, приняла большую дозу лекарств. Ее сумели спасти, а на публикацию новостей об этом происшествии был наложен негласный запрет по договоренности между канцелярией премьера и ведущими британскими СМИ. Однако новость распространилась по Интернету и была подтверждена одним из депутатов британского парламента. Что побудило Кэтрин на такой отчаянный поступок, так и остается неизвестным.
Постоянно находящаяся "за стеклом" чета Блэров старательно оберегала своих детей от пристального внимания СМИ. Но серьезные инциденты - вроде автомобильных аварий, виновником которых был старший сын премьер-министра Юэн, или попытка похищения младшего сына Лео - не оставались без внимания прессы. Кстати, после того как в июле 2003 года только что получивший водительские права Юэн Блэр протаранил такси, он проговорился о том, кто в их семье главный. Водитель такси слышал, как, выйдя из машины, Юэн сказал: "Мама теперь меня убьет". Зато в историю с младшим сыном Лео пришлось вмешаться уже премьер-министру. В результате прославившееся своими экстравагантными выходками движение "Отцы за справедливость", членам которого прощали альпинистские покорения Биг-Бена и Букингемского дворца, было запрещено немедленно после того, как был раскрыт план похищения ими Лео Блэра.
Семья для Блэра вообще дело святое. Вспоминает один из ближайших советников премьера: "Однажды мне пришлось сильно задержаться на работе. Была пятница, ко мне подошел шеф, дал бутылку хорошего порто и велел передать его моей жене - в качестве извинительного подарка за мое отсутствие дома". Разруливать приходилось семейные дела и покруче.
В самом начале премьерства Тони Блэр, по сути, стал спасителем британской монархии, выведя из тупика ситуацию, сложившуюся после внезапной гибели принцессы Уэльской Дианы. События тех дней довольно подробно воссозданы в завоевавшем мировой успех фильме "Королева". Тонко чувствуя настроение общества, недоумевавшего по поводу нерешительности Елизаветы II и ее антипатии к Диане, Блэр смог убедить королеву, взошедшую на трон еще до его рождения, действовать во имя спасения репутации монархии.
...и государственные
Среди наиболее заметных достижений внутренней политики времен Тони Блэра стало предоставление больших прав Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии. Этим областям Соединенного Королевства были делегированы расширенные полномочия в сфере контроля за образованием, здравоохранением, социальной сферой, транспортом. Были воссозданы законодательные органы трех провинций, ликвидированные сотни лет назад. В 1998 году стороны североирландского конфликта при посредничестве Лондона, Дублина и Вашингтона подписали знаменитое соглашение Страстной пятницы, ставшее краеугольным камнем мирного урегулирования во взрывоопасном Ольстере. И хотя затем в процессе налаживания местного самоуправления наблюдалась серьезная пробуксовка, в 2007 году противоборствующие стороны смогли прийти к компромиссу и возобновить работу Североирландской ассамблеи.
Отказавшись от многих социалистических принципов, Блэр тем не менее проводил очень щедрую социальную политику. При нем были инвестированы колоссальные средства в британскую систему образования и здравоохранения. Среди своих завоеваний лейбористы называют сокращение сроков оказания медицинской помощи, установление законодательного минимума заработной платы, снижение безработицы. И все это на фоне стабильного экономического роста в стране, которая стала одним из лидеров Европейского союза. Именно правительство Блэра выступало одним из самых активных сторонников расширения ЕС. Правда, от фунта в пользу евро не решился отказаться даже он. Традиция, однако. Дело, впрочем, не столько в традиции, сколько в том, что при Блэре Лондон стал не просто одним из мировых финансовых центров, а пожалуй, главным символом экономической глобализации. Финансовые амбиции Британии вышли далеко за рамки Евросоюза.
Блэр стал первым премьером-лейбористом, кому удалось так долго продержаться у власти и выиграть выборы три раза подряд, правда, все с меньшим перевесом. Груз событий и решений, который пришлось нести Тони Блэру, а также давление со стороны однопартийцев привели к тому, что осенью прошлого года он заявил, что в 2007 году уйдет в отставку с постов лидера правящей партии и премьер-министра. Он считает резонной предстоящую смену власти для более эффективного ответа на новые требования времени. "Стало возможно двигаться вперед потому, что наиболее острые проблемы, стоявшие перед нами десять лет назад, решены", - заявил он.
Главными из новых вызовов британский премьер назвал обеспечение энергобезопасности и выстраивание новой энергетической политики страны в европейском и мировом контексте, а также поддержание сильной и конкурентоспособной британской экономики.
Вне Даунинг-стрит
Пока достоверно неизвестно, чем займется Блэр после ухода со своих постов. Семья Блэров купила в Лондоне еще один дом. За 800 тысяч фунтов приобретен особняк в районе Мэрилебоун, в пяти минутах ходьбы от Гайд-парка. Он расположен прямо позади другого дома, приобретенного Блэром в 2004 году. Причиной покупки нового здания называют сооружение второго выхода, необходимого по соображениям безопасности. Возможно, новый дом станет штаб-квартирой Фонда Блэра, который будет заниматься международными благотворительными проектами.
Журналистам запомнились привычки и юмор премьера. Например, у него есть любимый галстук в полоску, который приносил удачу на протяжении последних лет. Именно в нем он был на голосовании в Сингапуре по выборам столицы Олимпиады 2012 года, на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, во время сложных дебатов в парламенте по вопросам терроризма, на пресс-конференциях на Даунинг-стрит и на последней для него в качестве лидера конференции Лейбористской партии.
Там же, на конференции, он пошутил в адрес своего ближайшего соратника и наиболее вероятного преемника - министра финансов Гордона Брауна. Несмотря на внешнее единство, Блэр и Браун известны сейчас своими прохладными отношениями, в том числе и потому, что Браун никак не может дождаться дня, когда станет премьер-министром. Еще большую неприязнь к Брауну испытывает Чери Блэр, которая на конференции назвала его "лжецом". На следующий день Блэр, говоря о своей жене, пошутил: "По крайней мере мне не надо беспокоиться, что она сбежит с соседским парнем".
Чем запомнится Тони Блэр простым британцам? Газета "Индепендент" опубликовала в начале мая результаты опроса общественного мнения на эту тему. Подавляющее большинство - 69 процентов - ответили, что запомнят Блэра за войну в Ираке. В памяти 9 процентов останутся тесные взаимоотношения Блэра с США и американским президентом Джорджем Бушем, за что британского премьера прозвали "пуделем Вашингтона". Лишь 6 процентов вспомнили об усилиях Блэра по достижению мирного урегулирования и восстановлению местного самоуправления в Северной Ирландии. Три процента респондентов указали на громкий скандал с раздачей мест в Палате лордов в обмен на крупные пожертвования Лейбористской партии, расследование которого продолжается. Только два процента британцев воздают ему должное за усилия по улучшению социальной сферы, и один процент запомнят его за рекордную вереницу из трех побед на выборах.
Однако в целом 61 процент британцев считают Тони Блэра хорошим премьер-министром, и только 36 процентов отозвались о нем негативно. "Это тот случай, когда мы не осознаем, насколько хорошо то, что мы имеем, пока мы это не потеряли", - сказал "Итогам" 27-летний лондонец Стив, значительная часть жизни которого пришлась на эпоху правления лейбористов во главе с Тони Блэром.
На своей последней партийной конференции в сентябре 2006 года в Манчестере Блэр произнес эмоциональную прощальную речь, где без тени печали на лице призвал своих соратников идти к новой победе на выборах. "Говорят, что я ненавижу Лейбористскую партию и ее традиции, но это не так. Я люблю эту партию и только одну традицию ненавижу - проигрывать", - признался премьер-министр. "Поэтому продолжайте выигрывать, делайте это с оптимизмом и с надеждой в ваших сердцах. И что бы вы ни делали, я всегда с вами, умом и сердцем. Теперь вы - будущее. Воспользуйтесь им по максимуму", - пожелал Тони Блэр своим однопартийцам, вознаградившим его семиминутной овацией.