«Известия»
МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ БОЛЬШОГО ХОККЕЯ
В Москве стартовал 71-й чемпионат мира по хоккею с шайбой. В нашей стране этот турнир пройдет уже в шестой раз. А впервые столица приняла его ровно 50 лет назад - в 1957 году. За эти полвека поклонники обрусевшей канадской игры видели и успехи, и досадные разочарования. И теперь, как и всякий раз, от нашей сборной мы ждем только победы. Хотя, откровенно сказать, уже заждались — россияне не выигрывали золотые медали вот уже 14 лет! Сегодня мы предлагаем читателям "Известий" воспоминания участников пяти предыдущих мировых чемпионатов, проходивших на российской земле.
Николай Пучков,
вратарь сборной СССР на чемпионате мира-1957 (из интервью "Известиям", данного в 1997 году)
"Из-за прожектора я пропустил важный гол"
— Этот чемпионат я никогда не забуду. Тогда мы, не проиграв дома ни одного матча, уступили золотые медали шведам. Крепче всего в памяти засел один из голов, который я пропустил от чехословацкой команды. Мы играли на стадионе "Динамо", поле освещалось прожекторами, и в начале каждого периода свет, отражаясь ото льда, сильно слепил глаза. И вот после броска одного из соперников я на время потерял шайбу из виду, а когда увидел ее в нескольких сантиметрах от лица, рефлексивно отпрянул, и она влетела в ворота.
С тех пор усилием воли заставлял себя не отклоняться, стоять до последнего. Часто шайба попадала в лицо, в шею. В то время ведь не существовало практически никакой защитной амуниции. Почти всю свою карьеру я играл без маски. После окончания карьеры специально подсчитал: у меня на лице осталось пятьдесят с лишним шрамов от хирургической иглы.
Анатолий Сеглин,
администратор сборной СССР на чемпионате мира-1973
"Едва не опозорились перед Брежневым"
— Помнится, ажиотаж на матчах того чемпионата был страшный. Еще бы, ведь он состоялся в Москве после 16-летнего перерыва. Ребята, что и говорить, изрядно волновались. В 57-м ведь сборной выиграть дома не удалось. А тут генсек Брежнев на каждом матче присутствует! Но начался чемпионат, и все пошло как надо. Шансов соперникам не оставили, и золото взяли уверенно. Хотя у меня-то хлопот все равно хватало.
Николай Озеров полушутя-полусерьезно называл меня "директором" команды. Но приходилось и разными протокольными делами заниматься. Как-то в ходе чемпионата попросили нас доставить в правительственную ложу 18 сумок с сувенирами для Брежнева, членов и кандидатов в члены Политбюро. Подходим с ними к дверям, и тут выясняется, что важных персон там не 18, а 19! Меня аж пот прошиб... Тут же послал одного из помощников вниз за еще одной сумкой. Ох и долго те минуты тянулись! Помощник — мальчишка совсем, ему тяжело с сумкой через заполненные сектора подниматься. Пришлось-таки мне идти на подмогу. Так что все же в грязь лицом не ударили.
Валентин Валентинов,
диктор стадиона "Лужники" на чемпионате мира-79
"Я подружился с Харламовым за два года до его гибели"
— Это мировое первенство запомнилось мне тремя моментами. Прежде всего — менее частым, чем раньше, появлением в VIP-ложе самого главного болельщика сборной СССР Леонида Брежнева. Если на мировом первенстве-73 он вообще не пропускал ни одного матча, то теперь приезжал только на самые важные поединки. Что вполне объяснимо: Брежнев к тому времени сильно болел, поэтому врачи берегли его нервы и подорванное здоровье, как могли.
Вторым значимым событием турнира я бы назвал взлет тройки нападения Макаров—Ларионов—Крутов, созданной новым тренером Виктором Тихоновым. Молодые ребята подхватили эстафету от "старичков" из первого звена Михайлова, Петрова и Харламова и уверенно пронесли ее до следующего московского чемпионата мира, состоявшегося в 1986 году. И, наконец, я никогда не забуду свою дружбу с Валерой Харламовым, которая окрепла как раз в 1979 году. Жалею, что не раньше. Потому что до трагической гибели нашему легендарному форварду оставалось прожить немногим более двух лет.
Владимир Крутов,
нападающий сборной СССР на чемпионате мира-1986
"После победы нас отправили на комсомольские стройки"
— В тот год у нас была очень хорошая команда. Все матчи мы выиграли уверенно, только финальная игра со шведами сложилась напряженно, но мы все же победили — 3:2. Ажиотаж тогда был невероятный. Рассказывали, что Москва во время наших матчей вымирала: кто доставал билеты, приходил в Лужники, остальные смотрели хоккей по телевизору — не только мужчины, но и женщины, дети, старики. И мы своей игрой доказывали, что хоккей — самый популярный вид спорта в стране. Жаль, что сейчас это утеряно.
После победы нас принимали в ЦК партии и ЦК комсомола, вручали государственные награды. Создавались хоккейные "бригады", которые выезжали на комсомольские стройки. Сам я тогда ездил в Красноярский край, другие ребята — в Сургут и Якутск. Мы там неделю жили, встречались с рабочими, с местными спортсменами в футбол играли. И это было не в тягость, наоборот — приятно было общаться с людьми. Когда бабушка лет 80 подходит и благодарит тебя за игру, это дорогого стоит. Хочу пожелать, чтобы и нынешние хоккеисты сплотились и доказали, что у нас есть команда, а наша школа — по-прежнему лучшая в мире. Пора уже безвыигрышные традиции менять, настраиваться только на "золото"! А шансы на это есть, и неплохие.
Алексей Жамнов,
нападающий сборной России на чемпионате мира-2000
"Причины провала для меня остались загадкой"
— Впечатления от того чемпионата? Вы что, смеетесь: какие могут быть впечатления, если мы 11-е место заняли? А почему это случилось, до сих пор ответа не нахожу. Меня уже неоднократно спрашивали, как мы умудрились проиграть швейцарцам, белорусам и латышам, и каждый раз я честно отвечал: не знаю...
За нынешней сборной я, конечно, слежу, вот и на игру со Швецией ходил. Уверен, что на чемпионате ребята сыграют сильнее, тем более что и состав окажется немного другим. Надеюсь, команде будет сопутствовать везение, которого нам так не хватало в Питере. И не возникнет такого большого давления, которое мы испытали тогда, на историческом, первом для России чемпионате мира. Надо, чтобы ребят никто не дергал, пусть себе спокойно готовятся. А в том, что в нашей сборной все в хоккей играть умеют, сомнений нет.