Нацистский гнойник на задворках Европы
28.04.2007
Юрий РУБЦОВ
Фонд стратегической культуры, электронное издание
Вопреки заверениям высокопоставленных эстонских руководителей, в ночь на 27 апреля в Таллине был демонтирован памятник Воину-Освободителю, установленный на холме Тынисмяги в 1947 году над могилами советских солдат, погибших при освобождении Эстонии от гитлеровской оккупации. По решению правительства памятник разрезан и вывезен в неизвестное место.
Собравшиеся у памятника люди, в первую очередь, активисты движения «Ночной дозор», охранявшие памятник от вандалов, были введены в заблуждение: власти официально объявили, что началась подготовка не к демонтажу памятника, а к раскопкам с целью идентификации погибших. Против тех, кто попытались сопротивляться произволу, полицейские применили слезоточивый газ и свето-шумовые гранаты. В результате возникших массовых беспорядков один человек погиб, 44 получили ранения, более 300 защитников монумента были задержаны.
«Ничего чрезвычайного в том, что начинаются раскопки, нет», – уверял премьер-министр Эстонии А. Ансип, человек, еще за несколько дней до этого кощунствовавший по поводу того, что на Тынисмяги похоронены либо пьяные солдаты, попавшие под свой же танк, либо расстрелянные мародеры.
Эстонские власти создали чрезвычайную ситуацию. И не только потому, что в эстонской столице пролилась кровь. События вокруг «Бронзового солдата» говорят о том, что в Прибалтике созрел гнойник нацизма. Дрейф к нацизму на основе русофобии начался в Прибалтийских государствах не сегодня. За выходом этих стран из Союза ССР последовал пересмотр итогов второй мировой войны. Заговорили о «советской оккупации», взялись устанавливать памятники доморощенным легионерам СС, поощряли шествия недобитых эсэсовцев, создавали музеи, подобные музею «борьбы за освобождение Эстонии» в Лагеди.
Эстония, Литва, а с ними и Польша 17 апреля 2007 г. предложили Еврокомиссии принять документ, в котором «преступления, совершенные СССР под руководством Сталина», будут приравнены к холокосту и введена уголовная ответственность за их отрицание. Еще немного - и реванш прибалтийского нацизма приведет к тому, что на месте «Бронзового солдата» встанет нечто аналогичное монументу в Пярну, изображающему солдата в форме легиона СС, с надписью «Всем эстонским воинам, павшим во 2-й Освободительной войне за Родину и свободную Европу в 1940–1945 гг.».
России уже предъявляются территориальные претензии и инициируются судебные иски о компенсации «экономического» ущерба, нанесенного (советскими) «оккупантами». Под сомнение поставлены основополагающие международно-правовые нормы о нерушимости послевоенных границ, об объявлении СС преступной организацией, об уголовном преследовании нацистских преступников независимо от места и времени совершения преступления.
Прибалтийские национал-радикалы были бы куда менее напористы, если бы не ощущали за собой влиятельных покровителей. Пересмотр Ялтинско-Потсдамских соглашений, приговора Нюрнбергского международного трибунала идет при прямом попустительстве США. Дж. Буш-младший неоднократно заявлял о своей поддержке излюбленного тезиса прибалтийских руководителей о «советской оккупации» и «аннексии» Эстонии, Латвии и Литвы.
Похожие требования – признать незаконную «оккупацию» Балтии как условие установления «хороших отношений» с единой Европой - слышны и из общеевропейских структур. Ни Вашингтон, ни Лондон, ни Брюссель даже не подумали напомнить прибалтам европейскую карту в году эдак 1942-м или 43-м и о «новом порядке» Третьего рейха, против которого рядом с русскими сражались и американские, и британские, и бельгийские солдаты. И тут играют роль не только провалы памяти. Поддерживая прибалтийских реваншистов, Вашингтон получает в ответ их полную поддержку в рамках НАТО в делах, вызывающих сдержанность, а то и сопротивление «старой Европы» (действия НАТО в Афганистане, в Ираке и др.).
Как же реагируют на происшедшее российские власти?
МИД РФ направил эстонским властям ноту, выразив свое несогласие с перезахоронением советских солдат, погребенных на Тынисмяги. Внешнеполитическое ведомство заявило, что планы по переносу могилы и памятника «противоречат элементарным принципам морали и гуманизма». Не успел МИД Эстонии официально ответить на ноту, как его пресс-секретарь Э. Халлисте отметила, что полученный документ «содержит сознательную ложь и клевету». За этим последовал снос памятника.
Министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что отношения Эстонии с Россией «стали ненормальными», что «эстонское правительство наплевало на исторические ценности». С. Лавров пообещал, что Москва предпримет в связи с демонтажем памятника шаги, которые покажут «истинное отношение» нашей страны к данному событию, но не уточнил, что это будут за шаги.
Государственная Дума потребовала от правительства России принятия незамедлительных мер, отражающих принципиальное неприятие аморальных действий эстонских властей, прежде всего в торгово-экономической сфере, в том числе в области транспорта, энергетики и финансов. Кроме того, по мнению думцев, требуются меры политико-дипломатического характера, «вплоть до понижения уровня дипломатических отношений, включая отзыв посла РФ в Эстонии для консультаций, а также запрещения въезда на территорию России тем политикам Эстонии, кто запятнал себя осквернением могил». Госдума настаивает также на вынесении вопроса в международные организации, включая ООН, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ и Совет Россия – НАТО.
Совет Федерации призвал Президента РФ разорвать дипломатические отношения с Эстонией за надругательство над памятником Воину-освободителю в знак категорического неприятия Россией «варварского отношения эстонских властей к памяти тех, кто победил фашизм во имя торжества всеобщих ценностей, грубо попираемых провинциальными неонацистами современной Эстонии».
Позиция самого В. Путина прозвучала еще на пресс-конференции 2 февраля 2007 г., когда «Бронзовый солдат» еще стоял, но позиция эстонских властей по отношению к нему уже вполне определилась: «…Я считаю, что это абсолютно недальновидная политика, ультранационалистическая, не учитывающая ни проблем, связанных с борьбой с нацизмом, не учитывающая сегодняшних реалий».
Остро реагируют на выходку эстонских нацистов российские ветераны. Ветеранские организации Волгоградской области, Санкт-Петербурга, Калининградской, Самарской областей и других регионов заявили о готовности принять останки воинов, оскверненные в Эстонии, на вечное упокоение в российской земле.
А мы возьмем на себя риск предложить еще одну меру. Почему бы высшему политическому руководству России, отбросив вредную в созданной ситуации «дипломатию», не напомнить прямо Дж. Бушу и Т. Блэру о том, что подписи их предшественников Ф. Рузвельта и У. Черчилля, Г. Трумена и К. Эттли стоят под соглашениями, достигнутыми в Ялте и Потсдаме, что Красная Армия теряла своих солдат, освобождая вместе с союзниками Европу, а превозносимые нынешними прибалтийскими режимами легионеры СС убивали американских и британских солдат.
Юрий РУБЦОВ