Одес Байсултанов: «В самом сложном положении всегда находится оптимальное решение»

23/04/2007 - 09:35

Эксклюзивное интервью председателя правительства Чеченской Республики газете "Южный Федеральный"

– Одес Хасаевич, о вас часто говорят как о прекрасном менеджере. Откуда эти черты управленца?

– Приятно услышать такую оценку моей деятельности и, честно сказать, не знал, насколько я хорош в менеджменте. Наверное, условия и желания диктуют проявить себя. Главное – относится с душой к порученному делу. Трудности, а вернее их преодоление, и есть учителя жизни. В парниковых условиях можно чему-то научиться, но это довольно-таки нудный процесс. А вот в экстремальных условиях всё происходит в максимально сжатые сроки, когда нет времени на раскачивание.

– Не сложно ли управлять непростым хозяйственным механизмом целого региона?

– Имея поручение президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова не только по служебной линии, но и чисто по человеческим отношениям, и не только я, но и все члены команды не считают возможным подвести его. Иначе говоря, каждый старается сделать всё максимально возможное для выполнения данного поручения. В самом сложном положении всегда находится оптимальное решение.

– Кстати о президенте. Вас часто упрекают в родственных отношениях. Как вы реагируете на это?

– Спокойно. В этом вопросе невежество всегда подразумевает какие-то особые отношения. Ведь не было же столько шумихи, различных толкований, когда президентом и премьер-министром Польши стали братья-близнецы Качиньски вспомним также американских братьев Кеннеди или же семейство Буш).
Хотя, если разобраться, то мы из разных селений, фамилий. Чеченцы это хорошо понимают. Впрочем, не только у нас, чеченцев, среди кавказских народов, всегда можно найти родственную, пусть даже отдаленную, линию. Рамзан требует от своих родственников больше, чем от кого-либо.

– Какие наиболее сложные задания поручались вам президентом?

– Сказать честно, когда мне дали задание практически полностью восстановить четвертый микрорайон, стало страшновато из-за предоставленного срока. Ведь за этот срок надо было сдать под ключ микрорайон, являющийся не только самым крупным спальным районом города, но и самым разрушенным. Но, как говорится, «глаза боятся – руки делают». Всё было исполнено точно в срок. Буквально за три месяца строители полностью восстановили 27 многоэтажных дома, ввели в эксплуатацию два детских садика, школу, парк отдыха, детские площадки. Микрорайон, который не видел простого текущего ремонта еще с советских времен, напоминал до начала этих работ скорее городскую клоаку, нежели место для проживания людей. Теперь он практически заново возродился, а 2700 семей были обеспечены всеми бытовыми условиями, которых они были лишены за последние годы.

Общая площадь восстановленных объектов составила 150 000 квадратных метров. Полностью были благоустроены все прилегающие территории. Микрорайон также снабжен горячей и холодной водой, электрифицирован, проведено как внутреннее, так и внешнее освещение, подведено центральное отопление (централизованная котельная), полностью заменена канализационная система. Стоимость объема проведенных работ на восстановление микрорайона составила два миллиарда 700 миллионов рублей.

Или вот, например, аэропорт. Он не функционировал более десяти лет. Его пытались восстановить еще в 2001 году, но выделяемые деньги уходили будто в песок. Здесь были задействованы в круглосуточном режиме более одной тысячи рабочих, которые в течение трех месяцев должны были освоить огромную сумму – 750 миллионов рублей, взятых в банке в качестве кредита под гарантию чеченского правительства. Как и было запланировано, аэропорт «Грозный» принял первый самолет точно в срок. По отзывам людей, такому аэропорту могут позавидовать города-миллионники.

Как и всё население республики, я чувствую неподдельный интерес к размаху строительства в республике. Это не киоск какой-то построить. Практически заново возвести крупнейший на Северном Кавказе Чири-Юртовский цемзавод, запустить ТЭЦ, восстановить целые города и населенные пункты – вот это и называется емким словом «масштаб».

В перспективе планируется строительство малых горных гидростанций для обеспечения собственной электроэнергией. Ведь наши горные реки практически никак не используются. Из-за разрушенной Чири-Юртовской плотины нарушена система гидромелиорации. Из-за этого не орошаются поля площадью до 15 тысяч гектаров пахотных земель. Следовательно, откуда могут взяться большие урожаи? На сегодняшний день вся вода горных рек напрямую уходит через Терек в Каспий. В результате этого обширные площади северных районов республики становятся засушливыми, превращаясь в полупустыню. Все эти проблемы необходимо решать сейчас, не откладывая на потом.

– В свое время Удуговская пропаганда утверждала, что на восстановление республики (после первой военной кампании) понадобится не менее двадцати пяти лет. Нынешнее руководство говорит о двух годах, когда надо строить и восстанавливать несоизмеримо больше. Это действительно возможно?

– Республиканская программа «Республика без следов войны» рассчитана на период с 2006-го по 2008 годы. Я думаю, что это вполне по силам, при условии – не мешать и не затягивать процесс восстановления.

Под этим я подразумеваю ту кредиторскую задолженность, которая составляет порядком 36 миллиардов рублей. Нас упрекают в том, что мы нарушаем бюджетный кодекс, так как используем кредитно-заемные средства на восстановление свыше семисот объектов только по Грозному и десятков объектов по районам республики. В этот список входит строительство детских садиков и школ, которых катастрофически не хватает, и потому дети вынуждены учиться в три смены. Мы признаем это нарушение и, тем не менее, экономим очень большие средства.

К примеру, стоит разрушенное здание, которое можно снести. А в этом доме ютится в однокомнатной квартире семья из шести человек. По существующему законодательству полагается 18 квадратных метров жилья на человека. Следовательно, этой семье необходимо квартира площадью порядка ста квадратных метров.
А стоимость этого метра – в пределах двадцати тысяч рублей, в то время как на восстановление уходит примерно 12 тысяч рублей. В итоге получается почти в два раза дешевле. Мы вынуждено идем на нарушение Бюджетного кодекса, но это происходит не из-за корыстных целей, а чтобы не затягивать весь процесс. К тому же восстанавливать объекты в течение года гораздо экономнее, чем затягивать на десятки лет. До конца 2008 года в республике вообще не будет разбитых этажных зданий.

Кредитов бояться не надо, если уметь использовать деньги с умом. Кто может оспорить, что на кредит невыгодно построить цемзавод, когда только по России его дефицит составляет 35 миллионов тонн, и этот объем пришлось закупать за валюту за рубежом? Нам не дают один миллиард 200 миллионов рублей на его восстановление, когда он сможет окупиться в течение полутора лет. К тому же там могут получить работу до 3,5 тысячи рабочих. Несмотря ни на что, его первую очередь мы запустим до конца апреля текущего года.

– В ближайшие дни предстоит формирование нового кабинета министров. В отличие от прежних восьми вице-премьеров остались только трое. Ожидаются ли перемены среди министерского корпуса?

– Для Чеченской Республики нынешнее количество вице-премьеров вполне оптимально. Что касается самих министров, то кардинальных изменений не предвидится. В этом нет резона. Со своими обязанностями они справляются. Придется только перестроиться, так как процесс восстановления завершается. Наступает иное время – время развития.

Автор: Сергей САХАРКОВ