Мировой банк и коррупция
Пола Вулфовица нужно не просто оставить в покое, но и поддержать
Борьба с коррупцией в мире, вернее, разговоры о борьбе с коррупцией, не утихают ни на день.
Уже две недели весь мир говорит о президенте Мирового банка Поле Вулфовице и его любовнице Шахе Риза. Многие ожидают, что г-н Вулфовиц уйдет в отставку, несмотря на то, что он принес публичные извинения. Однако более внимательное рассмотрение «дела Вулфовица» выявило очень много важных нюансов. Например, то, что еще при поступлении на работу и заключении своего контракта, Вулфовиц уведомил о своих романтических отношениях с г-жой Ризой. Комитет по этике, избранный из числа 24 членов совета директоров, постановил, что де-факто конфликт интересов присутствует. Для постороннего наблюдателя этот вердикт выглядел немного странным. Дело в том, что Шаха Риза, занимавшая на момент прихода в банк Вулфовица пост менеджера в департамента Ближнего Востока, отстояла от президента банка на 4 служебных уровня подчиненности. Назвать эту диспозицию конфликтом интересов, с учетом количества стоящих над ней начальников, трудно. Представить у нас применение таких процедур выявления конфликта интересов пока невозможно.
К тому же лично г-жа Риза не сделала ровным счетом ничего, чтобы такой конфликт интересов возник. Почти по-булгаковски - «никого не трогала, починяла примус». Но комитет по этике решил сурово: она должна уйти. Г-же Ризе поломали карьеру в банке не по ее вине. Она могла начать судебные тяжбы и, можно не сомневаться, что выиграла бы свой иск. К тому же, ей обязаны были бы выплатить достойную компенсацию за недобровольный уход.
А потом грянул скандал, точно накануне ежегодной весенней сессии МБРР и МВФ. Европейцы усилили натиск на президента Мирового банка, с целью заставить его уйти. Президент Буш подставил плечо бывшему соратнику, пообещав поддержку. Англия и Германия хотят замены руководителя банка на европейца. Хотя, как правило, европейцам достается пост руководителя МВФ, а американцам – Мирового банка. Французы ведут себя незаметно, как бы дают понять, что их интересуют не расклады по поводу руководства, а чистота принципов корпоративного управления.
Пол Вулфовиц, придя в банк в 2005 году, решительно объявил, что ставит своей задачей очистить деловую практику Мирового банка от коррупции, прежде всего, повысив ответственность заемщиков. Коррупция материализуется после получения денег – откаты, взятки, неспособность достичь обозначенных целей.
И вот теперь Вулфовиц столкнулся с решительным сопротивлением банковской бюрократии, которая сплотилась перед лицом угрозы чистки собственных рядов. Европейцы стали угрожать, что если американец не покинет свой пост, то они воздержатся от предоставления ресурсов в размере 28 миллиардов долларов для Международной ассоциации развития – основного института банка по кредитованию беднейших стран.
Мы являемся свидетелями настоящей битвы на поле коррупции. Как в итальянских фильмах 70-х годов, когда правдолюба-прокурора дискредитируют по коррупционным основаниям и уже его репутация выглядит формально непригодной для занимаемой должности. Коррупционеры борются изощренно, лишают противника моральной поддержки.
Необходимо оставить Пола Вулфовица на своем посту. Его уход будет означать победу тех, кто в течение многих лет «жировал» на кредитах для бедных. И их победа будет означать поражение не только Вулфовица и США, но и всех тех, кто верит, что с коррупцией можно бороться успешно.
Источник «НГ»