Адыгея. Маленькая республика с большим будущим
Со дня инаугурации нового президента Республики Адыгея Асланчерия Тхакушинова прошло сто дней. В своем первом выступлении на посту президента он сделал акцент на основной проблеме, которая должна быть решена в Адыгее в первую очередь – восстановление экономического потенциала республики. Каковы главные итоги первых месяцев работы? Какой видит новый руководитель Адыгеи свою маленькую, но с огромным потенциалом республику уже в обозримом будущем? На эти и другие вопросы Асланчерий Тхакушинов отвечает в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.
Ревизия показала…
– Асланчерий Китович, позвольте поздравить вас с первой значимой датой. Каким был для вас этот период, какие приоритеты определены для следующего шага?
– Спасибо! Это своеобразная точка отсчета. С этого времени для Республики Адыгея начинается очередной этап – этап оптимизации экономики. Если первые три месяца, скажем так, были отведены на формирование команды, на анализ того, что было «до», на ревизию того, что имеем в результате, то теперь надо действовать, не теряя времени и не бросая камней в прошлое.
А реалии, увы, далеки от радужных. Сегодня 35 процентов жителей республики – около 160 тысяч человек – живут за чертой бедности, что в первую очередь связано с безработицей. Размер дефицита бюджета на текущий год составляет свыше 220 миллионов, или 14,9 процента от объема собственных доходов. То есть расход запланирован, а доход неизвестно с чего брать. При консолидированном бюджете около шести миллиардов рублей собственные доходы составляют всего около 25 %. А ведь из бюджета вытекает всё: заработная плата врачам, учителям, работникам сферы образования и культуры. Республика Адыгея – дотируемый на 60 % регион, но она не была бы столь депрессивной территорией сегодня, если бы ее потенциал более эффективно использовался предыдущим руководством. Таким образом, без поддержки на федеральном уровне решать свои проблемы нам пока сложно. Но мы настроены оптимистично, и задача – в короткий срок встать на ноги, быть самодостаточным регионом – определена.
– Тем не менее, что показала «ревизия» экономики республики?
– Выяснилось, что сегодня в Адыгее всего 22 % рентабельных предприятий, около 100 предприятий находятся в глубокой депрессии, и вывести их из состояния банкротства будет совсем непросто. Практически не имеют развития базовые отрасли – перерабатывающая и пищевая промышленность. В этом числе алкогольная, консервная и кондитерская отрасли. В Адыгее исчезли целые направления: свекловодство, производство пеньки, табака. Крупного рогатого скота осталось лишь 48 тысяч голов. В глубокой коме оказалось элитное семеноводство и племенное животноводство. Процедура банкротства в республике не всегда была направлена на оздоровление экономики, а во многих случаях под видом санации производств шел передел собственности. Массовое банкротство предприятий сейчас остановлено, на ряд из них пришли новые собственники. Под пристальным вниманием руководства республики находятся когда-то крупные бюджетообразующие предприятия, требующие серьезных инвестиций на восстановление – спиртозавод «Майкопский», Адыгейский консервный комбинат, Гиагинский сахарный завод.
Плохая «наследственность» досталась и в части разбазаривания земель в муниципальных образованиях, неэффективного использования сельскохозяйственных и лесных угодий. В республике сегодня не обрабатывается 25 % земель. На распроданных землях вместо обещанных заводов растет амброзия. Также нам необходимо как можно скорее провести ревизию республиканских целевых программ. За последние годы их было принято более 30-ти на общую сумму 3,5 миллиарда рублей. А вот практическое их финансирование составило лишь 4,4 процента.
Все это еще надо приводить в соответствие. Направлять силы на привлечение инвестиций в депрессивные отрасли, выполнение задач по реализации федеральных целевых программ, касающихся туризма, сельского хозяйства и промышленности, развитие малого и среднего бизнеса, а также снятие административных и чиновничьих барьеров в работе с потенциальными инвесторами. Главный же итог работы за этот период – нам удалось создать работоспособное правительство.
Политика здравого смысла
– По какому принципу было сформировано правительство?
– На мой взгляд, существует только один критерий в подборе кадров для успешной работы – профессионализм и честность. На сегодняшний день в Адыгее полностью сформирован кабинет министров, члены правительства подбирались тщательно. Это люди, умеющие работать в команде, принимать решения и отвечать за свои действия. Я стремлюсь, чтобы меня окружали люди порядочные, пользующиеся уважением в обществе и, следовательно, консолидирующие его. Из опыта руководителя знаю, как много зависит от правильного подбора и расстановки кадров.
– Насколько мне известно, предполагалось, что в Адыгее будет создан прецедент – в правительство войдут люди, принадлежащие к одной партии – партии власти.
– Как я уже заметил, при подборе кадров мы руководствовались главным принципом – деловые качества и мотивация. Именно его я и придерживался. Безусловно, при формировании команды был соблюден национальный и партийный паритет. Сегодня в правительстве представлены основные политические силы республики. Ключевые посты занимают высокопрофессиональные специалисты, хорошо известные у нас в республике люди. Так, в должности премьер-министра Адыгеи утвержден депутат Госсовета-Хасэ от фракции «Единая Россия» Владимир Саможенков. Министром экономразвития и торговли назначен коммунист Аслан Матыжев. Министром сельского хозяйства стал депутат от аграрной партии Юрий Петров. На пост председателя комитета по туризму и курортам назначен Владимир Петров, который до этого возглавлял региональное отделение Промышленной партии.
Что касается создания партийного правительства, то в законодательном «поле» РА и РФ мы не нашли ответа на вопрос, как это можно сделать. И если это надо было бы сделать, то пришлось бы менять или принимать новые законы, как на уровне РА, так и на уровне РФ. Тем не менее, в правительство Адыгеи в основном вошли члены партии «Единая Россия», в рядах которой состою и я. Так что в этом случае можно сказать, что у нас партийное правительство. Но еще раз замечу, мы должны руководствоваться, в первую очередь, политикой здравого смысла. Всех нас объединяет общая цель – поднять экономику республики на качественно новый уровень.
– Какое значение отводится улучшению взаимодействия всех ветвей власти, конструктивизму в принятии важных для РА решений?
– Взаимодействие и взаимопонимание ветвей государственной власти – залог благополучия республики. Исполнительная власть должна активно включаться и в законотворческую деятельность. Я придерживаюсь этой позиции. Считаю положительным моментом то, что в состав кабинета министров РА пришла часть депутатов из высшего законодательного органа республики – Государственного Совета – Хасэ РА.
Одно из последних совместных решений трех ветвей власти в Адыгее – прекращение деятельности игорных заведений, не соответствующих требованиям федерального законодательства. В начале марта, как известно, в Майкопе организованной группой были совершены погромы в 10 игровых салонах, их владельцам причинен большой ущерб. Расследованием дела занимается прокуратура РА, виновные понесут наказание. Этот случай ускорил подготовку нормативно-правовой базы для закрытия игровых залов. Мною уже подписан соответствующий документ. Решение в этом случае было принято единогласно всеми ветвями власти на заседании Совета безопасности при Президенте Республики Адыгея. Государственным Советом – Хасэ РА уже подготовлен проект закона Республики Адыгея «О прекращении деятельности игорных заведений на территории республики с 1 июля 2007 года». Безусловно, население приняло это решение с пониманием: игромания – зло, принесшее немало бед во многие семьи.
Большое значение в решении актуальных проблем я придаю общественным организациям. Для контроля и оценки работы власти в Адыгее решено создать Общественную палату по типу общероссийской. Она станет связующим звеном между властью и населением республики, будет способствовать проведению в жизнь важных решений. То есть формально мы поддерживаем единство всех ветвей власти, работа которых направлена на созидание.
Непаханое поле для инвестора
– Как руководство РА намерено решать вопросы с привлечением инвестиций? Какие условия будут предоставляться бизнес-структурам, намеренным развивать свой бизнес в Адыгее?
– Безусловно, развитию республики препятствует, в первую очередь, ее низкий инвестиционный рейтинг И в области привлечения инвестиций Адыгея до недавних пор оставалась непаханой целиной. Сегодня ситуация в корне меняется: многие предприниматели готовы вложить свои средства в экономику республики. А это означает приток налогов, появление бюджетообразующих структур, создание новых рабочих мест. Мы уже рассматриваем наиболее перспективные предложения. К примеру, фирма «Меркурий» из Карачаево-Черкесии намерено построить животноводческий комплекс в Теучежском и Шовгеновском районах Адыгеи. Проект предусматривает создание более 150 новых рабочих мест, при этом бюджет республики получит порядка 450 млн рублей налоговых отчислений. Юго-Западный банк Сбербанка РФ и Россельхозбанк готовы выделить под этот проект кредит. А строительная фирма «Новая форма» готова принять участие в реализации программы «Доступное жилье». Мы заинтересовались этим предложением, поскольку Адыгея испытывает дефицит фонда жилья. Краснодарская компания по продаже и обслуживанию автомобилей «Муса Моторс» откроет в столице Адыгеи и в Шовгеновском районе сервисные центры. И, замечу, инвесторы, которые первыми пришли к нам, получат приоритеты и преференции.
Главная задача власти – создать комфортные, безопасные условия для ведения бизнеса на территории республики.
-Что вы вкладываете в это понятие?
– Известно, что даже очень хорошее и нужное дело можно «завалить» в прямом смысле кипой бумаг, бюрократическими проволочками. Поэтому кабинет министров РА уже разработал ряд проектов нормативно-правовых актов, существенно упрощающих процедуру согласования документов для размещения бизнес-проектов на территории региона по принципу «одного окна». В частности, в стадии разработки проект закона РА «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея». Действующий закон РА с аналогичным названием сегодня не отвечает нормам и требованиям. Он вызывает массу нареканий на необоснованную задержку исполнения запросов потенциальных инвесторов. Деятельность новой структуры – Агентства регионального развития РА, как раз направлена на формирование в Адыгее эффективных форм работы с инвесторами. Это прежде всего определенность, прозрачность, благоприятное поле для конкурентной среды, доступ на рынке земли, содействие развитию малого и среднего бизнеса.
И главный наш аргумент, который существенно повлияет на решение многих вопросов, – это политическая воля. У нас достаточно воли и сил, чтобы навести порядок в республике.
– Одно из основных богатств Адыгеи – лес. Как правило, кругляк вывозится за пределы РА. Предусматривается ли в республике глубокая его переработка?
– Да, мы намерены переориентировать лесоперерабатывающую промышленность на глубокую переработку леса. Будем выпускать готовые изделия на своих предприятиях, что принесет больший экономический эффект региону. Для этого необходимо соответствующее техническое оснащение производств. И это еще один из инвестиционных проектов, который, надеюсь, заинтересует бизнес.
– Могу предположить, что в этой цепочке: лес – готовая продукция – известная компания «ИКЕА», ориентирующаяся на производителей недорогой мебели, есть определенная связь? Как вы прокомментируете вхождение на территорию Адыгеи «ИКЕА», и связанные с этой компанией проблемы?
– Земля для Адыгеи – едва ли не основная возможность привлечения инвестиций. И за реализацию проектов на нашей территории мы имеем все законные права получать соответствующие отчисления в бюджет. «ИКЕА» для Адыгеи – ключевой инвестор, реализующий проект, в котором предполагается создание порядка пяти тысяч рабочих мест. Мы выражаем глубокое уважение господину Кауфману, гендиректору «ИКЕА Россия и Украина».
Но, на мой взгляд, пока дела у компании с реализацией проекта на нашей территории обстоят не лучшим образом: до сих пор нет инвестиционного контракта, оговаривающего права «ИКЕА» и обеспечивающего реализацию проекта на должном уровне. Нет полного пакета документов, все держится на джентльменском соглашении.
Поэтому власти Адыгеи намерены пересмотреть соглашения с компанией, которая приобрела участок земли в Тахтамукайском районе республики для строительства торгово-развлекательного комплекса «Мега». В «ИКЕА» мы хотим видеть не перекупщика, а серьезного инвестора. С «ИКЕА» нам необходимо подписать инвестиционное соглашение, тогда будут исключены и кривотолки. И в этом соглашении должно быть указано, в том числе, и то, на что уйдет отведенная фирме земля. Мы обеспокоены тем, что из 28 субподрядчиков компании только 4 находятся в Адыгее, да и те получают только разовые заказы. Таким образом, вопрос о налогооблагаемой базе до сих пор остается открытым. Вот и вся проблема с «ИКЕА».
– Какую роль играют для Адыгеи внешнеэкономические связи? И как вы прокомментируете ситуацию с якобы предстоящим объединением Краснодарского края и Адыгеи?
– Развитие горизонтальных связей с регионами ЮФО, России, экономическая интеграция с соседними областями для Адыгеи – принципиальное условие выживания. Без этого нам сложно будет реализовывать намеченные планы. Поэтому планируем активизировать взаимоотношения с соседями. В первую очередь это касается сотрудничества с нашим стратегическим партнером – Краснодарским краем.
Что касается слухов об объединении Кубани и Адыгеи, как говорил известный классик, они сильно преувеличены. Ни о каком объединении речи не идет и идти не может.
– Какие первоочередные задачи невозможно решать без помощи Федерального центра? И готов ли центр оказывать всемерную поддержку в решении насущных вопросов?
– Один из приоритетов республики – развитие туристской отрасли. Для наших гостей мы мечтаем даже карусельно-канатную дорогу построить, чтобы они увидели всю красоту горной Адыгеи. Сделать это можно только с использованием федеральных ресурсов, привлечением частных инвестиций. К сожалению, маленькая Адыгея не заявлена ни в одной федеральной программе. Вот сейчас мы пытаемся переломить ситуацию, чтобы развитие отрасли было включено в программу «Юг России».
Я часто бываю в Москве, встречаюсь с руководителями федеральных министерств и ведомств, отстаивая интересы республики. Например, недавно встречался с главой Газпрома – Алексеем Борисовичем Миллером. Итог встречи – подписание договора об увеличении финансирования, выделяемого на газификацию населенных пунктов Адыгеи, и об участии Газпрома в реализации социально-экономических проектов.
– И, конечно же, по традиции горского гостеприимства вы пригласили и господина Миллера в Адыгею?
– Безусловно. Это произошло по итогам встречи с вице-премьером Дмитрием Николаевичем Медведевым. Где, кстати, я не увидел заинтересованных людей, которые хотели бы реализовать свои проекты в Адыгее. Они очень смутно вообще представляют, где это и «шо це такэ» Адыгея. Поэтому мы сегодня с вами – СМИ ЮФО разрабатываем систему для формирования имиджа Адыгеи. И когда московский бизнес узнает, что такое Адыгея, будет уже поздно. Сегодня Адыгея – одна из наиболее стабильных республик Северного Кавказа в развивающемся регионе и может рассматриваться как экспериментальная площадка на этой территории. И мы намерены создать прецедент, стать хорошим примером для южных республик России, в части привлечения инвестиций. Сделать Адыгею не только туристской Меккой, но и промышленно развитым регионом.
Что касается Алексея Борисовича Миллера, после подписания соглашения с Газпромом, у нас состоялся неформальный разговор, я сказал ему: кто первым придет в Лаго-Наки – будет самым богатым человеком на планете. Что это уникальные и привлекательные территории для бизнеса – для строительства спортивных и гостиничных комплексов. Он заинтересовался тем, что я рассказал об Адыгее, и попросил письменно и более подробно изложить наши предложения. Думаю, при объективном подходе наши намерения могут воплотиться в жизнь. Если Газпром войдет в Адыгею, здесь будет «швейцария».
– Что ж, уважаемый Асланчерий Китович, «ЮФ» желает вам реализации всех намеченных планов и процветания Адыгеи!
– Я, в свою очередь, благодарен вашему изданию за интерес, проявленный к Адыгее. Хотелось бы, чтобы интересных материалов о нашей республике появлялось в средствах массовой информации ЮФО, в центральных СМИ как можно больше. Пока, к сожалению, таких материалов маловато. Вызывает недоумение, когда в некоторых СМИ появляются статьи заказного характера, за которыми просматривается чье-то нежелание видеть в Адыгее стабильность и сильную власть. Понятно, что политический курс, направленный на наведение порядка и восстановление экономики республики, вызывает активное неприятие тех, кто занимался расхищением республиканской собственности, а теперь отлучен от «кормушки». Но очевидно и то, что жителям Адыгеи нужны реальные перемены, и не в далеком будущем. А для этого всем нам предстоит много-много работать.
Справка «ЮФ»
Асланчерий Китович Тхакушинов
Родился 12 июля 1947 года в ауле Уляп Красногвардейского района Адыгеи в семье колхозника. В 1970 году окончил филологический факультет Адыгейского государственного педагогического института.
В период с 1983 года работал генеральным директором в системе профтехобразования г. Майкопа. Неоднократно избирался депутатом Майкопского городского, Адыгейского областного Советов, Верховного Совета Республики Адыгея, Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Был председателем комитета Верховного Совета Республики Адыгея по науке, образованию, культуре и делам молодежи, затем в Государственном Совете – Хасэ – председателем комитета по гуманитарным вопросам.
С 1994 года работал ректором созданного им Майкопского государственного технологического университета.
В 2002 году участвовал в выборах президента Адыгеи в качестве кандидата на этот пост.
6 декабря 2006 года кандидатура Асланчерия Тхакушинова была выдвинута президентом России Владимиром Путиным на пост президента Адыгеи.
13 декабря 2006 года Государственный Совет – Хасэ Адыгеи утвердил его на должность президента республики
Заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Кубани и Республики Адыгея, почётный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член восьми академий России (в их числе – Академия социальных наук РФ и Академия естественных наук РФ), академик Адыгской (Черкесской) международной академии наук и Международной академии информатизации.
Отмечен медалью Петра Великого "За заслуги в деле возрождения науки и экономики России", дипломом и знаком "Рыцарь науки и искусства" РАЕН, почетным дипломом Российского фонда человеческих измерений "Ренессанс" – "Человек на своем месте".
В 1998 году Кембриджским биографическим центром (Англия) назван "Человеком года".
В 2003 году он стал кавалером высшей награды республики – медали "Слава Адыгеи", в декабре 2004 года указом Президента страны был награжден орденом Почета, а в июле 2005 года удостоен ордена Святого Станислава.
Заместитель генерального директора Международного биографического центра Кембриджа по Европе. Член редакционных коллегий журналов "Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион", "Научная мысль Кавказа", "Глагол Кавказа".
Доктор социологических наук, профессор. Автор четырех монографий и более ста научных работ.
Ольга МОРОЗОВА, Майкоп, Адыгея