Делиться надо. И размножаться

12/03/2007 - 18:11

В минувшую пятницу президент направил в Госдуму бюджетное послание, в котором указал, как надо действовать, чтобы цены снижались, зарплаты и пенсии росли, а пропасть между бедными и богатыми неминуемо сокращалась. Ожидаются большие перемены. И главная из новостей: Стабфонд разделят на две части - так, чтобы и на случай кризиса денег хватило, и детям и внукам от нынешнего нефтяного изобилия что-нибудь перепало. В общем, стабильность и социальная справедливость - такую перспективу рисуют российским гражданам власти.

Нынешнее бюджетное послание уникально само по себе, подчеркивают его авторы. Прежде всего потому, что речь в нем идет об огромном сроке - все изложенные там установки должны быть реализованы в течение трех лет. Ничего подобного раньше не было, ведь бюджет принимался сроком на год, а что будет потом, никто и предполагать не брался. Но сейчас в российской экономике все складывается как никогда хорошо. Федеральный бюджет вот уже который год исполняется с профицитом, многолетние долги перед гражданами по зарплате ликвидированы, зарубежным партнерам мы тоже ничего не должны, бюджетные деньги тратятся более-менее по назначению. Чем не момент, чтобы задуматься о будущем?

Итак, ожидаются большие перемены. Стабфонд свою задачу - "стерилизации избыточного денежного предложения" - выполнил, поэтому в нынешнем виде он существовать не будет. "На первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен", - пишет в своем послании президент. Если раньше нефтяные деньги шли в бюджет, а все, что свыше цены отсечения, - в Стабфонд, то теперь в казну нефтедоллары перестанут поступать совсем. Это та самая идея ненефтяного бюджета, которую не так давно выдвигал министр финансов Алексей Кудрин.

Бюджет станет дефицитным
Нефтедоллары теперь потекут рекой в два фонда. Резервный фонд, как пишет президент, "должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть". Его объем будет зафиксирован в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Резервный фонд будет эдакой священной коровой - покушаться на него можно будет только в том случае, если цены на нефть упадут до минимума. $40 за баррель - это еще вполне нормальная цена, при которой наши резервы нам и не понадобятся, отмечает глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович.

Когда Резервный фонд наполнится, все остальные нефтедоллары будут "капать" в Фонд будущих поколений. С одной стороны, это копилка для наших детей и внуков. И деньги в ней будут не просто "мариноваться" - их, по крайней мере, на этом настаивают в Министерстве финансов, пустят в работу за границей, то есть вложат в ценные бумаги, чтобы получить еще больший доход. Но, с другой стороны, по замыслу авторов концепции, именно Фонд будущих поколений должен затыкать дыры в бюджете, которые неизбежно возникнут. Правда, с той оговоркой, что весь фонд на "заплаты" в любом случае не пустят, так что потомкам все равно достанется. В любом случае это еще предмет споров, и министерства еще поборются между собой за деньги будущих поколений.

Сам автор бюджетной революции несказанно счастлив. Как подчеркнул Алексей Кудрин, это достаточно важные изменения с учетом необходимости диверсификации российской экономики. Теперь придется научиться жить без оглядки на нефть, а с расчетом на потенциал других отраслей. Кудрин сообщил, что в 2006 году доходы нефтегазового сектора, аккумулируемые в федеральном бюджете, составили 11,7% ВВП, в то время как остальные доходы - 12% ВВП. "Наша высокая зависимость налицо", - сказал он. Пора от нее избавляться. Ради экономической стабильности.

Платить налоги будут богатые

Помимо введения налога на недвижимость, после введения которого воцарится-таки социальная справедливость, бюджетное послание обещает и еще ряд новшеств. Так, плоская, то есть одинаковая для всех, шкала подоходного налога (13%) будет сохранена, но это не должно расстраивать малоимущих. Они будут получать налоговые вычеты на здравоохранение и образование гораздо большие, чем сейчас. "Следует продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране", - пишет президент. "Конечно, богатому такие вычеты ни к чему. Ему ведь все равно, останутся ли в его семье 5 или 10 тыс. рублей", - отмечает Аркадий Дворкович.

Интересно при этом, что в главе о налогах президент лишь вскользь говорит о самой скандальной теме последних нескольких лет - снижении ставки НДС. Соглашаясь, что тема больная и за последние 15 лет с проблемами при сборе НДС так и не удалось ничего сделать, Владимир Путин фактически отдает решение вопроса на откуп правительству.

Накопительную часть пенсий оставят

Еще одна небольшая сенсация бюджетного послания - решение вопроса с пенсиями. Теперь уже окончательно ясно, что идея главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова отменить накопительную часть пенсий вообще и поделить деньги "молчунов" между нынешними пенсионерами потерпела крах. Накопительную часть нам оставят. Нужно формировать "механизмы укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений". "Это означает, что проблемы нынешних пенсионеров будут решаться за счет других средств, в частности, из нефтегазового трансферта", - комментирует Дворкович. Так что ни о ком не забудут.

Предложений громадье, но что мы почувствуем на себе уже в ближайшем будущем? Уже с 1 сентября нынешнего года МРОТ вырастет до 2300 рублей. Обещают, что "минималка" будет расти и дальше, а социальные пенсии вырастут до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Итак, если все получится, благосостояние граждан будет расти, а социальное неравенство сокращаться. Причем все это планы на далекую перспективу. Теперь Минфин будет делать бюджетный прогноз на 10-15 лет вперед, чтобы было понятно, как жить дальше. Так что можно без страха перед будущим рожать детей и поправлять демографическую ситуацию.
Поворачиваем в социализм?

Сергей ЧУГАЕВ

Если в середине последнего десятилетия прошлого века большинство наших сограждан находили утешение в изречении "богатые тоже плачут", то в наши дни социально-примиряющий потенциал этой формулировки, похоже, исчерпан. Неужели на наших глазах рождается новая: "Богатые скоро заплачут?" По заложенному в ней потенциалу вполне способная стать политическим лозунгом. Потому что, безусловно, будет с глубоким удовлетворением воспринята значительной частью населения, особенно теми, кто балансирует на черте бедности или ее переступил.

Есть мнение, что с начала нынешнего года мы все стали свидетелями разворачивающейся по всем правилам кампании по борьбе с богатством и богачами. Сначала артподготовка - "куршевельские" и прочие аналогичные скандалы, их широкое обсуждение и осуждение. Затем разведка боем - состоявшийся на прошлой неделе Русский собор, едва ли не главной темой которого стали социальные проблемы страны и, разумеется, обличение и осуждение богатых. И вот наконец первый удар - бюджетное послание, в котором вполне определенно прописано и про социальную справедливость, и про перекладку налогового бремени на плечи самой обеспеченной части общества (реформа налога на недвижимость), и про рост бюджетных расходов на социальные нужды.

И уже начинают возникать вопросы: а не закрутили ли рулевые "корабля российской государственности" штурвал влево? Не начинаем ли мы медленный, но верный поворот назад, к социализму?

Главная, однако, проблема не в терминах, а в том, что разрыв между богатыми и бедными давно уже достиг у нас по всем существующим в мире меркам критической отметки и является для нашей страны одной из главных угроз. Столь же очевидно, что власть должна что-то с этим наконец сделать. В том числе и в связи со стремительно приближающимися федеральными выборами. В конце концов это нормально и правильно, когда власть прислушивается к мнению большинства населения и принимает какие-то меры по обеспечению его потребностей и интересов. В таком случае особую важность приобретает то, что называется "тонкой настройкой" социально-политического механизма. Борьба с бедностью, с вопиющим имущественным расслоением общества необходима. Менее всего сегодня России нужны социальные потрясения, имеющие тенденцию, если взглянуть на историю, перерастать в бессмысленные и беспощадные бунты. Но в равной степени, как свидетельствует та же отечественная история, пагубно и воссоздание казарменной модели социализма.

Может, стоит внимательнее посмотреть на те же Скандинавские страны?

Автор: Сергей САХАРКОВ