«Проблемы и перспективы российского венчурного рынка»

26/03/2007 - 10:15

Журнал "ВЭС", №1, 2007

Максим Шеховцов, К.э.н., Директор венчурного фонда ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами».
Илья Балашов, Заместитель Директора департамента Альтернативных инвестиций ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами».

В среде профессиональных инвесторов сегодня велик интерес к венчурным инвестициям. Подогревает его также особенное внимание к этому сектору российских властей. Научное сообщество видит в венчурных инвестициях чуть ли не спасение от продолжающейся уже почти 20 лет стагнации и возможность получения долгожданного финансирования на новые бизнес идеи. Малый высокотехнологичный бизнес уже активно обращается в венчурные фонды и надеется получить серьезного помощника, способного дать толчок для инновационного предпринимательства. В настоящей статье мы хотели бы разобраться в основных факторах, способствующих развитию венчурной индустрии, дать их качественную характеристику применительно к российской специфике, сделать краткий обзор российского рынка венчурных инвестиций и поделиться своими профессиональными соображениями относительно перспектив венчурной индустрии и возможностей, которые сегодня представляет государство для быстрого старта нового для России инструмента инвестирования.

По мировой практике основными факторами, способствующими развитию венчурной индустрии, являются:

1. Наличие научно-образовательной базы - сильный исследовательский сектор, развитость научных школ ведущих непрерывный цикл исследований.

2. Зрелость финансового рынка - развитость финансовых институтов и рынков, страхового и пенсионного сектора, наличие фондового рынка.

3. Политическая и макроэкономическая стабильность. Стабильный экономический рост.

4. Стабильный спрос со стороны государственного и частного сектора на научные исследования и разработки.

5. Наличие свободных и «длинных» денег в экономике.

Как показывает сегодняшняя ситуация, большая часть из перечисленных выше условий в России в той или иной степени присутствует. В результате российский рынок венчурного капитала демонстрирует стремительный рост - налицо целый ряд позитивных тенденций, которые уже не может игнорировать профессиональное инвестиционное сообщество.

В стране идет экономический рост, предприятия начинают вкладывать в новые проекты и могут позволить себе значительные бюджеты развития. Компании инвестируют в исследования и разработки. Значительно возросли размер контрактных исследований и связанные с ними бюджеты на покупку небольших творческих коллективов разработчиков и малых венчурных высокотехнологичных компаний. В ответ на появившийся спрос на новые разработки на рынок выходят профессиональные финансовые инвесторы, размещающие свой капитал в венчурные компании, способные стать потенциальными объектами для поглощения стратегическими инвесторами – крупными компаниями. Налицо становление нового профессионального финансового сектора - венчурных фондов, основной целью которых выступают проекты и компании на ранних стадиях их развития. Формируется пул профессиональных венчурных инвесторов.

Пока их не так много. В будущем он серьезно вырастет как за счет перетекания капитала из банковского, страхового и пенсионного секторов, так и за счет создания венчурных фондов крупными промышленными компаниями. Положительным моментом является активная позиция государства в ответ на год от года ухудшающуюся ситуацию в секторе генерации научных знаний. России от СССР достался большой научно-исследовательский сектор, который она сегодня, с одной стороны, пока не способна в полной мере загрузить, а с другой стороны, этот сектор не отвечает современным потребностям страны и наступившим реалиям.

Налицо недофинансирование и деградация основных научных школ, очевидная утрата связи исследовательского сектора с реальными потребностями экономики и производственного сектора. Уникальные компетенции исчезают, а российский бизнес пока не обрел той силы, когда он способен стать основной движущей силой, выставляющей основной заказ на прикладные исследования, как это и принято во всем мире. Тем не менее, российская промышленность растет и начинает скупать малые компании с уникальными научно-техническими компетенциями. В этой связи создание частно-государственных венчурных фондов при поддержке МЭРиТ и региональных властей как никогда кстати. Государство накопило достаточно средств для того, чтобы минимизировать инвестиционные риски частных инвесторов, решивших войти в венчурный бизнес. Это проверенная мировая практика, и она должна дать свои результаты.

На сегодняшний день ряд биржевых площадок заявило о намерении создать секции по торговле акциями небольших венчурных компаний, способных повысить ликвидность венчурных проектов и создать перспективы для хорошего выхода для инвесторов.

Не смотря на позитивные тенденции в России хотелось бы выделить несколько важных негативных моментов, которые предстоит преодолеть нам в ближайшем будущем.

1. Присутствие на рынке венчурного инвестирования ограниченного количества так называемых «качественных» проектов. Индикатором уровня и качества проекта в данном случае служит наличие целого ряда критериев. Среди основных критериев подразумевают:

• наличие сильной управленческой команды
• проработанный бизнес плана
• наличие стратегического видения развития компании у команды
• понимание перспектив развития технологии, которая лежит в основе бизнеса..

Основная особенность России состоит в том, что у нас всегда в избытке новые идеи и желание экспериментировать. Это свойство русского менталитета. Вместе с этим стоит отметить, что институт частной собственности еще не достаточно укрепился в нашей стране. Хотя все больше российских предпринимателей, увлеченных перспективами отечественных технологий выбирают в качестве инструмента для инвестиций именно высоко-технологичный сектор. Они готовы рисковать и с энтузиазмом осваивают новый бизнес. В целом правильное направление выбрало и государство, поощряя программы по коммерциализации на базе ведущих исследовательских центров, университетов, НИИ. В университетах на технических специальностях вводятся экономические и маркетинговые дисциплины, направленные на формирование предпринимательских навыков у студентов.

2. На рынке собралось достаточно большое количество некрупных компаний, сумевших коммерциализировать свои научные идеи. Как правило, это высоко мобильные коллективы, состоящие из нескольких разработчиков и сумевшие довести свой бизнес до 1-2 млн. долларов годового оборота. Однако у таких компаний ярко выраженный тактический подход к ведению и развитию бизнеса, при этом зачастую, несмотря на очень серьёзную и уникальную научно-техническую компетенцию. Такие компании часто приходят в венчурные и инвестиционные фонды и получают отказ. Уровень «грамотности» таких компаний год от года растет. Это – потенциальный хлеб для венчурных капиталистов.
3. На рынке пока мало профессионалов, знающих российскую специфику, умеющих наладить стабильный поток проектов и обладающих опытом работы в период ранней стадии развития проектов. Не так много инвесторов, готовых вникать в сущность технологии, разбираться в тонкостях организации НИОКР, вникать в научно-техническую экспертизу. Научно-технические риски – отличительная черта венчурного бизнеса.

4. В России пока слаб институт защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, российские патенты не могут серьезно защитить интересы инвестора на международном рынке. Российские патенты пока не могут обеспечить высокий уровень защиты, особенно, когда возникают спорные ситуации и речь идет о незаконном использовании интеллектуальной собственности. По сути – это очень серьезная преграда на пути развития венчурной высокотехнологичной индустрии. Прецедентов судебного наказания нерадивых предпринимателей за несанкционированное использование в коммерческих целях интеллектуальной собственности практически нет. Такой опыт в значительной степени сдерживает интерес инвесторов к новым российским технологиям.

Отдельно следует сказать о частно-государственной инициативе создания венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов, реализуемой Министерством экономического развития и торговли РФ. Несмотря на ряд опасений, высказываемых инвестиционным сообществом, в части неудобства данной формы применительно к венчурным фондам на практике большинство недостатков представляются преодолимыми. Благодаря активной совместной работе инвестиционного сообщества и государства (МЭРиТ и ряда региональных властей) целый ряд ограничений если не удалось преодолеть, то наметились пути их постепенной минимизации.
Речь, прежде всего, идет о таких ограничениях для управляющей компании, как:

1. ограниченный для ЗАО и ООО список правовых форм, допустимых для объектов инвестирования (проектных компаний);
2. коллизия с невозможностью инвестировать траншами, связанная с запретом инвестирования в аффиллированные к управляющей компании юридические лица;

3. аналогичная коллизия с запретом на приобретение векселей и облигаций у проектных компаний;

4. запрет на выдачу займов проектным компаниям;
5. ограничение на размер вознаграждения управляющей компании в размере, меньшем, чем принятое в индустрии;
6. связанная с принципами бухгалтерского учета в ПИФе, невозможность получения управляющей компанией вознаграждения за успех по итогам деятельности фонда;
7. сложность защиты интересов управляющих фондом профессионалов перед пайщиком и работодателем - управляющей компанией, да и собственно самой управляющей компании перед пайщиками фонда;

8. ограничения, налагаемые Российским корпоративным правом на возможности прописать в Уставе проектной компании защиту интересов фонда – миноритарного акционера и практическая невозможность иметь дополнительные соглашения с мажоритарным акционером;

9. отсутствие аналога «Capital commitment» в Российском праве;
10. не всегда целесообразные затраты на независимого оценщика «на полпути» работы фонда для оценки стоимости проектных компаний.

Помимо перечисленных проблем, существует географическое ограничение, т.к. данные фонды создавались в рамках территориальных программ. Управляющая компания венчурного фонда вынуждена работать под жестким контролем Федеральной службы по финансовым рынкам.

Невзирая на существующие сложности в организации, на наш взгляд, подобная форма частно-государственного партнерства дает целый ряд преимуществ. Среди основных можно с уверенностью назвать жесткий контроль со стороны государства защищает интересы не только частных вкладчиков, но и интересы компаний, в которые осуществляются инвестиции, что повышает доверие к венчурному капиталисту. Это крайне важно на начальном этапе становления индустрии. Полная прозрачность и независимость управляющей компании от пайщиков фонда создает ситуацию отсутствия конфликта интересов. До сих пор в России создавались только кэптивные венчурные фонды. Например, «Русские технологии» холдинга Альфа-Групп, Intel Capital и полностью проинвестированный и закрытый фонд холдинга АФК «Система» «Система-Венчур» и ряд других – представляют собой фонды, аффилированные от крупных холдинговых групп.

Создание коллективного инструмента, коим и является ЗПИФ, с участием государства способно в значительной степени уменьшить риск доминирования какого-то одного из пайщиков.
Заинтересованность министерств и ведомств России в успехе проекта способствует как быстрому формированию правого поля, способствующего эффективной работе венчурной индустрии, так и оказанию посильной помощи на местах.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что российская венчурная индустрия находится все еще в зачаточной стадии развития.
Рынок венчурного капитала, по нашим оценкам, не превышает 200 млн. долларов, а с учетом скрытых частных вложений бизнес ангелов едва достигает в совокупности 350-400 млн. долларов. Это весьма скромные показатели для российской экономики. В свою очередь, внушает оптимизм то, что темпы роста этого рынка опережают и общеевропейские, и американские. Уже сейчас они составляют более 100-150% в год. По самым скромным предположениям, рынок венчурных инвестиций к 2010 году превысит 2,5-3 млрд. долларов США. Важно, чтобы при таких темпах роста инфраструктура рынка, способна была переварить предложение денег. Речь идет о запоздалых государственных инициативах по законодательному регулированию рынка интеллектуальной собственности, о повышении культуры и профессионализма предпринимателей, принявших решение заняться венчурным высокотехнологичным бизнесом, о повышении интенсивности корпоративных НИОКР в российских компаниях, о создании стабильного спроса на нововведения со стороны крупного. При условии последовательного решения указанных проблем Россию ждет серьезный бум и развитие венчурной индустрии.

Максим Шеховцов, Илья Балашов

Автор: Сергей САХАРКОВ