Мир сказок лондонского ювелира
Саша Ратиу является одной из самых успешных представительниц русcкоязычной общины в Лондоне. Она ювелир, и ее украшения есть в коллекциях нескольких мировых знаменитостей.
В 2002 году она украсила драгоценными камнями туфли, в которых голливудские звезды шли по оскаровской красной дорожке.
О том, как Саша Ратиу оказалась в Лондоне и как она реализовала свою мечту, ювелир рассказала корреспонденту Би-би-си Константину Рожнову.
Саша Ратиу: Я дизайнер, я очень люблю фантазировать и создавать красивые вещи. Я это делаю, наверное, потому, что в детстве я недоиграла в куклы. Мое детство оборвалось очень рано, потому что меня заставили заниматься музыкой и ходить на балет и в какие-то изокружки. Я, конечно, все это успешно делала - я была послушной девочкой. Но жертвы, которые я понесла в детстве, недоиграв (смеется), я сейчас компенсирую. Я очень люблю смотреть на красивые камни и создавать дизайн. Это меня уносит в мир сказок и продолжает мое детство.
Би-би-си: Как вы оказались в Лондоне?
С.Р.: Я в Лондоне нахожусь уже очень давно. После окончания факультета журналистики МГУ - я также защитила там диссертацию - судьба меня забросила сюда, потому что я вышла замуж за студента МГУ. После свадьбы мы уехали в Англию, где я стала преподавать русский язык в Оксфордском университете. С тех пор я много раз меняла свою судьбу - работала в швейцарском банке, занималась недвижимостью...
Би-би-си: А почему не захотелось продолжать карьеру по научной линии?
С.Р.: Вы знаете, я очень неугомонная. Мне все время хочется новизны, хочется доказать, что я могу что-то сделать в другой области. После того, как я покоряю один рубеж, меня уже не удержать - крылья вырастают, и мне хочется делать что-то другое. Особенно, если это совершенно новая среда.
В Англии мне было трудно - это была сложная задача - понять англичан, проникнуться ими, постигнуть их чувство юмора, их менталитет, их образ мыслей и заставить их полюбить себя, суметь сделать так, чтобы они понимали меня и могли бы сотрудничать со мной, делать то, что нужно для меня. Это не эгоизм. Просто любое дело - это team work, работа в команде. Нужно войти в ритм жизни другой нации. Это заняло пять лет.
Би-би-си: Что заставило оставаться в Англии эти пять лет?
С.Р.: Та самая новизна и сложность стоящей передо мной задачи. Ну а потом я была замужем. Любовь - большой источник энергии и силы и серьезная причина быть здесь. За пять лет адаптации я проникла в глубины воспитания и образа мыслей англичан, овладела их чувством юмора, обретя на лингвистическом уровне этот инструмент общения с англичанами.
У меня очень много английских друзей, я их очень уважаю, ценю и многому у них учусь. И считаю, что Англия - это лучшая страна для иностранцев. Они обожают иностранцев и даже не понимают, как они нас любят и дают нам шанс развиваться и достигать своих целей. Нам нужно их очень уважать и уважать законы, показывая, что они - великая нация. А мы тоже великая нация и прекрасно можем с ними вместе жить и процветать.
Би-би-си: С чего началось ваше увлечение ювелирным искусством?
С.Р.: В детстве я делала себе украшения из вишни и черешни. Я делала себе серьги, всё время украшала. То есть безумная тяга к творчеству была всегда.
Би-би-си: Выходит, это было заложено с детства. Почему же тогда вы пошли учиться на журфак МГУ?
С.Р.: Потому что родители сказали, что дизайнерство - это всё ерунда, это неправильно, и что нужно идти в МГУ и добывать "правильный" диплом. Вообще, я уверена, что в той среде, где мы все воспитывались и росли, родители делали только то, что считали самым правильным для меня. Я безумно люблю и уважаю своих родителей. Самое главное, что воспитанием и канонами они не сломили меня. Чуть-чуть они, конечно, подредактировали, потому что если бы не мои родители, я бы сразу пошла в какое-нибудь дизайнерство. Но среда диктует очень многое.
Би-би-си: Каждый ли человек, у которого есть соответствующий дар, может стать ювелиром? Или для этого нужны достаточно большие деньги? Насколько доступна эта профессия?
С.Р.: Я не думаю, что это так легко. Без первоначального капитала этим очень трудно заниматься, начиная с нуля. Я начала этим заниматься потому, что меня поддержал муж. Это произошло с его подачи. Он мне дарил ювелирные изделия по разным поводам - и их накопилось большое количество. Тогда муж мне сказал: "А может быть ты пойдешь и поучишься? Чтобы знать, что мы покупаем, и разобраться, что делать дальше". Он не знал, чем это дело закончится. Но он не спасовал - он не из робких. Он поддержал меня с самого начала. У меня тогда еще был маленький ребенок - сейчас у меня уже два мальчика, - и муж сказал: "Пусть няня посмотрит за ним полдня, а ты пойди на курсы". И меня это окрылило.
Би-би-си: Легко ли вам давалась учеба?
С.Р.: Я очень люблю учиться. Но было трудно. Трудно потому, что это иностранный язык. Но я закончила в институте Sotheby's курсы, на которых учили понимать ювелирные изделия и оценивать их в историческом ракурсе, а потом с отличием закончила геммологические курсы по производству, обработке и дизайну бриллиантов. Это произошло в 1999 году. И как-то всё само сложилось. Я стала использовать ту коллекцию, которая у меня была: если у меня были серьги, то я хотела создать к ним кольцо или ожерелье. Это получалось не копирование - меня заносило, я начинала что-то выдумывать, добавлять. Первые шаги были экспериментально-робкими. А потом всё закрутилось и поехало - уже не остановить.
В 2002 году я создала коллекцию для Голливуда, для [дизайнерской обуви] Jimmy Choo. Коллекция была создана для "звезд", которые принимали участие в "Оскаре". С тех пор я ежегодно создаю какие-то новые коллекции - три-четыре раза в год.
Би-би-си: Как получилось, что вы получили заказ на коллекцию для голливудских звезд?
С.Р.: Это произошло благодаря Тамаре Бэквис, которая познакомила меня со своей приятельницей Тамарой Мелон, президентом компании Jimmy Choo. Эта компания одевает звезд в свои туфельки, и они идут по красной ковровой дорожке на "Оскаре". В тот год мы решили украсить туфельки бриллиантовыми брошками и всякими украшениями. К примеру, Шэрон Стоун носила туфельки со стрекозой на каблуке. Также я ей сделала ожерелье - тоже со стрекозой.
Би-би-си: Не будь этого знакомства, которое позволило оказаться в Голливуде, насколько сложно было попасть в обойму ювелиров такого уровня?
С.Р.: Практически невозможно. Если нет хорошей идеи, которая нужна в этом обществе, то, я думаю, это невозможно. У человека, который попал туда, есть шанс проснуться утром знаменитым. И это сделало меня довольно известной.
Би-би-си: Вам пришла в голову какая-то творческая идея. Каковы последующие шаги к созданию этого украшения?
С.Р.: В основном, мои изделия - это ручная работа, потому что я не делаю их в индустриальных количествах. Меня часто спрашивают, сама ли я делаю свои украшения. А я говорю, что для того, чтобы я сама делала свои украшения, мне должно быть минимум 150 лет. От моего дизайна и представления об украшении до его создания проходит очень много времени и этапов.
Первое - я выбираю камни и складываю их на пластилине в дизайн. Потом я делаю зарисовку в трех измерениях с размерами. Затем этот рисунок идет в мастерскую, где из серебра вытачивается оправа, в которой должны сидеть эти камни. Потом это изделие производится в золоте или платине. У меня очень много изделий из платины, потому что это очень чистый и красивый металл. Затем этот металлический каркас идет к мастерам по бриллиантам, которые вставляют камни. После этого изделие полируется. Если оно нуждается в какой-то дополнительной обработке, значит оно будет ей подвергнуто. Ну и много всяких других хитростей в ювелирном деле.
Шесть профессий нужно иметь, чтобы создать ювелирное изделие. Также нужно, чтобы ювелир 15-20 лет просидел за станком, чтобы у него были точные движения, чтобы он был профессионалом. Когда я работала для Голливуда, все три мастерские, которые я использую, работали день и ночь. Я создала коллекцию за шесть недель, что очень быстро.
Би-би-си: Вы назвали себя неугомонной. Достаточно ли широк и интересен ювелирный бизнес для вас? Или лет через пять-десять вас еще куда-нибудь занесет?
С.Р.: А меня регулярно заносит. Я делаю не только ювелирные изделия. У меня есть профессиональная портниха, с которой мы создаем невероятные туалеты, наряды из мехов, из норки, из всего чего угодно. То есть пределов дизайна нет. Он распространяется не только на ювелирные изделия. Мне хочется переделать всё. И дизайн мой распространяется на всё -на приготовление еды , на внутреннее убранство дома...
Кроме того, я работаю над своим дворцом ювелирных изделий. Это будет красивое помещение - мой магазинчик. Это должно быть правильное месторасположение - где-то около Бонд-стрит. Я не тороплюсь, я ищу правильное помещение. Торопиться некуда - я прекрасно себя чувствую и сейчас. Но было бы еще лучше, когда всё это было бы в своем магазине. Тогда я воплощу свою мечту: этот дворец будет весь сверкать. Когда попадаешь туда - попадаешь в сказку.
Я хочу пожелать всем всегда делать то, что нравится, к чему лежит душа. Так вы всегда сможете достичь успеха, потому что это любимое дело. Открываются какие-то новые силы. Это как любовь - вырастают крылья. И вы будете счастливы.