Преемственность в подходах российский дипломатии
"Характерной особенностью 2008 года будет то, что у двух ведущих игроков на международной арене - России и США - появятся новые лидеры. В России президентские выборы состоятся в марте, а в США - в ноябре. И можно предположить, что новый президент России, который будет сторонником Владимира Путина, обеспечит преемственность в подходах нашей дипломатии к решению наиболее актуальных международных проблем". Такое мнение в интервью Стране.Ru высказал заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Характеризуя главные цели и задачи внешней политики России в 2008 году, политолог отметил, что
"приоритеты в международной политике страны останутся прежними, и новый президент России вряд ли будет кардинально пересматривать позицию страны в отношении целого ряда актуальных международных проблем".
"На мой взгляд, 2008 год будет годом выстраивания системы отношений между новым президентом и его предшественником, - продолжал Алексей Макаркин. - Нынешний президент не уходит из политики: это стало понятно после того, как Путин возглавил список "Единой России" на выборах в Госдуму. Поэтому можно предположить, что новый хозяин Кремля сохранит свое влияние на внешнюю политику России".
По словам Макаркина, одним из главных приоритетов внешней политики России по-прежнему будет - выстраивание отношений стратегического партнерства со странами ближнего зарубежья. Эксперт считает, что Москва продолжит курс на укрепление военного блока Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Он напомнил, что осенью 2007 года были приняты нормативные документы по созданию миротворческих сил ОДКБ.
"Важно подчеркнуть, что ранее Коллективные силы быстрого реагирования в рамках ОДКБ в основном вели борьбу с терроризмом и наркотрафиком, - продолжил Алексей Макаркин. - А теперь антитеррористический компонент дополняется созданием нормативной базы для миротворческих сил".
Эксперт уверен, что в 2008 году также будет углубляться сотрудничество России со странами СНГ и Китаем в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)". "Характерная особенность ШОС состоит в том, что эта организация предусматривает крупные проекты как в сфере безопасности, так и в экономической области", - отметил Алексей Макаркин. Политолог напомнил, что в июне 2007 года главы военных ведомств шести государств, входящих в ШОС, подписали в Бишкеке ряд соглашений о проведении совместных антитеррористических учений "Мирная миссия-2007". Российская дипломатия нацелена на объединение усилий стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, нераспространение ОМУ и ракетных технологий.
Военно-политический акспект ШОС вряд ли можно рассматривать в отрыве от проблемы растущего влияния НАТО вблизи российских границ, считает Алексей Макаркин.
"В 2008 году Грузия, как ожидается, сделает серьезную заявку на вступление в НАТО. В условиях, когда грузинская оппозиция раскололась, шансы Саакашвили на победу в президентских выборах довольно высоки, - продолжил далее политолог. - Но даже если Саакашвили проиграет, то, учитывая специфику грузинской политической жизни, вряд ли можно полагать, что новый президент страны возьмет курс на дистанцирование от Североатлантического альянса".
Что же касается Украины, то и эта республика также не отказалась от своих намерений вступить в НАТО. "Весь 2007 год прошел под знаком жесткого противостояния президента Ющенко и премьер-министра Януковича, в том числе по внешнеполитическому курсу страны. Янукович не скрывал своего отрицательного отношения к планам Ющенко включить Киев в орбиту НАТО, - считает Алексей Макаркин. - Теперь же, в 2008 году, имея "оранжевое" правительство, Украина может ускорить реализацию плана по вступлению в НАТО. И российская дипломатия должна быть готова к такому повороту событий".
В условиях реальной опасности появления НАТО на территории бывшего СССР, по мнению Макаркина, Кремль рассматривает ОДКБ и ШОС как реальный противовес Североатлантическому альянсу. "И хотя наш министр обороны Анатолий Сердюков заявил недавно, что ШОС не является военно-политическим блоком и не рассматривает себя в качестве противовеса третьим силам, тем не менее бесспорным является тот факт, что именно ШОС, роль которого в системе региональной безопасности будет и далее расти, является фактором, сдерживающим амбиции руководства НАТО в отношении постсоветского пространства".
Отношения России со странами Евросоюза, по мнению Алексея Макаркина, также будут одним из приоритетных направлений российской внешней политики.
"Ожидать здесь резкого прорыва вряд ли нужно, - предупреждает эксперт. - Между Россией и ЕС сохраняются разногласия в энергетической сфере. В 2008 году Москва вряд ли ратифицирует Энергетическую хартию, так как пока руководство ЕС категорически против предложения Москвы облегчить доступ российских компаний на европейский рынок переработки и сбыта энергоресурсов. В свою очередь, Россия выступает против свободного доступа европейских энергетических компаний на российский рынок. Эти разногласия вряд ли стороны урегулируют в 2008 году".
По словам эксперта, в 2008 году Европа, которая опасается монополизации Россией рынка энергоресурсов, будет продолжать попытки поиска альтернативных источников нефти и газа. В частности, Варшава продолжит обсуждение с Киевом идеи прокладки к 2010 году польской ветки к нефтепроводу Одесса–Броды и обеспечения поставок по этому маршруту азербайджанской нефти. Этот вопрос был одной из главных тем в ходе состоявшихся в декабре 2007 года переговоров в Киеве Виктора Ющенко с президентом Лехом Качиньским.
Алексей Макаркин считает, что в 2008 году между Россией и Евросоюзом будет продолжаться противостояние в вопросе строительства крупных трубопроводов. Прибалтийские страны пытаются заблокировать реализацию Россией проекта прокладки газопровода по дну Балтийского моря. В ответ Россия намерена заблокировать попытку ЕС ускорить строительство по дну Каспия Транскаспийского газопровода в рамках проекта "Набукко".
Российский политолог считает, что в 2008 году очень напряженным будет диалог между Москвой и Вашингтоном по проблемам стратегической безопасности.
"Я очень сомневаюсь, что Вашингтон откажется от идеи развертывания в Польше и Чехии элементов американской ПРО, и жесткий курс Белого Дома в этом вопросе вряд ли будет смягчен даже в случае победы на президентских выборах в США кандидата от Демократической партии", - заявил Алексей Макаркин.
Эксперт также считает, что в 2008 году противостояние между Россией и США продолжится в вопросе ядерной программы Ирана. "Вряд ли администрация Буша решится на нанесение военных ударов против Ирана, так как в условиях предвыборной кампании в США имидж республиканцев может серьезно пострадать в случае, если ответный удар Тегерана окажется внушительным, - полагает Алексей Макаркин. - Кроме того, может взорваться ситуация в и без того охваченном пламенем гражданской войны Ираке, где шиитское население симпатизирует режиму в Тегеране".
Что же касается позиции России, то, по словам эксперта, Москва, выступая решительно против военных планов США в отношении Ирана, в то же время будет будет продолжать дипломатический нажим на Тегеран, понимая, что "продолжение президентом Ахмадинеджадом политики обогащения урана может создать угрозу региональной безопасности, в том числе и национальной безопасности Российской Федерации".