Реформа ЖКХ: И пришел госжилинспектор…

11/12/2007 - 17:19

Не один раз в текущем году «ЮФ» обращался к актуальной проблеме ЖКХ. В частности, в публикациях «Сказочники новой России», «Черная дыра» под названием ЖКХ». Но ответственные за этот комплекс зачастую ведут себя как в той пословице «…а Васька слушает, да ест». Тем более что в соответствии с законодательством, как считают чиновники, проблема содержания жилья, сданного в свое время ведомствами на балансы муниципалитетов без ремонта и находящегося сегодня в катастрофическом состоянии, стала, по сути, личной проблемой каждого.
Нет заявки – нет услуг?
Однако воспользовавшись отсутствием юридической грамотности многих собственников, отсутствием выбора, управляющие компании, которые сегодня «рулят» ЖКХ, по сути, были навязаны жильцам, кого-то вовсе не спрашивали, а поставили перед фактом. Тем не менее, среди собственников жилья наблюдается проявление активности. В частности, население обеспокоено несоизмеримо растущими тарифами на услуги ЖКХ, которые существенно опережают инфляцию и достигли, по данным Росстата, только за девять месяцев этого года почти 14 %. И люди идут в надзорные органы, в суд.
Так, в результате проверок правоохранительными органами только за семь месяцев 2007 года в 22 муниципальных образованиях Краснодарского края было выявлено 113 нарушений законодательства, регулирующего порядок ценообразования, необоснованно завышенных цен на услуги ЖКХ. Теперь все «нашкодившие» коммунальщики, как заметил начальник отдела департамента ЖКХ края Александр Дроздов, делают перерасчет.
Качество услуг, а порой и полное их отсутствие характеризует и работу нынешних подрядных организаций, с которыми управляющие компании заключают договоры на обслуживание. (Цифры только зафиксированных в Госжилинспекцию обращений приведены ниже.)
Мы писали о фактах непредоставления услуг в течение почти полутора лет в одной из квартир на улице Тепличной в Краснодаре, несмотря на поданные заявки, как письменно, так и устно. Забегая вперед, отмечу, что проверка Госжилинспекции показала, что заявки, в частности жильцов этой квартиры, нигде не фиксировались. Самое интересное – в течение двух лет в журнале РЭП-34 почему-то зафиксировано всего две заявки?! Вот и ответ на вопрос о предоставляемых коммунальных услугах и ответственности чиновников. Нет записи – докажи, что была заявка.
Но, как говорится, всякому терпению есть предел. Результаты были получены лишь после обращения в Государственную жилищную инспекцию по Краснодарскому краю. Инспектором Госжилинспекции в присутствии начальника РЭП-34 в обозначенной квартире по улице Тепличной, дом 24, было составлено соответствующее предписание, в котором, в частности, указывались сроки устранения неполадок: до 2 декабря текущего года «заменить неисправные вентили холодного водоснабжения в квартире. В срок – до 21 декабря: выполнить ремонт освещения мест общего пользования – в подъезде и перед подъездом. Выполнить ревизию, ремонт запирающего электрощита на лестничной клетке; устранить протечки канализации между 8-й и 5-й квартирами дома 24, мягкой кровли в 1-м и 3-м подъездах в соответствии с имеющимися жалобами жильцов этого дома».
Порадоваться есть чему уже сегодня. В обозначенной квартире был, наконец, заменен недействующий – «прикипевший» за почти 30 лет существования дома кран с холодной водой, а вместе с этим жильцы смогли поменять и текущие смесители на кухне и в ванной, конечно, в соответствии с прейскурантом на платные услуги РЭПа. При этом важно заметить, что кран с холодной водой и трубы, прилегающие к стояку, были заменены «бесплатно», то есть в счет текущего ремонта дома – за деньги, которые мы платим на эти нужды по квитанции. Хотя до этого момента начальник РЭПа утверждала, что эту работу жильцы должны оплачивать как дополнительные услуги.
Есть такая инспекция!
Почему такие разногласия? За комментарием мы обратились в ту же Госжилинспекцию, к ее руководителю Алексею СТЕПАНИДЕНКО.
– Противоречия между постановлениями Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 и постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 01.02.2005 № 218 действительно существуют. Дело в том, что утвержденный постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 01.02.2005 № 218 перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества жилых домов, которым руководствуются в настоящее время МУРЭПы города, вошел в противоречие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Вместе с тем, постановление № 218 было принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», которое признано утратившим силу как раз с принятием постановления Правительства № 491. Противоречия, по существу, нет. Просто муниципальному образованию город Краснодар необходимо привести свой нормативный акт (постановление № 218) в соответствие с постановлением Правительства РФ № 491, что позволит урегулировать вопрос о том, какие именно работы должны выполняться в счет оплаты за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, – подчеркивает Алексей Степаниденко.
То есть можно предположить, что отсутствие информации, незнание гражданами сути постановлений Правительства, регламентирующих взаимоотношения жилконтор – управляющих компаний и жильцов используется не в интересах граждан? Впрочем, и о Госжилинспекции, которая может и обязана разрешить, казалось бы, нерешаемые проблемы знают не все жильцы.
– Как часто вообще обращаются к вам граждане со своими житейскими вопросами и чем удалось помочь? – задаю вопрос руководителю Госжилинспекции.
– Начнем с того, что при существующем в настоящее время крайне низком уровне качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг (это вряд ли кто-то может отрицать), что, по сути, дискредитирует саму идею реформы ЖКХ, реальные полномочия Госжилинспекции края определяют её объективную востребованность в деле наведения порядка на рынке оказания услуг ЖКХ. Граждане имеют реальную возможность обратиться в инспекцию, способную в рамках предоставленных ей полномочий реализовать механизм защиты их прав и законных интересов. Что они и делают, обращаясь с жалобами и заявлениями как непосредственно в инспекцию, так и в другие государственные и правоохранительные органы, которые затем их обращения направляют для рассмотрения и принятия мер в инспекцию, так сказать, по подведомственности и принадлежности.
Так, за 11 месяцев 2007 года Госжилинспекцией края рассмотрено 1235 письменных обращений граждан. За последние пять лет количество обращений граждан в инспекцию увеличилось более чем в пять раз. Кроме того, в инспекцию постоянно приходят граждане с устными заявлениями, по которым им даются соответствующие разъяснения и, при необходимости, принимаются оперативные меры.
В основном жалобы сводятся к неудовлетворительному техническому состоянию жилых домов из-за отсутствия должного технического обслуживания и несвоевременного проведения ремонта, а также нарушению нормативного уровня и режима предоставления коммунальных услуг. Увеличилось и поступление жалоб на проведение самовольных перепланировок или переустройств помещений в многоквартирных домах, вызывающих обоснованную тревогу граждан за их безопасное проживание в таких домах. Жалуются также на бюрократизм и бездушие отдельных должностных лиц управляющих компаний, жилищно-эксплуатационных организаций, ресурсоснабжающих организаций, а также ТСЖ и ЖСК.
По всем поступающим обращениям Госжилинспекцией проводятся инспекционные проверки, как правило, с выходом на место. По результатам проведенных мероприятий по контролю принимаются соответствующие меры, в том числе в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством или предусмотренных нормативными техническими документами, выдаются предписания, а в случаях выявления фактов правонарушения, предусмотренных административным законодательством, возбуждаются административные дела, то есть на правонарушителей составляются протоколы об административном правонарушении.
Цифры и факты
Только в текущем году штатными инспекторами проведено 1460 выездных инспекционных проверок, в результате которых составлено 2109 актов. Выявлено 10 714 фактов нарушения обязательных требований, на устранение которых выдано 1618 предписаний, возбуждено 700 административных дел, в том числе на должностных лиц составлено 128 протоколов, на юридических лиц – 123 протокола, на физических лиц – 449 протоколов. В результате рассмотрения административных дел на виновных лиц наложено административных штрафов на сумму 2,2 млн руб.
По мнению Степаниденко, принимаемые Госжилинспекцией меры понуждения на выполнение работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, на соблюдение нормативных параметров подачи в дома теплоэнерго– и водоресурсов по сути помогают отвечать на часто задаваемый гражданами вопрос: «А за что мы платим коммунальным службам?». Так, в текущем году в результате исполнения выданных Госжилинспекцией предписаний выполнено только работ, связанных с проведением текущего ремонта жилых домов, на сумму 77 млн рублей. Кроме этого, выданные инспекцией предписания на выполнение капитального ремонта домов являются основанием для включения этих домов органами местного самоуправления в титульные списки на проведение капремонта и обеспечения этих работ финансированием из местных бюджетов. Следует сказать, что в соответствии с наделенными полномочиями Госжилинспекция добивается устранения в полном объеме выявляемых нарушений, помогает сдвинуть с мёртвой точки годами не решаемые проблемы, связанные с содержанием и ремонтом жилых домов. Что, собственно, и показал пример с улицей Тепличной в Прикубанском округе Краснодара. И таких примеров сотни.
На вопрос, как противостоять нерадивым чиновникам от ЖКХ, можно дать один ответ – повышать свою юридическую грамотность. И отстаивать свои законные права, в том числе и в инстанциях, которые защищают эти права. Ниже мы публикуем таблицу, предоставленную Институтом экономики города, где обозначен механизм этой самой «борьбы». И благодарим руководителя Госжилинспекции по Краснодарскому краю Алексея Степаниденко за предоставленную информацию, которая, безусловно, поможет многим читателям «ЮФ», проживающим и на других территориях ЮФО.
Ольга ГОРЯЧЕВА

Автор: Сергей САХАРКОВ