Бывший судья требует правосудия. Начался процесс над Владимиром Букреевым, осудившим Юрия Буданова

06/12/2007 - 11:23

Московский гарнизонный военный суд вчера приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего первого зампреда Северо-Кавказского окружного военного суда Владимира Букреева. Он получил известность после вынесения в 2003 году обвинительного приговора полковнику Юрию Буданову. Главная военная прокуратура (ГВП) обвиняет экс-судью в мошенничестве в размере $190 тысяч.
Следствие утверждает, что деньги Букреев получил от начальника продовольственной службы Северо-Кавказского военного округа Сергея Серкина за помощь в вынесении ему мягкого приговора. Вину Букреев не признал.

Уголовное дело в отношении Букреева было возбуждено ГВП после того, как в мае 2005 года Высшая квалификационная коллегия судей согласилась на привлечение его к уголовной ответственности. В ноябре 2006 года Верховный суд санкционировал арест Букреева. Он вышел на свободу только спустя восемь с половиной месяцев, когда следствие подходило к концу. ГВП вменяет экс-судье два эпизода мошенничества - завладение $150 тысячами, а также хищение $40 тысяч (статья 159, части 3 и 4 УК).

По версии обвинения, $150 тысяч Букреев получил в июне 2003 года от Сергея Серкина при посредничестве тогдашнего заместителя московского городского военного прокурора Сергея Мирошниченко (тот взял себе за помощь еще $10 тысяч). Взятка предназначалась для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела Серкина. Он обвинялся в превышении должностных полномочий, что привело к ущербу на сумму 34 млн рублей при закупке для войск рыбы. Букреев, имевший влияние на судей Ростовского гарнизонного военного суда, пообещал, что Серкину будет вынесен приговор, несвязанный с лишением свободы. 24 февраля 2003 года суд признал начальника продовольственной службы виновным в халатности и приговорил к штрафу 100 тысяч рублей. Прокуратура обжаловала столь мягкий приговор.

Согласно материалам дела, опасаясь отмены судебного решения и назначения реального срока, Серкин через другого посредника - заместителя военного прокурора СКВО по следствию Шарифа Ахмедова - вновь обратился к Букрееву за помощью. Тот согласился решить вопрос за $50 тысяч. Деньги были получены им в сентябре 2004 года. $10 тысяч забрал себе Ахмедов, а остальная сумма досталась Букрееву.

На вчерашнем заседании подсудимый завалил суд ходатайствами, попросив вызвать в суд более 30 свидетелей и экспертов, а также приобщить к делу и исследовать несколько документов. При этом подсудимый, не стесняясь в выражениях, обвинил следователей и оперативников в "профессиональной некомпетентности, заинтересованности и фальсификации доказательств". Букреев заявил, что при расследовании его дела "использован избирательный подход к сбору доказательств". "Лица, участвовавшие в оперативно-разыскных мероприятиях, не скрывали свое отношение ко мне, - подчеркнул Букреев. - Искусственное затягивание производства по делу и фальсификация доказательств не могли способствовать установлению истины по делу и свидетельствуют о заинтересованности членов следственной группы".

По мнению подсудимого, Серкину, Мирошниченко и Ахмедову следствие "заранее отвело роль контролируемых свидетелей обвинения": возбужденное против них уголовное дело было прекращено, когда те дали "нужные" показания. Суд частично удовлетворил ходатайства подсудимого, постановив допросить большинство заявленных Букреевым свидетелей.

После этого прокурор Рамил Шакуров изложил фабулу обвинения. "Вы признаете свою вину?" - спросил подсудимого судья Виталий Чижик. "Нет, виновным себя не признаю, - ответил тот. - Обвинительное заключение составлено некорректно и не соответствует материалам дела, а оценка доказательств является предвзятой".

Сегодня суд планирует начать допрос свидетелей. Их около 70. Первым даст показания Сергей Серкин. Покидая суд, адвокат подсудимого Леонид Бондаренко заявил, что у него "нет никаких сомнений в невиновности Букреева". Однако, по мнению следователей, экс-судье это будет непросто доказать. Например, ему предстоит объяснить, как в банковской ячейке его сына оказались меченные доллары, переданные Серкиным в качестве взятки.

"То, что происходит, далеко от борьбы с коррупцией"

Перед началом заседания суда Владимир Букреев ответил на несколько вопросов корреспондента "Газеты" Марии Локотецкой.

- Как вы считаете, каковы причины возбуждения против вас уголовного дела?

- О причинах никто явно никогда не скажет. Один из руководителей следственного управления ГВП еще в марте 2006 года советовал мне: "Ты сам должен выяснить, кому из представителей военной контрразведки ты помешал".

Могу сказать лишь, что за время моего судейства я не сталкивался с устройством таких провокаций в отношении обвиняемого.

- Что вы имеете в виду?

- Например, меня вызвали в конкретный день на допрос в ГВП. А накануне следователь пишет письмо в военную контрразведку, что Букреев намерен повлиять на свидетеля и просит это пресечь. Придя в прокуратуру, я обнаруживаю, что к следователю на то же время вызван свидетель, которого я не видел 10 лет и не помню. Он сам подходит ко мне и здоровается за руку. Нас фотографируют. Потом выясняется, что у меня с ним очная ставка. А меня обвиняют в оказании воздействия на него.

- И все же вам предъявлено очень серьезное обвинение.

- То, что происходит по моему делу, далеко от борьбы с коррупцией. Почему взяткодатель и его пособники не сидят рядом со мной на скамье подсудимых?

- На что вы рассчитываете?

- Мне хотелось бы верить в правосудие. И вне зависимости от ситуации я буду бороться.

Автор: Сергей САХАРКОВ