Николай Сванидзе: "Когда высокорейтинговый Путин женится..."

04/12/2007 - 17:13

По мнению известного телеведущего Николая Сванидзе, Путин не выдвинет в преемники свою жену. Он предложит кандидатуру Пупкина, который авансом получит 40% голосов избирателей. Сам же Путин, поделился своей версией Николай Сванидзе, станет партийным лидером.

- Запад критикует думские выборы, однако эксперты считают, что это скорее предупреждение по поводу президентских выборов. Вы с этим согласны?

Н. С.: Запад волнуют и прошедшие, и последующие выборы. Сейчас отношения с Западом очень напряженные. Это плохо. Тем не менее выборы пройдут независимо от позиции Запада. Позиция Запада сейчас – не самое главное.

- А что, на ваш взгляд, самое главное?

Н. С.: Самое главное – это мы сами. Судя по тому, какая приходила информация с мест по личным каналам, было очень много злоупотреблений. По части административного ресурса – людей заставляли голосовать так или иначе, в основном "так". Отсутствие дебатов между партиями произвело впечатление, в том числе и на Запад.

Все, что напрягло Запад, несомненно, повлияло на результаты выборов, но не принципиально. Результат по большому счету свидетельствует о выборе избирателей.

- Вы считаете, что на выбор народа не повлияло административное давление?

Н. С.: Оно повлияло стратегически. Если бы у нас были свободные СМИ, в течение межвыборного периода у нас были бы свободные дебаты, можно было бы спокойно, раскованно и жестко критиковать власть, то, вероятно, все сложилось бы по-другому.

Хотя есть такие объективные критерии как экономический рост. Можно долго говорить, что он связан с ценами на нефть. Но людям это неинтересно. Они видят, что стали жить лучше и все. И они это связывают с нынешней властью.

- Вы считаете, что улучшение жизни людей –это надолго?

Н.С.: Я хотел бы думать, что надолго. Но серьезных оснований у меня для этого нет. Экономических реформ, которые могли быть произведены с учетом благоприятных нефтяных цен, у нас не было. Мы жировали и продолжаем жировать вместо того, чтобы заниматься делом.
- Простите, мы – это кто?

Н.С.: Мы – это наша страна, власть. У народа растет благосостояние. Мы видим по результатам голосования, что народ не хочет в советские времена, поскольку люди с не отшибленной памятью помнят про очереди, дефицит. И не хотят в 90-е годы, которые ассоциируются с беспокойством, беспорядком, неуверенностью в завтрашнем дне.

Нынешняя ситуация народ более менее устраивает. Однако выбор Путина – это выбор авансом. Путин в большой степени остается президентом веры, надежды, несмотря на то, что он 8 лет правил. Другой вопрос, что работать по этому авансу будет уже не Путин. Другой человек и партия. В этом плане "Единая Россия" оказывается в очень сложном положении.

Притом, что создание госмонополий – далеко от эффективной экономики. Не было построено гражданское общество, а его зачатки, появившиеся в 90-е годы, прежде всего свободные СМИ, исчезли.

- Вам не кажется, что народ готов авансировать любого Пупкина?

Н. C.: Нет, Пупкина народ авансировать не готов. Сейчас он готов авансировать только Путина. Но при случае, если раскрутить Пупкина, то аванс достанется и ему.

- Социологи считают, что 40% россиян готовы проголосовать за того, кого назовет Путин. Может Путин воспользоваться этим и назвать никому не известного Пупкина?

Н. С.: В любом случае это будет Пупкин. Вот вам, пожалуйста, никому не известный Зубков – условный Пупкин, который был назначен Путиным премьер-министром и немедленно занял верхние строчки в рейтингах потенциальных кандидатов в президенты. После Путина, конечно.

Путин назовет Пупкина, и через неделю у него будет 40% рейтинга. Это будет путинский рейтинг. Он его просто передает, одалживает и все.

- Есть версия, что "объединившись" на думских выборах с "Единой Россией" , Путин навредил себе – по сравнению с предыдущими президентскими выборами потерял более 5 млн голосов. Как вы к этому относитесь?

Н. С.: Любая партия без Путина никому на фиг не нужна. Когда высокорейтинговый Путин женится на не высокорейтинговой партии, он отдает ей часть своего рейтинга. Путин на это пошел, исходя из своих стратегических целей, которых мы до конца пока еще не знаем. Но ясно, что оглушительную победу "Единой России" во главе с самим собой он использует. И на этом основании примет решения о своем политическом будущем.

- Какие возможны решения?

Н. С.: Не знаю. Не уверен, что Путин их знает. Хотя уже пора бы знать. Наиболее популярный прогноз в данный момент – Путин будет партийным лидером.

- Вы считаете, что 17 декабря Путин и "Единая Россия" выдвинут единственного кандидата? А может, разных – ради демократического выбора?

Н. С.: На мой взгляд, это будет шизофрения. Это исключено! Поедет крыша у всех губернаторов, у всей вертикали! Они не будут знать, на кого работать. Поэтому, надеюсь, что Путин и "Единая Россия" выдвинут одного преемника.

- Как вы расцениваете недовольство Запада из-за того, что до сих пор не назван преемник?

Н.С.: Западу на самом деле начихать, назван ли приемник. Запад нервничает, останется ли Путин на третий срок. Запад хочет стабильности. Если Путин оставшись, усилит стабильность, то Западу будет пофигу наша конституция. Даже если бы у нас возник фашизм, который касался бы нас самих, а не выплескивался вовне, Запад это не интересовало бы. Как правило, всем все равно, что происходит внутри государственных границ. Главное, чтобы это наружу не выплескивалось.

Запад заинтересован в том, чтобы мы были стабильны и предсказуемы. Если наиболее предсказуемым вариантом будет диктатура, то на нее закроют глаза.

- Как вам версия, что преемником может стать госпожа Путина?

Н. С.: Этого быть не может категорически!

- Почему? А как же 40% избирателей, которые поддержат любого, кого предложит Путин?

Н. С.: Ну с таким же успехом преемником можете быть вы или я. Госпожа Путина – это все равно, что вы или я – ровно с тем же успехом, с той же степенью вероятности.

- В том-то и дело. А почему нет?

Н. С.: Путин на это не пойдет, поскольку это будет безошибочная потеря всего рейтинга. За нее проголосуют, но это будет политическая смерть Путина. Да и не нужно ему это. Совершенно нелепый анекдотический ход. Нет, это невозможно!
- А кто может быть преемником?

Н. С.: Кто угодно: Зубков, Иванов, еще не ушел из обоймы Медведев. Я бы сказал, что подтягивается к обойме Грызлов. Плюс еще кто-то, кто в последний момент покажется Путину наиболее подходящим: Пупкин, хорошо знакомый Путину.

- Эксперты говорят, что Зубков отдаст власть обратно по первому требованию, а Иванов нет. Вы с этим согласны?

Н. С.: Лично не знаю ни того, ни другого. Хотя с Ивановым один раз общался и чай пил, когда брал у него интервью. Оценить их человеческие качества я не готов.

Елена Вранцева

Автор: Сергей САХАРКОВ