Православные отмечают Введение Пресвятой Богородицы во храм
Русская Православная Церковь 4 декабря отмечает праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. Это один из великих церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста, начиная с праздничной службы под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие молящихся к радостной встрече с Младенцем Христом.
По церковному преданию, маленькая девочка Мария удостоилась великой чести - войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев Святая святых. Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью. Таким образом, о событии, которое православный мир празднует сегодня, можно говорить как о символе, предзнаменовании, божественном намеке на великое грядущее событие Рождества Христова.
Ввести маленькую девочку в Святая святых было вопиющим нарушением закона благочестия древних иудеев. Сам Захария - священник, сделавший это, - имел право заходить эту часть храма только раз в году.
Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла.
Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился Ковчег Завета, пребывало пустым.
Отцы церкви считают, что то, что Святая Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.
Мария была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения. Она едва научилась говорить, была слишком мала для глубокого понимания предметов веры, но в ней была неподдельная тяга к пребыванию в храме с Богом. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». Потому-то святые родители, несмотря на то, что Мария была вымоленным ребенком, отдали ее в Храм в три года.
В Назарете к обряду посвящения приглашены были все родственники и знакомые родителей Богородицы. Торжественно украшенная процессия, сопровождавшая девочку Марию, двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами, напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Дочь. Замыкали процессию родные и знакомые.
Это торжественное шествие двигалось три дня, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Родители - Иоаким и Анна - поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира». И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя». И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника.
И сошла на девочку благодать.
Таким образом в пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, входит Дева Мария, и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу - плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.