Полярные мнения. Минфин защитил Сергея Сторчака
Дело Сергея Сторчака, задержанного правоохранительными органами 15 ноября, обрастает новыми подробностями. Из Следственного комитета начала просачиваться информация о том, что заместителя Кудрина подозревают в подготовке "отката", а в Минфине утверждают, что соглашение, которое готовил Сторчак, было абсолютно законным. И даже приводят примеры подобных сделок.
Пока же Сергей Сторчак вместе со своими предполагаемыми сообщниками - председателем совета директоров Межрегионального инвестиционного банка, бывшим замминистра финансов Вадимом Волковым и президентом компании "Содэксим" Виктором Захаровым - сидят за решеткой. Следователи уже заявили, что не отпустят их до предъявления официального обвинения, поскольку тогда бизнесмены и чиновник могут либо скрыться, либо попытаться уничтожить улики.
Что совершили, а вернее, хотели совершить Сторчак, Волков и Захаров, до сих пор остается не совсем понятным. По данным российских СМИ, на задержанных заведено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса – 30-й ("Приготовление к преступлению и покушение на преступление") и 159-ой ("Мошенничество"). Однако в пресс-службе Минфина считают, что основания для возбуждения такого уголовного дела, мягко говоря, надуманы. И вот почему.
Как сообщалось ранее, следователям подозрительной показалась подготовка документов по выплате компании "Содэксим" средств из российского бюджета. Но в Минфине подтвердили, что долг России перед "Содэксимом" существует. И даже описали то, как он появился.
Оказывается, в 1996 году, когда бюджету России не хватало денег, "Содэксим" перечислил государству часть своих средств, за которые правительство пообещало расплатиться товарами. Эти товары должен был поставить Алжир в рамках урегулирования долга бывшему СССР.
Несмотря на это, Алжир не признал требования "Содэксима" к себе обоснованными и товары выдавать отказался. Кроме того, правительство Алжира в 2006 году добилось списания своего долга без поставок товаров. Таким образом, "Содэксим" остался с носом, не получив ни товаров, ни денег.
Тогда представители компании обратились в Минфин с требованием вернуть деньги. По данным министерства, всего Россия должна компании 26 миллионов долларов. Кроме того, Минфин считает вполне справедливым выплатить и какой-то штраф, ведь деньги пролежали в бюджете в течение 11 лет. "Сомнительности долга мы не видим, спорности нет, все обстоятельства достаточно понятны и прозрачны", - заключил представитель пресс-службы Минфина. Эти его слова передает "Интерфакс".
По данным министерства, прецеденты, когда правительство выплачивало из бюджета компенсации, уже были. Например, в декабре 2004 года было принято распоряжение о компенсации "Обуховскому заводу" средств, которые завод потерял из-за участия в погашении задолженности России перед Китаем. Найти сколько-нибудь достоверную информацию в прессе об этом деле не удалось, поэтому пока придется поверить представителям Минфина на слово.
Другая версия
У Следственного комитета совсем другая точка зрения на отношения "Содэксима" и Минфина. По данным правоохранительных органов, Сергей Сторчак подготавливал "откат" на общую сумму в 43 миллиона долларов. Иными словами, они считают, что либо требования "Содэексима" к российскому бюджету неосновательны, либо что предприниматели "спонсировали" Сергея Сторчака для того, чтобы он помог вернуть долг государства перед "Содэксимом".
Тогда становится более или менее понятно, почему задержали сразу троих подозреваемых. Если предположить, что Виктор Захаров действительно предлагал взятку Сергею Сторчаку, тогда если кого-нибудь из них выпустить, они могут попытаться скрыть улики дачи взятки. Но при чем тут третий подозреваемый, Вадим Волков?
Частично ответ на этот вопрос стал известен 20 ноября. По словам представителей следствия, схема погашения государственного долга перед "Содэксимом" должна была реализовываться именно через Межрегиональный инвестиционный банк. Правда, в самом банке уже заявили, что никакого отношения к готовящейся сделке не имели.
Мнения
О деле Сергея Сторчака уже успели высказаться многие чиновники, хотя, конечно, такого резонанса как убийство первого зампреда Центробанка Андрея Козлова осенью 2006 года, его арест не вызвал.
Напомним, что непосредственный начальник Сторчака Алексей Кудрин отреагировал почти немедленно, заявив, что чиновник "каждый день боролся за каждую копейку", а обвинение "не совсем понятно".
Следом начали высказываться и другие коллеги Сторчака. Так, глава банка ВТБ Андрей Костин отметил, что знает его как профессионала своего дела. Он также выразил надежду, что задержание было "недоразумением". "Я имею в виду, что если случилось что-то противоправное, его роль в этом, вероятно, была несущественной", - пояснил Костин телеканалу Russia Today.
В свою очередь, во глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил, что Сторчак – "один из главных специалистов России по проблеме внешнего долга", но комментировать само его задержание не стал.
Интересно, будут ли комментировать дело Сторчака премьер-министр России Виктор Зубков и президент Владимир Путин. Если Сторчак "задержится" в камере, сделать это, наверняка придется.
Александр Поливанов