ДОБАВИТЬ НЕЧЕГО. Путин подвел итоги своей «восьмилетки»
Выступая на предвыборном съезде «Единой России», Президент РФ Владимир Путин кратко и емко расставил очень многие «точки над i». Дал характеристику важнейшим достижениям за восемь лет своего правления, подтвердил уверенность, что с терроризмом будет покончено, а основной закон страны ни под кого менять нельзя (обо всем этом «ЮФ» неоднократно и детально писал).
Для некоторых, возможно, его заявление о том, что он готов возглавить избирательный список «Единой России» – сенсация. Но мы этого мнения не разделяем. Сенсацией было бы, если бы он дал согласие войти в «тройку» любой другой партии или вступить в любую партию. А так Путин только дал очередное подтверждение известному тезису, что политика – это вовсе не принятие непредсказуемых решений, а принятие логичных решений в непредсказуемый для оппонентов момент. Разумеется, своим «весом» Путин усилит определенную партию и ослабит все остальные. Но в этом – его право «первого среди равных» россиянина. Приводим отдельные фрагменты выступления Президента.
«Уважаемые коллеги!
Прежде всего хочу вас поблагодарить за анализ, который был сделан в ходе ваших выступлений, и, разумеется, за добрые слова, за серьезные предложения по трудоустройству.
….Далеко не все проблемы здесь решены. Еще много опасностей и угроз подстерегают Россию, но решающий перелом, конечно же, наступил: конституционный порядок восстановлен, территориальная целостность страны восстановлена и гарантирована. С террором мы будем продолжать бескомпромиссную борьбу вплоть до полного искоренения этого зла.
…Казалось, что никогда уже не избавиться нам от могущественной олигархии, власть которой основывалась на коррупции, насилии и информационном шантаже. Нам многое удалось сделать, чтобы очистить высшие эшелоны государственной власти от нелегитимного влияния, но еще многое предстоит сделать, как мы сегодня говорили, для борьбы с коррупцией. Наша экономика, а значит, и вся социальная сфера зависели от внешней задолженности, зависели от внешних заимствований, и в силу этого мы не были самостоятельными, позволяли вмешиваться в наши внутренние дела, во всяком случае, смотрели на это сквозь пальцы, а иногда даже делали вид, что нам это нравится, не могли эффективно отстаивать наши интересы в международных делах.
У нас и в других сферах еще много проблем. Как мы уже говорили, велик разрыв в доходах между бедными и богатыми гражданами страны. Нужно думать о более справедливом обеспечении людей в старости и в случае утраты трудоспособности. Многое предстоит сделать в области здравоохранения, образования, науки, по укреплению обороноспособности страны, по развитию села. Но ситуация и в этих сферах меняется к лучшему, и главное здесь не в каких-то позитивных тенденциях, главное совсем в другом – в том, что выбранный нами с вами курс обеспечивает высокие темпы развития экономики, инвестиций, доходов граждан страны, а значит, обеспечивает и создает условия для безусловного решения всех стоящих перед нами задач, в первую очередь социальных. При соблюдении прав, свобод граждан, в условиях развития демократии и свободы.
Теперь по поводу тех идей и предложений, которые здесь прозвучали. Я действительно, хотя и был одним из инициаторов создания «Единой России», но, как и подавляющее большинство граждан страны, являюсь беспартийным, и этот статус я бы менять не хотел. Это первое. Изменение Конституции под конкретного человека, даже если этому человеку я безусловно доверяю, считаю некорректным.
Возглавить Правительство – это вполне реалистичное предложение. Но об этом пока еще рано думать, потому что для этого нужно как минимум два условия: первое – «Единая Россия» должна победить на выборах в Государственную Думу 2 декабря текущего года, победить в честной борьбе, и, второе – Президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре. Но вот о чем нужно и можно говорить уже сегодня, так это о том, что ваша партия может и должна стать тем инструментом социальной стабильности, обеспечения дееспособности будущего парламента, всей власти, быть инициатором развития, опорой исполнительных органов власти по выполнению всех намеченных планов. Вот об этом говорить можно и нужно.
Поэтому я с благодарностью принимаю ваше предложение возглавить список «Единой России».
Вот тут-то всё и встало на свои места.
Стало понятно, к чему была вся эта таинственность и противоречивость сведений о первой тройке «Единой России» и одном месте в ней, выделенном «под сюрприз». Ожидали, что «сюрпризом» станет губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, кто-то из первых вице-премьеров и потенциальных преемников президента – Сергей Иванов или Дмитрий Медведев. Были, конечно, и предположения, что «сюрпризом» станет сам Путин, но, честно говоря, не верилось.
Причина, по которой не верилось, заключается вот в чем. Президент в России – фигура и в административном, и в моральном смысле колоссальная, это живое воплощение власти и, что особенно важно, верховный арбитр элиты. Для него вмешиваться в какие бы то ни было межпартийные разборки – это слишком мелко. Ну то есть он может, конечно, поддерживать ту или иную партию и опираться на нее, проводя свои реформы, но чтобы лично ввязываться в политическую борьбу – нет, президент должен быть выше этого. Помимо всего прочего, он представляет всех россиян и потому в противостоянии различных идеологических групп и групп влияния должен оставаться над схваткой.
Теперь же, после сенсационного хода Путина, само понятие «партия власти» приобретает совершенно новое значение. Теперь это уже не просто механизм влияния исполнительной власти на законодательную, не просто «машина для голосования». Теперь это совершенно особая организация, гораздо больше, чем раньше. Членство в «Единой России» – это уже не просто демонстрация лояльности, а способ получить частичку харизмы президента. Теперь это уже что-то почти метафизическое.
Сотрудники центрального аппарата «Единой России» и раньше в частных беседах признавались, что нынешняя кампания на редкость скучна и предсказуема. Теперь же можно не делать ровным счетом ничего – и «Единая Россия» все равно получит процентов 70 голосов, будет странно, если меньше. О какой честной борьбе говорит Президент?
Задним числом многое стало понятно: все эти разговоры про повышение роли политических партий, про партийное правительство и партийного президента. Все это теперь звучит по-новому, ведь Путин выразил готовность возглавить правительство после сложения президентских полномочий. Правительство, надо думать, ожидается уже вполне себе партийное. А там и следующее президентство не за горами.
Особенно неудобно теперь должно быть спикеру Совета Федерации, лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову, который позиционировал свою партию как пропрезидентскую левую, в противоположность пропрезидентской правой «Единой России». Миронов уже успел прокомментировать решение Президента: «Руководство «Единой России» должно и себе, и всему народу честно сказать, что это будет победа не «Единой России», а победа главы государства Владимира Путина». И добавил: «Единая Россия», как самодостаточная и самостоятельная политическая сила, так и не состоялась и уже не состоится».
Ну не состоялась... А оно ей надо?