Ау, средний класс!
Кого из россиян официально зачислили в благополучные.
Росстат подвел итоги 2006 года: реальные доходы увеличились на 10 процентов, номинальная зарплата выросла на треть и в среднем составила 10,7 тысячи рублей. Если не брать в расчет 38 миллионов пенсионеров, а также маргиналов и нищих селян, которые только портят статистику, можно было бы как минимум половину оставшихся считать людьми вполне обеспеченными. Но не получается: между прослойкой богатых и доходами остальных граждан остается огромный разрыв. Такой, что социологи продолжают спорить, есть ли вообще в России средний класс. Выяснить это попытались корреспонденты "Труда".
Социологи могут перевести дух. В многолетних спорах, есть ли в России средний класс (до этого почти столь же умозрительных, как есть ли жизнь на Марсе), возможно, поставлена точка. На днях Институт социологии РАН совместно с германским фондом имени Эберта представил общественности аналитический доклад "Городской средний класс в современной России". 170 страниц! Авторы солидного исследования уверяют: есть у нас средний класс. На конец 2006 года он составил 20 - 22 процента. То есть каждый пятый горожанин.
Считали и так, и эдак, используя разные подходы. Остановились на следующих критериях: образование (не ниже среднего специального), уровень доходов (выше среднего в регионе - примерно 10,5 тысячи рублей на каждого члена семьи), характер труда (нефизический, предпринимательство) и самооценка человеком своего социального статуса. Опросили экономически активных людей от Москвы до самых окраин (включая Санкт-Петербург, города Черноземья и Нечерноземья, Сибири, Поволжья, Татарстана, Краснодарского и Хабаровского краев). Вот и вышло, что не так уж и тощ слой середняков, которые, как известно, в силу своей активности создают благосостояние своих семей и страны. В общем, им есть что терять, поэтому они за стабильность и процветание.
Близко к ним примыкает так называемая периферия, которая не дотягивает до середняков по какому-то одному критерию. Например, если бы учителям зарплату побольше, а "индивидуалам" образование повыше... и был бы полноценный представитель среднего класса! Как в гоголевской "Женитьбе": вот бы к носу одного жениха - губы другого, да прибавить дородности третьего...
Как выяснилось, средний класс тянется к мегаполисам. В городах-миллионниках социологи к нему причислили 28 процентов населения. Если же оценивать более мелкие населенные пункты, то доля таких людей в 1,5 раза ниже. Богаче всех, понятно, Москва: здесь 68 процентов представителей среднего класса имеют доход выше среднего. По доходам этот слой не однороден: одни ближе к беднякам, другие - к богачам. Примерно 85 процентов имеют собственную квартиру или дом, 35 процентов - дачу, 33 - гараж, 8 - второе жилье.
Исследователи разделяют средний класс на новый (профессионалы нового типа - вроде менеджеров) и старый (хозяева небольшого бизнеса, массовая интеллигенция). И те, и другие - люди активные, образованные, открытые для новых знаний. Они относятся к работе не только как к источнику средств, но и как возможности самореализации. При этом больше половины имеют дополнительный заработок. В целом середняки удовлетворены своим статусом, хотя многим хочется большего. И далеко не все уверены в завтрашнем дне. Вероятность того, что в ближайшие 2 - 3 года они могут оказаться безработными, исключает лишь 21 процент. Тем не менее они вряд ли пойдут на баррикады, пока не затронуты их личные интересы (как в случае с обманутыми дольщиками или жителями Бутова).
А вот самое удивительное открытие: в России основным параметрам среднего класса наиболее соответствуют госслужащие, в том числе - чиновники. Они оттеснили на второй план даже прослойку менеджеров. Представители малого и среднего бизнеса по присутствию в среднем классе лишь на третьем месте. Это наша национальная особенность свидетельствует, что государевым людям при хлебной должности живется куда сытнее, чем всем прочим гражданам.
Может ли пополниться средний класс и за счет какой категории граждан? По мнению зам. директора Института социологии РАН Натальи Тихоновой, резерв есть, но небольшой: "Если экономика будет по-прежнему на подъеме, то максимум, до чего может вырасти средний класс, - 35 - 36 процентов. Чтобы стало больше, нужны серьезные структурные изменения в экономике, включая развитие малого и среднего бизнеса".
Вместе с директором ВЦИОМ Валерием Федоровым мы попытались определить внешние признаки принадлежности к среднему классу. Остановились на следующих параметрах. Стабильные доходы (10,5 - это для провинции, а в Москве порог следует поднять до 15 тысяч рублей на члена семьи). Обязательно наличие собственной квартиры. Должно хватать не только на еду, одежду, но и приобретение бытовой техники. Автомобиль - тоже не роскошь, хотя бы отечественный или недорогая иномарка. Один раз в год проводить с семьей отпуск на море. И по необходимости пользоваться платными услугами - в лечении и обучении детей.
Судя по опросам ВЦИОМ, типичный представитель среднего класса - это скорее мужчина, чем женщина (как правило, им меньше платят). Молодой человек или среднего возраста (на Западе наоборот: чем старше человек, тем больше у него накоплений). С высшим или незаконченным высшим образованием. Скорее умственного труда, а не физического. Может быть государственным служащим или даже свободным художником. То есть к службе не привязан, а зарабатывает оказанием услуг, например программированием. Короче, красивый, умный, в меру воспитанный мужчина в самом расцвете сил... Вот такой у нас очень "средний" герой среднего класса.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов:
- 10,5 тысячи рублей на члена семьи? Это из советских представлений о среднем классе: на хлеб и колбасу хватает, есть садовый участок и старый "москвич". Нужно брать те же параметры, как на Западе, где главный критерий - спрос. Например, сколько людей ездят за границу. Вот в Японии из 130 миллионов жителей 50 миллионов каждый год отправляются отдыхать за границу. А сколько у нас могут себе это позволить? Я слышал, что 10 миллионов. Значит, средний класс - 6 - 7 процентов. Это в лучшем случае. А если быть до конца честным, то верхушка из 5 процентов живет хорошо, а дальше - провал. В развитых странах структура общества такова: 20 процентов богатых, столько же бедных, остальные 60 процентов - средний класс. Именно таким должно быть соотношение для страны, претендующей на одну из ведущих позиций в мире.
Михаил Делягин, политик и экономист:
- У нас путают понятие "средний класс" с представлением "жить, как все". Но это совершенно разные вещи! На 10 - 11 тысяч рублей можно сводить концы с концами только в глухой провинции с очень низкими ценами. В крупных и средних городах этого хватит лишь на еду и оплату квартиры, но почти ничего не останется на развитие личности, что, собственно, и отличает "середняка" от малоимущего. Средний класс на Западе - это буржуа. А если человек перебивается от зарплаты до зарплаты, то к этой социальной группе он отношения не имеет.
Андрей Юрков, генеральный директор рынка "Агрокомплекс" на Ярославском шоссе:
- В Москве к среднему классу относятся семьи, где доход на душу не меньше 20 тысяч рублей. В последнее время мало кто из рыночных торговцев имеет такие деньги. Стабильный заработок есть только у тех, кто сидит на опте, а у остальных сегодня густо, завтра пусто.
Сейчас средний класс пополняют другие люди. В первую очередь работники крупных фирм - например, рекламных, строительных или связанных с сырьевым сектором.
А КАК У НИХ?
В США главным критерием принадлежности к среднему классу считается уровень доходов. Кроме того, должны быть в наличии собственное жилье, автомобиль, возможность делать дорогие покупки и регулярно путешествовать. А еще обязательны банковские счета или инвестиционные накопления. В зависимости от доходов в среднем классе выделяются три подгруппы - "нижняя" (2-5 тысяч долларов в месяц), "средняя" (5-10 тысяч) и "верхняя" (10-20 тысяч долларов).