Кадырову не дают президентский пост

29/01/2007 - 18:38

Взбаламученной оказалась политическая жизнь Чечни в четверг 25 января, в пятый день мусульманского Нового года, в священную декаду месяца Мухаррам. В то утро московский "Коммерсантъ" внезапно объявил, будто бы нынешний президент республики Алу Алханов намерен покинуть свой пост. Солидная газета ссылалась на безымянный источник в канцелярии президентского полпреда в ЮФО Дмитрия Козака. Якобы г-ну Алханов уже сам готов оставить бремя президентской власти и ему уже подыскано высокое кресло в центральном аппарате МВД в Москве.

Помимо этих слухов, сам премьер Чечни Рамзан Кадыров накануне, на совещании со своими министрами, внезапно ткнул пальцем в одного из них – министра труда и социального развития – и не много не мало назвал ему человеком, достойным быть новым президентом республики. Как расшифровали этот ход наблюдатели, Рамзан Кадыров действительно готовиться отстранить Алу Алханова от власти и стать наконец единоличным правителем Чечни, а несчастный министр труда понадобился ему лишь для соблюдения демократической формальности – ведь по закону президент России, когда будет рекомендовать чеченскому парламенту кандидатуры, должен выставить минимум двух соискателей поста главы республики. Проблема, однако, в том, что Дмитрий Козак, который опять же по закону и должен "проводить в республике консультации и подбирать достойных кандидатов", не питает никаких иллюзий относительно Рамзана Кадырова, и вряд ли в ближайшее время захочет рекомендовать эту кандидатуру Москве на смену Алу Алханову.

В тот же пятый день месяца Мухаррам, уже пополудни Дмитрий Козак опроверг пущенную "Коммерсантом" молву о скорой смене власти в Чечне.

Нечаянно, однако, была пущена эта молва или нарочно, она лишний раз "протестировала" и Ростов, где сидит Дмитрий Козак, и Москву, где сидит принимающий окончательное решение Владимир Путин, на предмет того, каковы ныне позиции Кадырова. Не пора ли, мол, доверить ему полноту всей власти в ранее мятежному краю.

Рамзану Кадырову, в общем-то, есть что положить на стол. Не только по сообщениям его придворной пресс-службы, но и в реальности можно говорить о том, что полыхавший все 90-е годы в республике мятеж вполне подавлен. Активность боевиков сошла на нет, по ночам в Грозном уже давно не стреляют, с сентября сдалось четыреста пятьдесят "участников незаконных вооруженных формирований", в том числе и высокопоставленные командиры. Хотя это не личная заслуга Кадырова, но убиты и Шамиль Басаев, и номинальный "президент Ичкерии" Абдулхалим Садуллаев. По сути "вторая чеченская война" окончена, хотя никто из серьезных аналитиков и не поручится, что однажды не вспыхнет "третья чеченская", поскольку до настоящего мира республике еще далеко.

Тем не менее, председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев недавно с радостью констатировал, что число терактов в Чечне по официальным данным упало за последние годы в четыре раза. Если верить данным МВД, число особо тяжких преступлений в республике снизилось в 2006 году относительно 2005 на 26,7 %, а преступлений с применением огнестрельного оружия упало на 33,3 %.

Как сообщили "НП" в пресс-службе МВД по ЧР, в прошедшем году изъято из незаконного оборота 1170 единиц огнестрельного оружия, около 108 тыс. 800 единиц различных боеприпасов, 1295 снарядов, фугасов и мин, 113 самодельных взрывных устройств, более 2,4 тонн взрывчатых веществ. Возбуждено 497 уголовных дел по факту организации НВФ или участия в нем. Отмечено снижение числа зарегистрированных преступлений в 13 районах республики. Таким образом, количество общей раскрываемости преступлений по республике увеличилась на 6,3 %, что составила 76,8 %. Число зарегистрированных похищений человека по республике снизилось на 63,7 %. Раскрываемость похищений возросла на 15,2 %.

Несмотря на очевидные успехи в противоборстве с боевиками, в Кремле не торопятся отдавать в руки Кадырова полную власть. Именно поэтому – в качестве противовеса – в Грозном остается умеренный Алу Алханов, остается в странной роли номинального президента, лишенного реальных рычагов власти – как контроля над денежными потоками, так и контроля над силовым структурами. Не может Алу Алханов добиться и реального уважения как среди рядовых жителей Чечни, так и среди элиты – время от времени его принародно позволяют себе бранить и призывать к уходу в отставку сподвижники Рамзана, как, например, глава нижней палаты чеченского парламента Дукваха Абдурахманов.

Никто не даст руку на отсечение, что Рамзан Кадыров, полностью завладев властью в Грозном, не поднимет в одно прекрасное утро уже свой собственный мятеж. Для этого у Рамзана есть весь потенциал – и собственные прекрасно оснащенные боевые отряды, которым не впервой воевать с "федералами", и высокая популярность, и деньги, набранные взаймы у московских банков, и, наконец, идеология – он не раз заявлял, что одновременно служит "Исламу и Российской Федерации", и вскользь проговаривался, что состоит в суфийском братстве – тарикате. Это мусульманский монашеский орден, отдаленный аналог средневекового германского Тевтонского ордена. Как известно, служить одновременно и шариату, и российским законам невозможно – надо выбрать что-то одно.

Не случайно уже во все тот же четверг 25 января премьер Кадыров вдруг заявил, что намерен добиться пересмотра уголовного дела в отношении жительницы Чечни Зары Муртазалиевой, осужденной и отбывающей наказание в колонии по обвинению в попытке совершения теракта в Москве. Хотя следователи ФСБ год назад доказывали в суде, что Муртазалиева – злейшая террористка и пособница Басаева, г-н Кадыров выразил сомнение в виновности осужденной. "Эта девушка обратилась ко мне за помощью, просит оказать содействие и перевести ее для отбывания срока в одну из тюрем на территории Чеченской республики. Я поручу заняться этим вопросом предметно", – отметил Кадыров. Кроме того, премьер пообещал добиваться пересмотра и большинства других "сфабрикованных дел", по которым были осуждены после 1999 и оказались в российских тюрьмах тысячи жителей Чечни. "Многие подписывали протоколы допросов зачастую из-за элементарного незнания русского языка", – сказал чеченский премьер.

Иные московские политологи уже прочат Рамзану Кадырову аж выход на международную авансцену. Сергей Марков, который слывет неофициальным глашатаем Кремля, например, оценил как крайне удачную недавнюю миссию чеченских миротворцев в Ливане и предположил, что Рамзан Кадыров мог бы отныне играть роль посредника на Ближнем Востоке, и даже в Ираке – вести переговоры между американцами и тамошними боевиками.
Кремль не случайно указывает чеченскому премьеру на далекий Багдад – многие здесь предпочли бы, чтобы мощный инстинкт власти, который бьется в жилах Рамзана Кадырова, нашел бы для себя выход за пределами Российской Федерации.

Джирджис ГАФАРОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ